Статья "Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами"
статья

Тиунова Татьяна Николаевна

В статье раскрыта тема общения и возникновения детских конфликтов. Представлены игры по развитию навыков общения со сверстниками.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_moi_ped_priemy_upravleniya_detskimi_konfliktami.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами»

Общение – основной инструмент для разрешения большинства конфликтов – само по себе часто бывает причиной конфликтной ситуации. Любое нарушение общения может привести к конфликту.

В детском возрасте конфликтных ситуаций очень много и  в них порой бывает трудно разобраться. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам.

Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.

Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений.

Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтов: 1. Стратегия игнорирования. 2. Стратегия подавления и наказания.                 3. Стратегия сотрудничества.

В группе детей в определенное время нужно поддерживать здоровый нравственно-психологический климат, показывать уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, проявлять доброжелательность, организовывать продуктивную деятельность, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным тоном, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка. Оценки должны касаться только поступков детей. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях.

          Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, развивающей среды группы.

В работе с детьми по развитию навыков общения детей со сверстниками я использую:

- сюжетно-ролевые игры «Больница», «Путешествия», «Военные», «Семья», «Зоопарк», «Помощники» и др.;

- проблемные ситуации;

- продуктивную деятельность: «Вежливые слова», «Дерево доброты», «Новый цветок», «Портрет друга», «Подарок малышам», «Птицы – наши друзья», «Кормушка», «Моя семья», «Мое настроение».

- имитационные игры: «Ласковый котенок», «Озорной воробей», «Я хочу с тобой дружить», «Капризки», «Нехочуха», «Веселая зарядка», «Сражение двух племен», «Маленькое приведение»;

- игры на взаимодействие: «Вежливый котик», «Знакомство», «Цветок доброты», «Добрый дождик», «Заботливый хозяин», «Школа дружбы», «Палочка-выручалочка».

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- психогимнастика: «Драка», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Сосулька», Шалтай-болтай», «Зеркало».

- социально-поведенческие тренинги: «Изобразить роль обидчика и обиженного», «Сердитая старуха».

- чтение и обсуждение художественных произведений: «Азбука вежливости», Г.Остер «Будем знакомы», Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?», С.Маршак «Урок вежливости», В.Осеева «Плохо», «Снегурушка и лиса», Л.Толстой «Два товарища», В.Драгунский «Тайное становится явным»;

- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов;

- беседы «Мое настроение», «Твои любимые игры», «Можно ли нарушать правила в игре?», «Как нам познакомиться?», «С кем ты дружишь в группе?», «Учимся честно говорить о проступке», «Волшебные слова», «Когда нам бывает стыдно?», «Что такое обида?».

При решении конфликтных ситуаций внимательно выслушиваю обе стороны. Использую в разговоре поддержку, прояснения, уточнения. Беседы проходят в непринужденной, спокойной обстановке.

Вывод: Конфликты вносят в нашу жизнь дисгармонию, разрушение и здесь требуется особая работа по их преодолению. Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения.

Таким образом, необходимо идти на контакт, обсуждать открыто существующие противоречия, избегать неясностей, научиться правильно слушать, выражать свои чувства и желания в вежливой форме.

Список используемой литературы:

  1. Лучшие рефераты по психологии / И.Д.Березина. Серия «Банк рефератов». – Росто – на – Дону: Феникс, 2001г, стр. 236.
  2. Максимова М. В. Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 168-171. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1327/ (дата обращения: 26.01.2019).
  3. Прикладная конфликтология: Хрестоматия. К.В.Сельчонок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  4. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2006г.
  5. Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)/ Л.А.Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2013г.
  6. http://a2b2.ru/methods/24967_detskie_konflikty_i_sposoby_ih_preodoleniya_konsultaciya_dlya_pedagogov.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для педагогического часа с воспитателями Тема: "Детские конфликты"

Причины возникновения конфликтных ситуаций.Тренинг педагогов в умении разобираться в группах детей, которые часто идут на конфликт. Обсуждение фразы «разрешение конфликта – это….» Основные способы р...

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду»....

Способы разрешения детских конфликтов и методы управления ими

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместых усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все воспринимают...

«Педагогические приемы управления детскими конфликтами»

Педагогические приемы управления детскими конфликтами...

Педагогические приемы управления детскими конфликтами

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте &nda...

Педагогические приемы управления конфликтом.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к ест...