ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Алексеева Фанзиля Шамиловна

Проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников, является одной из актуальных проблем ХХI века.

 

Как отмечает А.М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантических конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_ustnoy_rechi_u_detey.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеева Ф.Ш.

Проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников, является одной из актуальных проблем ХХI века.

Как отмечает А.М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантических конструкций [1, с.9].

Психолингвистические исследования свидетельствуют о том, что центральной категорией развития синтаксиса детской устной речи является соотнесение содержания высказывания с действительностью (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович).

Более широкое и более правомерное понимание речи было высказано Н.И. Жинкиным. Он говорил о том, что речь не только проявление языка, а имеет собственные функциональные и структурные особенности, она – объект изучения многих дисциплин, связанных с языком [2, с. 98].

Как говорит А.И. Максаков, начальный период речевого онтогенеза – это этап формирования внутреннего опыта ребенка, значения как явления формирующегося сознания и в этом своем качестве предшествующего и подготавливающего речь, это этап формирования протознаков. Для решения поставленных проблем было необходимо исследовать новую большую область начального онтогенеза речи [3, с.28].

По мнению Н.В. Новотворцевой, развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с

другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи [4, с.47].

Проблеме формирования устной речи уделяли внимание такие великие педагоги и психологи, как А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, которые разрабатывали различные модели порождения речи.

Проведенное исследование устной речи в среднем дошкольном возрасте по методике О.С. Ушаковой, которая направлена на изучение устной речи у дошкольников, выявило, что в исследуемой группе детей с высоким уровнем устной речи нет, 6 детей – 60% со средним уровнем, 4 детей – 40% с уровнем ниже среднего.

  • 60% детей исследуемой группы развитие устной речи на среднем уровне. При выполнении заданий эти дети называли отдельные признаки и действия предметов, вместо того, чтобы назвать его определение, при сравнении предметов называют отдельные признаки, плохо подбирают противоположные слова, допускают ошибки при согласовывании слов в числе

  • падеже. Многие дети не произносят шипящие звуки, нечетко произносят фразы, недостаточно регулируют силу голоса. При описании игрушки рассказывают о ней с помощью вопросов взрослого.

У 40% детей устная речь на уровне ниже среднего. Они с трудом вспоминают предметы обобщающих слов, при сравнении предметов не называют признаки отличия не умеют согласовывать слова в числе и падеже,

подбирать уменьшительно-ласкательные формы слов. Дети не произносят сонорные и шипящие звуки, причем не осознают этого. При составлении описательного рассказа предложения не взаимосвязаны, пересказ текста не удается.

Таким образом, в данной выборке детей доминирует средний уровень развития устной речи, что соответствует возрастной норме. Анализ речи детей дошкольного возраста свидетельствует о наличии трудностей в использовании семантических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме.

Это говорит о том, что с детьми необходимо вести психолого-педагогическую работа по развитию речи детей, используя в своей работе различные игры и упражнения по данному направлению развития, в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста. Но, хотелось бы отметить, что уровень устной речи детей можно поднять, используя программу по развитию семантического компонента речи «Тропинки».

Литература:

  1. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев: Рад. школа,

2010. – 176 с.

  1. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь. – М.: Педагогика, 2011. – 246

с.

  1. Максаков  А.И.  Правильно  ли  говорит  ваш  ребенок.  –  М.:

Педагогика, 2012. – 160 с.

  1. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В данной статье размещены матералы о важных аспектах развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Психологические особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте

Психологические особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте.         В педагогической науке можно выделить два противоположных направления в...

Психологические особенности и речевого развития детей дошкольного возраста.

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результат...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В эпоху коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Сегодня каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает к психоло...

Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста

Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста1. СЛАЙД РЕЧЬ – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.Язык являясь важнейшим с...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...