Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»
проект

Паршина Наталья Николаевна

Актуальность и перспективность опыта.

Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у  подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отечественными педагогами среди первостепенных и наиболее значимых. В ряде научных работ устанавливается прямая взаимосвязь между здоровьем и счастливой полноценной жизнью, здоровье рассматривается как важный аспект счастья, непреходящая ценность. В работах обращается внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, на создание условий для воспитания в ребенке бодрости духа, активности, выносливости и формирования здорового образа жизни. Считается, что именно период дошкольного детства обеспечивает единство физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития подрастающего поколения. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации обозначенных задач в практической деятельности дошкольных образовательных организаций. Несмотря на ценность психолого-педагогических работ по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, многие аспекты остаются мало изучены. Недостаточно раскрыты содержание, средства, методы и приёмы формирования ценностного отношения к здоровью у детей 5-6 лет, что не позволяет педагогам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_2021.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Паршиной  Н.Н.

Введение

Тема: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности »

Автор: Паршина Наталья Николаевна

Образование: «Организатор-Методист дошкольного образования»

Мордовский государственный педагогический институт  им. М.Е. Евсевьева,  

№ диплома: № 1013050456960, дата выдачи: 29 января 2016 г.

 «Педагогический стаж: 6 лет

Стаж работы в данном ДОУ: 14 лет

Стаж работы в должности: 6 лет

Повышение квалификации: 2020 г. ГБУ ДПО «МРИО»

Квалификационная категория: первая

Дата последней аттестации: 26.11.2016г

Занимаемая должность: воспитатель.

Актуальность и перспективность опыта. 

Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у  подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отечественными педагогами среди первостепенных и наиболее значимых. В ряде научных работ устанавливается прямая взаимосвязь между здоровьем и счастливой полноценной жизнью, здоровье рассматривается как важный аспект счастья, непреходящая ценность. В работах обращается внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, на создание условий для воспитания в ребенке бодрости духа, активности, выносливости и формирования здорового образа жизни. Считается, что именно период дошкольного детства обеспечивает единство физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития подрастающего поколения. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации обозначенных задач в практической деятельности дошкольных образовательных организаций. Несмотря на ценность психолого-педагогических работ по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, многие аспекты остаются мало изучены. Недостаточно раскрыты содержание, средства, методы и приёмы формирования ценностного отношения к здоровью у детей 5-6 лет, что не позволяет педагогам дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) эффективно использовать потенциал игровой деятельности в воспитательно-образовательной работе с старшими дошкольниками.

Таким образом, вышесказанное говорит об особой актуальности обозначенной проблемы. Противоречие между потребностью общества в формировании ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников в процессе игровой деятельности и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого вопроса определило проблему настоящего исследования: поиск и определение психолого-педагогических методов, приёмов и форм организации и использования игровой деятельности как эффективного средства формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность:

В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих культурных ценностей базисной является здоровье, ибо оно определяет возможность освоения человеком всех других ценностей и является залогом жизнестойкости и прогресса общества.

Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что задача воспитания здорового человека должна решаться уже в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы ценностное отношение к своему здоровью во многом может определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков. Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей. Особую актуальность приобретает игровая деятельность, являющаяся в данном возрасте ведущим видом деятельности. Игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости и являются профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.

Условия формирования опыта , условия возникновения опыта и становление опыта.

Работая в детском саду мной было замечено что для улучшения здоровья необходимы не только медицинские нововведения, но и изменения на уровне образовательных организаций, задачами которых должны быть: использование здоровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация школьников на здоровый образ жизни; интеграция медико-биологического, социального и психологического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка.

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью

являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни;

 

направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и

мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического воспитания за

счет валеологических, психологических, педагогических знаний, умений и навыков; учет

возрастных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью

при организации психолого-педагогического и воспитательно-образовательного процесса;

организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом организация

личностно-ориентированного физического воспитания с учетом  

характеристик личностного отношения к здоровью; стимулирование оздоровительной

активности; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к

здоровью.

Теоритическая база опыта.

Значительный вклад в развитие рассматриваемой проблемы внес педагог и врач П. Ф. Лесгафт. В разработанной им системе физического образования физическое развитие неразрывно связано с духовным, умственным, нравственным и эстетическим развитием. Само физическое упражнение как целенаправленное действие является элементом психофизического процесса. Одним из главных оснований воспитания ребенка он выделяет чистоту.

Особый интерес относительно исследования представляет деятельность Е. Н. Водовозовой. Она справедливо отмечает «Как бы разумно не было поставлено физическое, нравственное и умственное воспитание, оно только тогда может идти правильно и без помехи, достигать успешных результатов, когда нервная система ребенка находиться в совершенном порядке». Одним из главнейших условий для нормального состояния нервов она рассматривает гигиену труда, движение и физическое упражнение.

Не менее значимой для исследования является система воспитания М. Монессори. В отношении физических движений М. Монтессори писала, что «они приходят к нему изнутри и организованы его внутренней жизнью. Не надо препятствовать развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды жизни, что может повлиять на созидание го индивидуальности».

В педагогических работах П. Ф. Каптерева отмечено: «Прежде всего, нужно обратить внимание на развитие силы и укрепление свежести физического организма. Эта забота обусловливается не эгоизмом, а чисто нравственными стремлениями... Физическое самообразование есть самый первый и важный вид самообслуживания вообще…»

Существенный вклад в развитии рассматриваемой проблемы внес отечественный педагог В. А. Сухомлинский. Рассматривая понятие «здоровье» ученый отмечал: «Хорошее здоровье – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности». Среди основных средств сохранения и укрепления здоровья детей он видел во-первых в сознательном соблюдении режима физического и умственного труда, во-вторых в физическом труде, в-третьих, в физическом воспитании.

В более современных исследованиях Н. В. Бордовских, В. П. Озерова, С. Ю. Толстовой, О. Л. Трещевой, С. О. Филлиповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.

В трудах С. В. Васильева, Г. К. Зайцева, Н. Б. Захаревич, Е. Е. Луниной рассматривается проблема формирования здоровьесберегающей культуры работников ДОУ.

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались в исследованиях О. Ю. Толстовой, где достижение положительного результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении дошкольников.

Г. К. Зайцев рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. В основе валеологической работы в образовательных учреждениях должно лежать создание традиций здорового образа жизни и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

По мнению академика Н. М. Амосова «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»

В работах З. И. Тюмасевой подчеркивается особая взаимосвязь проблемы формирования здорового образ жизни с экологическим воспитанием и образованием, поскольку здоровье является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект данной проблемы, по мнению автора, способствует раскрытию взаимосвязи среды организма человека и закреплению в сознании дошкольника ощущения своей неразрывности с природой.

Ряд ученых особую роль в процессе укрепления здоровья подрастающего поколения отводят двигательной активности, подвижности человека как важнейшей предпосылке жизненного счастья и долголетия (Е. Н. Богоявленский, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Кузьмин, В. Я. Лыкова, В. И. Мамчуренко, Г. Б. Сафронова, М. В. Шимановская и др.).

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на ценностное отношение к здоровью – процесс сложный и противоречивый, на который влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технологии воспитательно-образовательного процесса, личность педагога, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Таким образом, необходимо отметить, что проблема формирования здоровья обществом во все периоды его развития рассматривалась среди первостепенных и наиболее значимых. Совокупность рассмотренных точек зрения свидетельствует о том, что главным образом сам человек должен думать, заботиться о своем здоровье, благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье. Современные учёные считают, что человек «обречён» быть здоровым, потому что природой ему для здоровья дано все. Просто нужно знать законы природы и вести себя в соответствии с ними.

План реализации образовательного проекта.

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития физических способностей детей 3-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики физических способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Изучение уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у детей 5-6 лет

Формировать ценностное отношение к здоровью человека, навыки культурного поведения в общественных местах

Формировать представления о семье, как о людях живущих вместе и заботящихся друг о друге;

Знакомство с играми-путешествиями.

Знакомство  нетрадиционными методами физического развития.

Игровой самомассаж.

Пальчиковая гимнастика

Креативная гимнастика

Выявить уровень представлений о здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Определить содержание ценностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Комбинировать знания детей, о медицинских работниках полученные из различных источников, способствовать их отражению в едином сюжете игры;

- Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд;

- Закреплять знания социальных отношений;

- Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия для игровой деятельности;

- Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений, создавая условия для творческого самовыражения;

- Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие; Активизировать и расширять словарный запас;

 Воспитывать желание заботиться о членах семьи;

- Учить создавать ситуации, способствующие проявлении заботливого отношения к членам семьи;

- Способствовать формированию ценностного отношения к здоровью;

- Закреплять культурно-гигиенические навыки;

- Активизировать словарный запас детей

Знакомить детей с виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.

Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.

Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой.Она служит  основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Знакомить детей с гимнастикой.Она включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности.

Индивидуальная деятельность

Анкетирование через индивидуальную беседу (анкета прилагается).

Индивидуальная беседа.

Групповая деятельность

«Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Ветеринарная клиника», «Аптека»

Групповая деятельность

«Семья»

«Дочки-матери»

«Мы идем в гости»

Групповая деятельность

«В мир сказок и чудес»

«Приключения в лесу»

«В стране дорожных знаков»

Групповая деятельность

«Летели утки»

«Гусь»

«Наши ушки»

«Божьи коровки»

«Черепаха»

Групповая деятельность

«Помиримся»

«Помощники»

«Поссорились-помирились»

«Прогулка»

«Маланья»

«Белка»

Групповая деятельность

«Море волнуется раз»

«Я танцую»

«Снежная королева»

«Ай ,да я!»

 

2-3 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа

  1. Повышение педагогической культуры родителей

  1. «Успехи детей»

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

 беседы

Консультации  и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 Обобщение опыта работы

 Доклады,

 презентации

 Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

     2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Анализ результативности опыта:

Ценностное отношение к здоровью определяется наличием у воспитанников значительного объема знаний о здоровом образе жизни, осознаваемых ими, а также умений и навыков, регулярно используемых учащимися в процессе жизнедеятельности без чьего-либо напоминания; стремлением узнать как можно больше о способах сохранения и укрепления здоровья и убедить окружающих (сверстников, друзей) в необходимости ведения здорового образа жизни; систематичностью занятий спортом (посещают спортивные кружки, секции), осуществлением закаливания организма, соблюдением режима дня; обладанием навыками самоконтроля, анализом и критической оценкой своей деятельности, способностью организовать общение со сверстниками, предупреждать возникновение конфликтов.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности ребенка. Используя игровую деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые наиболее ценны для расширения круга представлений о здоровьесберегающем поведении.

Опытно-экспериментальная работа, ориентированная на формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста подтвердила положение о значительных возможностях использования игровой деятельности как средства формирования ценности здоровья.

Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение игровой деятельности, направленной на пополнение информации об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу, развитие физических качеств; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.

Методически правильно организованная работа по организации игровой деятельности с детьми 5-6 лет призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими не только двигательными навыками и умениями, но и активному формированию ценностного отношения к здоровью, здорового образа жизни. Разумное использование резервов игровой деятельности должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий воспитательно-образовательной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности дошкольников и совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию к нему ценностного отношения.

Трудности и проблемы при использовании этого опыта:

На мой взгляд, трудности и проблемы в использовании конкретного опыта заключаются в том, что воспитатель сам должен на достаточно высоком уровне владеть методикой применения формирования ценностного отношения к здоровью детей дошкольного возраста его методов и приёмов Он должен  учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при организации игровой деятельности , формировать интерес у старших дошкольников к собственному здоровью , осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни. А также вовлечь родителей в активную совместную деятельность

    Эту проблему можно  решать  посредствам участия в обучающих семинарах, в мастер-классах; использованием информационно-коммуникативных технологий  для  самообразования.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.

    Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

   Задания можно использовать как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности, а также в ходе индивидуальной работы с детьми.

Список использованных источников

1. Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. – Новосибирск, 2010. – 198 с.

2. Алямовская, В. Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 7-23.

3. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. 2е изд. / Н. М. Амосов. – М : Молодая гвардия, 2009. – 290 с.

4. Аникеева, Н. П. Игра в педагогическом процессе [Текст] / Н. П. Аникеева. – Новосибирск, 1989. – 213 с.

5. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. – М., Просвещение, 1987. – 195 с.

6. Большая медицинская энциклопедия. В 29 томах. – М.: Сов. энциклопедия, 1974. – 1988. – 568 с.

7. Брехман, И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И. И. Брехман. – СПб. : Наука, 2011. – 126 с.

Наглядное приложение

Методика

исследования уровня представлений о здоровье детей старшего дошкольного возраста (беседа)

Цель: выявить уровень представлений о здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Форма организации: анкетирование через индивидуальную беседу (анкета прилагается).

Ход работы:

1. Используя предложенную анкету, проведите индивидуальную беседу с каждым ребенком. Данные занесите в бланк анкеты.

2. Используя таблицу, определите уровень представлений в области здоровья детей, данные зафиксируйте.

№ п/п

Вопросы

Уровни представлений о здоровье

высокий

средний

низкий

1.

Что такое здоровье?

Понятие «здоровье» рассматривает как единое целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных компонентов

При определении понятия «здоровье» выделяет только один-два его аспекта (часто физический)

Затрудняется ответить

2.

Необходимо ли человеку быть здоровым? Почему?

В ответе отмечает необходимость быть здоровым человеком вследствие многих причин, которые сводятся к одному: «если человек здоров – значит, он будет жить полноценной жизнью»

В ответе отмечает необходимость быть здоровым, но аргументировать свой ответ не может

Затрудняется ответить

3.

Что нужно делать, для того, чтобы быть здоровым?

В ответе выделяет достаточное количество (4-8) основных элементов здорового образа жизни

В ответе рассматривает связь здоровья и здорового образа жизни, выделяя при этом один-три основных элементов здорового образа жизни

Затрудняется ответить

4.

А что делаешь ты, чтобы быть здоровым?

В ответе выделяет достаточное количество (4-8) основных элементов здорового образа жизни

В ответе выделяет один–три основных элементов здорового образа жизни

Затрудняется ответить

5.

Посмотри на картинку (предлагается иллюстрация ситуации, угрожающая здоровью) и скажи, правильно ли поступает мальчик? Почему?

В предложенной ситуации выявляет все факторы, угрожающие здоровью, обосновывает свой ответ

В предложенной ситуации выявляет не все факторы, угрожающие здоровью, но дает правильный ответ

Затрудняется ответить

6.

А как бы поступил ты в данной ситуации?

В ответе перечисляет все действия, направленные на сохранение здоровья в предложенной ситуации

В ответе не перечисляет все действия, предотвращающие угрозу для здоровья

Затрудняется ответить

3. Используя полученные результаты, определите общее количество детей, имеющих одинаковый уровень представлений  о здоровье и его значимости в жизни человека, данные зафиксируйте.

Методика

исследования содержания ценностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель: определить содержание ценностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Форма организации: индивидуальная беседа.

Материалы: набор слов: жизнь, общение, здоровье, природа, знания, красота, добро, счастье.

Ход работы:

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе несколько слов, а ты внимательно слушай. Читать я буду несколько раз. Первый раз – ты только слушаешь. После второго прочтения слов – попытайся определить, какое из них имеет для тебя наибольшее значение». Затем работа продолжается аналогичным образом, но уже только с оставшимися словами. Каждый выбор ребенка фиксируется.

1. Проведите предварительную беседу о значении для человека каждого из предлагаемых слов.

2. Предложите детям сначала прослушать слова, а затем сделать свой выбор.

3. Зафиксируйте выбор тестируемого.

4. Продолжите аналогичным образом работу с оставшимися.

Конспекты игровой деятельности с детьми 5-6 лет по формированию ценностного отношения к здоровью

Подвижная игра «Вкусный обед»

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу;
  • Учить ритмично двигаться под музыку;
  • Закреплять знания о профессии повара, продуктах, содержащихся в кулинарных блюдах, разновидности витаминов;
  • Формировать навыки безопасного поведения во время бега;
  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (есть овощи и фрукты, содержащие витамины);
  • Формировать самостоятельность в расстановке и уборке физкультурного инвентаря;
  • Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками, умение взаимодействовать в коллективе сверстников;
  • Воспитывать желание общаться со взрослым в двигательной деятельности, поддерживать интерес к подвижной игре с речевым сопровождением.

Ход игры:

Педагог:

Ребята, скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Румяные котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки обеды?

Дети: Повар.

Педагог: Где работает повар?

Дети: В детском саду, школе, столовой, кафе.

Педагог: Каким должен быть повар?

Дети: Знать много рецептов, сильным, любить свою профессию, опрятным.

Педагог: Нам с вами сейчас предстоит приготовить обед из овощей и фруктов. Чем полезны овощи и фрукты?

Дети: В них есть витамины.

Педагог: Какие витамины вы знаете?

Дети: А, Б,С.

Педагог: Мы приготовим борщ. Из чего варят борщ?

Дети: Из овощей.

Педагог: еще сварим компот. Какие продукты нужны для компота?

Дети: Фрукты (яблоки, груши, абрикосы, виноград)

Педагог: Игра, в которую мы сейчас поиграем, называется «Вкусный обед». Можно я буду поваром, а вы – возьмёте на себя роли овощей и фруктов. Выберите себе медальон, наденьте и рассмотрите его.

Дети выбирают медальоны, взрослый надевает поварской колпак и фартук.

Педагог: Я напоминаю вам правила игры:

1. Под музыку скачем поскоками. С окончанием музыки все продукты бегут к своим кастрюлям - обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.

2. Во время бега соблюдайте дистанцию друг с другом, не наталкивайтесь друг на друга, не создавайте опасных ситуаций;

3. Повар похвалит те продукты, которые быстро и правильно найдут свою кастрюлю.

Педагог: Продукты собрались вокруг повара и взялись за руки:

Дети встают вокруг взрослого, берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:

Ты, наш повар, не ленись!

За обед скорей берись.

Ты почисти нас быстрей,

Чтобы был обед вкусней.

Приготовишь ты сейчас:

Вкусный борщ, компот из нас.

После окончания слов под музыку двигаются подскоками в разных направлениях. С окончанием музыки бегут к кастрюлям – обручам.

Педагог: Проверьте себя и своих товарищей, правильно ли вы заняли место!

И я проверю, все ли вы продукты правильно положили в борщ и в компот. Вы правильно приготовили блюда. А теперь нужно быстро выбрать себе пару и обменяться медальонами.

Дети меняются медальонами друг с другом, игра повторяется сначала.

Оценка педагогом деятельности детей:

Педагог: Весело мы с вами поиграли. Вы отлично справились с заданием повара. Показали хорошие знания об овощах и фруктах, умеете безопасно бегать. Мне понравилось ваше общение, когда вы обменивались медальонами.

В конце деятельности дети самостоятельно убирают физкультурное оборудование на место.

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет

1. На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)

Взаперти сидел щенок (разжать указательный палец).

Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону),

Хозяев поджидал.

2. Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)

А за ним ходили детки (пальцами второй руки также пробежать по предплечью).

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик).

Паучков на землю смыл (хлопнуть ладонями по коленям или столу).

Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы).

Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала).

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке (пальцами пробегают по голове).

3. У девчушки Зиночки овощи в корзиночке (ладони «корзинкой»).

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец (сгибать пальцы, начиная с большого).

Наша Зина – молодец! (показать большие пальцы).

4. Муку в тесто замесили, (сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (прихлопывают ладошками)

Пирожки и плюшки, сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – все мы испекли в печи (поочередно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Обе ладони разворачивают вверх).

Очень вкусно! (гладят живот).

5. Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься (поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны).

Играет в теннис теннисист. В футбол играет футболист.

В хоккей играет хоккеист. В волейбол – волейболист.

В баскетбол – баскетболист (сгибают пальчики в кулак, начиная с мизинца).

6. Тук-тук, тук-тук, молоток бери, мой друг! (ударяют кулаком по ладони)

Мы построим новый дом (ладошки-стены)

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно повыше (указательные пальцы полочкой, остальные соединяют крышей),

Есть труба вверху на крыше (мизинец отставляют в сторону – труба).

Дом готов, зовем гостей: «Приходите поскорей» (приглашающий жест).

7. Постираю чисто, с толком рубашку, юбку и футболку,

Свитерок и брюки – (движения имитирующие стирку. Пальцами правой руки потряхивать каждый палец левой и наоборот).

Устали мои руки (встряхивать руками).

8. На двери висит замок, (руки собрать в замок)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили, повертели, постучали и открыли! (имитируют перечисленные действия).

9. Приносила пташка птенчикам букашек.

Птенчики ждали – Рты разевали, Громко кричали (Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.).

10. Летела сова, весёлая голова (машем руками).

Летела-летела, (Кладём руки на голову), на голову села.

Села, посидела, Головой повертела (Снова машем руками) и опять полетела.

Беседа о здоровом образе жизни

1. Как ты думаешь, что такое здоровье?

2. От чего человек может заболеть?

3. Где человек может заболеть - на улице или дома?

4. От какой пищи человек будет здоров?

5. Зачем детям нужно спать днем?

6. Как люди лечат болезни?

7. Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

8. Чистишь ли ты зубы, когда ты это делаешь?

9. Моешь руки перед едой и после прогулки?

10. Принимаешь ли ты душ перед сном?

11. Часто ходишь пешком?

12. Проветриваете комнату перед сном?

13. Гуляешь перед тем как лечь спать?

14. Занимаешься спортом?

15. В какое время ложишься спать?

16. Делаешь ли по утрам зарядку?

17. Поддерживаешь порядок в квартире? Как это делаешь?

18. Принимаешь витамины? Для чего это делаешь?

19. Следишь за чистотой своей одежды?

20. Занимаешься закаливанием?

Опросник для детей старшего дошкольного возраста

Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности их представлений о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Человеческий организм», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Раздел 1. Здоровый человек

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас в группе есть такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5. Знаешь ли ты, что такое микробы? Как защититься от них?

6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

9. Делаете ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы холодной водой? Как ты думаешь это вредно или полезно? Почему?

10. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?

Раздел 2. Человеческий организм

Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело?

Задание для ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека»: предлагается из отдельных составляющих частей тела человека собрать целостную фигуру. По ходу игры педагог задает ребенку дополнительные вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется эта часть тела?», «Для чего она нужна человеку?» и т. д.

2. Расскажи, что у тебя «спрятано» под кожей?

3. Как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

4. Зачем человеку мышцы?

5. Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

6. Зачем организму человека нужна кровь?

7. Если бы ты перестал дышать, то что бы с тобой произошло?

8. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот?

9. Где у тебя находиться мозг? Зачем он тебе?

10. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

11. Что есть общего у человека, животного, растения?

12. Как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-разному?


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В описании опыта работы раскрывается проблема социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях гуманизации  дошкольного образования через игровую деятельность....

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

«Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Правильное питание, как залог гармоничного развития».

laquo;Формирование ценностного отношения к здоровью у детейстаршего дошкольного возраста. Правильное питание, как залоггармоничного развития»....

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее ...

Презентация. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Правильное питание, как залог гармоничного развития.

Формирование ценностногоотношения к здоровью у детейстаршего дошкольного возраста.Правильное питание, как залоггармоничного развития....