Знакомство дошкольников с предметным миром – миром вещей во времени – в образовательной и музейной среде (из опыта работы)
статья

ЛЕОЩЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

 

                                                Знакомство дошкольников

          с предметным миром – миром вещей во времени –

                    в образовательной и музейной среде (из опыта работы)

 

 

 

 

 

Т. С. Леощенко

воспитатель,

 

 

 

 

В последнее время в нашем мире идей стремительное развитие науки, когда на смену одной технической новинке приходит другая с такой быстротой, что мы не всегда успеваем следить за этим прогрессом. Современный ребёнок от рождения окружён продуктами технического прогресса, которые, к сожалению, часто закрывают у ребёнка желания познавать мир в его реальном окружении, (телевизор, компьютер, планшет  т.д.), отводят детей от статичного мира окружающих его предметов.

Знакoмство с oокружающими челoвека вещами  начинается с рoждения и продолжается всю жизнь. Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

Безусловно, вещи меняются со временем: меняется не только их практическое назначение и внешнее оформление. Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов и смысл вещей. Перед взрослыми, как носителями опыта, стоит задача - открыть ребёнку мир вещей, помочь сориентироваться в их огромном мире, познакомиться не только с современными вещами, но и с теми, которые уже стали историей, культурным наследием прошлого.

Обращение к теме работы «Жизнь вещей во времени» было продиктовано, прежде всего, практическим опытом и понимаем значимости данной темы в воспитании дошкольника.

В истории педагогической мысли ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач. На современном этапе развития дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности.

Основная цель, проводимой практической работы по данной теме : формирование отзывчивости к красоте вещей; развитие художественного восприятия окружающего мира и мира предметов, хранящихся в музее; воспитание эстетического отношения к действительности и музейной коллекции.

Основная задача раскрыть основные теоретические положения, раскрывающие пути развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру на примере практического опыта, сложившегося в процессе тесного взаимодействия с музеем

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у дошкольников представление о понятиях «вещь», «окружающие мир»», «музей», «экспозиция»;
  • дать знания о назначении предметов окружающего мира и предметах, хранящихся в коллекциях музеев – как свидетелей развития человеческой цивилизации;
  • дать элементарные знания об истории появления различных предметов на разных этапах развития цивилизации;
  • познакомить с материалами, из которых изготавливают различные вещи  и их качественными характеристиками;

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса дошкольников на материале ознакомления с историей предметного мира;
  • развитие эстетического вкуса, (цвет, форма)

Воспитывающие:

  • создание условий для воспитания бережного отношения к вещам, как к памятникам истории и культуры, к предметам окружающего мира;
  • помочь осознать важность предметного мира в жизни человека независимо от материальной ценности, времени создания и известности.

В педагогической науке степень разработки данной проблемы достаточна высока и находится в стадии постоянного развития. В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики  такими, как Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. На современном этапе эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги - В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А. Козлова, по-прежнему придают особое значение приобщению детей к социальному миру.(1)

Важным этапом в развитии учебно-воспитательной системы в детском саду стало сотрудничество с Краеведческим музеем. Включение в педагогическую практику музейной педагогики позволило педагогами детского сада выйти на новый этап изучения теоретических основ художественного образования и воспитания. Это привело к включению новых форм и видов работы с дошкольниками, а, следовательно, к систематизации практической деятельности в области художественно-эстетического воспитания, активному включению музейной среды города в образовательный и воспитательный процессы.

На мой взгляд, ознакомление старших дошкольников с предметами  окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, входе которого происходит их социализация интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и распределение материала по возрастам должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности систематичности.

Свою работу я начала со определения цели, задач и основных методик, которые будут использованы в практическом опыте и постоянно развиваться и совершенствоваться. В ходе практической деятельности при ознакомлении с миром вещей особое место было определено игровой деятельности детей и включению в образовательный процесс методов музейной педагогики.

В данной работе представлен методический материал, который стал результатом практической деятельности над данной темой в образовательном пространстве детского сада и в музейной среде.

Результаты ежегодных психологических обследований, анкетирования родителей детей, опросов дошкольников, проводимых в детском саду, показывают, что созданная и реализуемая система работы даёт более высокий уровень общего развития детей (внимание, память, мышление, словарный запас, творческие способности) относительно стандартных показателей, в том числе при изучении темы «Жизнь вещей во времени (2)

Тесное взаимодействие воспитателя детского сада и музейных сотрудников исторического музея Горгипия в городе Анапа, в решении поставленных выше задач получило положительный результат в художественно-эстетическом воспитании, что и отражено в основном содержании данной работы.(3)

 

                                               Литература:

 

1.Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей.

Монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2.Нуждина М.Д. Энциклопедия для малышей. Мир вещей. – Ярославль, 1998.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие. – М.; 2001.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

Знакомство дошкольников с предметным миром – миром вещей во времени – в образовательной и музейной среде (из опыта работы)

Знакoмство с oокружающими челoвека вещами  начинается с рoждения и продолжается всю жизнь. Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом де...

Методические рекомендации для организации развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы)

В этой методической рекомендации можно посмотреть и оформить РППС своей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Вашему вниманию предлагаю центры развития, которые я оформила в соответствии с тре...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению окружающего мира дошкольников с предметным миром на тему "Путешествие в прошлое телефона".

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению окружающего мира дошкольников с предметным миром на тему "Путешествие в прошлое телефона"....

Курсовая работа "дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром"

Предметный мир  в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь  научится ориентироваться в  многообразии предметного мира, использовать предметы по назнач...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании дошкольников средствами музейной педагогики». (из опыта работы) (Педсовет)

общение педагогов с родителями воспитанников ДОУ всегда было и остается актуальным вопросом, одной из сторон которого является поиск рациональных путей взаимодействия. В рамках музейной педагогики на ...

"Развитие функций речи у дошкольников с ТНР средствами музейной педагогики" (из опыта работы)

quot;Развитие функций речи у дошкольников с ТНР средствами музейной педагогики" (из опыта работы)...