Конспект НОД по познавательному развитию (раздел "Приобщение к социокультурным ценностям") по теме"Русская берёза".
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект НОД по познавательному развитию (раздел "Приобщение к социокультурным ценностям") по теме"Русская берёза".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки»

в средней группе №7 «Дельфин»

на тему: «Русская берёза»

Подготовила и провела:

воспитатель Климина А.А.

г. Когалым

2019 год.

«Русская береза»

Цель:

-  Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берѐзе.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать работу по накоплению социокультурной категории «Образ»;

- Довести до понимания детей, что береза является символом России;

- Учить передавать характерные особенности изображения берѐзы ;

- Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- Вызвать эмоционально-положительное отношение к берѐзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

Развивающие:

- Развивать у детей умение выражать свои добрые чувства. 

- Развитие мотивации на общение со взрослыми.

Воспитательные:

-  Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарная работа:

  1. Обогащение словаря: белоствольная, береста;
  2. Активизация: кудрявая, стройная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание аудиозаписи «Щебет птиц», разговор в ресурсном круге, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений,  музыкально-ритмические движения, пальчиковая гимнастика, рисование.

Предварительная работа: чтение рассказа К.Д.Ушинского «Берёзка», разучивание стихотворений  о березе, беседа «Берёза – символ России», рассматривание иллюстраций с изображением берёзы в разное время года, дидактическая игра «Разрезные картинки», разучивание музыкально-ритмических движений под русскую народную песню, разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по полю гулял».

Материал к НОД: макет берёзы, аудиозапись «Щебет птиц», иллюстрации с изображением берёзы, разрезная картина с изображением берёзы (2 шт.), платочки для девочек, шкатулка, разноцветные ленточки, листы для изо-деятельности из тетради «Истоки», карандаши, магнитофон.

Ход НОД:

( Дети и родители сидят на стульях.  Звучит аудиозапись «Щебет птиц» )

        

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз, но сначала попробуйте отгадать загадку:

Загадка:
     Русская красавица

стоит на поляне,

В зелѐной кофточке,

в белом сарафане.

Дети: Берёза.

(Родитель вносит макет берёзы)

Воспитатель: Посмотрите, вот и она, наша русская березка. Что вы можете рассказать о берѐзе? (Выслушивает ответы детей) За что вам нравится берѐза? (Выслушивает ответы детей) Вы знаете, какое дерево является символом России? Давайте посмотрим на него повнимательней.

(Рассматривание иллюстраций «Берёза в разное время года»)

Воспитатель: Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за еѐ красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. У всех берез очень необычная кора.

-Чем необычна кора березы? (Ответы). 

-Березу за еѐ кору называют белоствольной. (Дети повторяют). 

- Белую кору называют берестой (Дети повторяют).

Игра « Собери целое из частей» (8 частей)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю собрать картинку из нескольких частей.  Разделитель на две команды и принимайтесь за дело.

(Дети собирают на мольбертах  картинки)

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые берѐзки у вас получились, вы правильно и быстро собрали картинку!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем стихотворения о красавице-берёзке, предлагаю рассказать их нашим мамам и папам.

 Дети читают стихотворения:

 1. У задумчивой березки на ветвях висят сережки.

     Ты, березка, не грусти, почки в листья распусти.

2.  Белоствольная берѐза – символ Родины моей.

     Нету деревца другого сердцу русскому милей.

3. Люблю берёзку русскую,
    То светлую, то грустную,
    В белёном сарафанчике,
    С платочками в карманчиках.
    С красивыми застёжками.
    С зелёными серёжками.
    Люблю её нарядную,
    Родную, ненаглядную.
   

Воспитатель:  Спасибо, вам, ребята за стихотворения. В старину вокруг берёз часто водили хороводы.

Хоровод «Мы вокруг берѐзки»

1.Посмотри берѐзка, мы к тебе идѐм.

Яркие платочки мы тебе несѐм. (Дети идут по кругу) 

Припев: Ты березка посмотри, посмотри

С нами вместе попляши, попляши. (Кружатся на месте). 

 2.Девочки к берѐзке ближе подойдут.

Яркими платочками весело взмахнут. (Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).

Припев: Ты березка посмотри, посмотри

С нами вместе попляши, попляши. (Кружатся на месте).

3.Разошлись ребятки и пошли гулять. Про берѐзку песню нежно напевать. (Идут в разных направлениях, гуляя.)

Припев: Ты березка посмотри, посмотри

С нами вместе попляши, попляши. (Кружатся на месте). 

 (Дети и родители выполняют музыкально-ритмические движения под русскую народную мелодию «Мы вокруг берёзки», у девочек и мам в руках платочки.)

Ресурсный круг:

Воспитатель: Ребята, о русской берёзе писали не только песни и стихи. Есть много рассказов и сказок о белоствольной красавице. Садитесь поудобнее, я вам сказку расскажу о полевой берёзоньке.  

Воспитатель читает сказку:

Плачет одинокая полевая березонька, увидала красную девицу Марьюшку , плачет, бедная:

- Марьюшка, Марьюшка, сходи за водичкой, полей мои корешки сухие – опадут мои листочки молодые!

- Сходила бы я за водичкой, да рассохлись ведёрки дубовые , мелкие ручейки в землю ушли.

Увидала Марьюшка слезоньки у белой березоньки, пожалела. Стала  дождик закликать:

- Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей.

На меня -  по ложке,

На людей - по плошке,

На березушку-

Малой грозушкой!

Тут тучка пришла, дождя принесла. Матушку-землю полила, да не уходила. Марьюшка опять стала радугу звать:

- Радуга – дуга!

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка!

Перекинься на луга,

Уведи с собой дождя!

Перекинулась радуга – дуга на зеленые луга кольцом – колесом, тучу унесла золотым концом. У березоньки просохли слезоньки, повернулась она к Марьюшке боком и угостила сладким соком.

Да и принесло нам это летечко: грибы в берестечко, ягоды в лукошко, красно солнышко в окошко, дождичка немножко.

(Беседа по содержанию сказки)

Воспитатель:

-Как Марьюшка помогла берёзоньке?

- Как отозвались дождик и радуга на просьбы Марьюшки?

- Как отблагодарила Берёзка Марьюшку?

- Что люди получили в благодарность за доброе слово Марьюшки?

- Какие добрые и ласковые слова вы можете сказать нашей берёзке?

Воспитатель: Вот какими красивыми, ласковыми словами вы рассказали про берёзку. Спасибо вам за это, мои добрые и ласковые ребята.  Предлагаю каждому из вас нарисовать свою берёзку.

 

 (Дети и родители проходят и рассаживаются за столы. На столах приготовлены страницы из тетради « Истоки» и цветные карандаши)

Воспитатель: Давайте разомнѐм наши пальчики, чтобы они были послушными.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал

Листья у берѐз считал        

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы загибать,

А потом, а потом по порядку разогнѐм.

(Дети и родители рисуют берёзу, под фоновую музыку «Во поле берёза стояла», готовые рисунки размещают на магнитной доске.)

Воспитатель: Какие красивые белоствольные берёзки у вас получились, ребята. Вижу, и родители очень старались. Молодцы!

- У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берѐзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Давайте, каждый завяжет на берѐзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться.

(Дети и родители берут ленточки, привязывают на макет берёзы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Заколдованная страна (транспорт)»

Конспект занятия по познавательному развитию.  На занятии дети классифицируют транспот (городской, железнодорожный, водный, воздушный)...

Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Заколдованная страна (транспорт)»

Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: приобщение к социокультурным ценностям» по теме: «Россия – родина моя!» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

Обобщение знаний детей о России, закрепление знаний о флаге , гербе , гимне, формирование уважительного отношения к государственным символам. Воспитание у детей патриотического чувства к Родине....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»...

Конспект СИОС по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям. В старшей группе.

Тема: Профессия-животновод. Трудовые династии.Цель: Формирование позитивного отношения к труду взрослых....