Выступление Формирование народной культуры посредством проектной деятельности.
консультация

Выступление перед педагогами дошкольных учреждений раскрывает этапы работы по проекту "Народные и обрядовые праздники". Участниками данного проекта являются дети, педагоги и родители.Материал рекомендуется воспитателям  и музыкальным руководителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolinina_avgust.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование народной культуры

посредством проектной деятельности.

 В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с народной культурой.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Работа по приобщению детей к народной культуре в детском саду  ведется давно. Опыт работы данного учреждения неоднократно был представлен как на районном, так и на республиканском уровнях. Мною, как музыкальным руководителем,  на предварительном этапе были организованы на музыкальных занятиях, в повседневной жизни наблюдения за детьми, индивидуальные беседы, дидактические и подвижные игры, игры-забавы. С детьми мы рассматривали  иллюстрации, фотографии, картины народных праздников. По результатам проделанной работы у большинства ребят, был отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. И только небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник. 

Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия, педагоги нашего детского сада убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала. Вся эта большая работа по приобщению детей к народной культуре в этом году вылилась в проект «Народные и обрядовые праздники». Участниками данного проекта являются дети, педагоги и родители.

Цель нашего проекта: Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского  и мордовского народов.

Задачами  проекта являются:

1. Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре, через народные праздники.

2. Формировать устойчивый познавательный интерес к народному искусству.

3. Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского и мордовского народов, интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

5. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. Знакомство и проведение народно-календарных праздников, их обычаями и традициями.

Проект проходит в два этапа.  

Первый этап – развивающий, направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирования интереса к дальнейшей музыкальной деятельности. 

Второй этап – репродуктивно-творческий, направленный на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности, найдет свое продолжение с этого года. С детьми на музыкальных занятиях мы планируем учиться сочинять, импровизировать на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

С начала проекта мы провели четыре праздника - «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».

Свидетелями двух праздников - «Масленицы» и «Троицы» стали педагоги города и района, которые  имели возможность убедиться в том,  что  проделанная нами работа  отразилась на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители также обратили внимание, что дома дети с удовольствием поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах.

 Обязательным условием приобщения детей к народным традициям является тесная взаимосвязь с родителями, которые являются первыми помощниками во всех наших начинаниях. Они помогают нам в изготовлении костюмов, игрушек из бросового материала, масок, росписи яиц, изготовлении чучел, проращивании семян к празднику Пасхи, изготовлении шумовых инструментов и многом, многом другом.

 Реализация этого проекта требовала дополнительных знаний и от всех педагогов нашего детского сада. Мои знания по реализации данного проекта в этом году были пополнены на курсах  повышения квалификации.  А воспитателями было прочитано много литературы.  Все это  позволило нам  глубже узнать историю обрядовых праздников.

 Хочется отметить, что первостепенное значение в работе с дошкольниками я, как музыкальный руководитель, придаю воспитанию средствами музыки таких качеств, как доброта, честность, сострадание.

Кроме того, при участии в таких мероприятиях удовлетворяется детская любознательность, так как происходит знакомство с нашей страной, ее историей, современными событиями, музыкальными традициями своего и других народов.

 В заключение, я всем желаю крепкого здоровья, добрых начинаний, крепкой и дружной семьи. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"

Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии...

Выступление на педсовете по проектной деятельности

Выступление на педсовете по проектной деятельности...

Выступление по теме: "Технология проектной деятельности в ДОУ"

В материале представлены технологии проектной деятельности, этапы, виды и классификации проектов,  применяемых в дошкольной организации...

Выступление на РМО «Реализация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Будь осторожен на дороге »

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую сами дети являются виновниками дорожно–транспортных происшест...