ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность
консультация

Иштубаева Светлана Алексеевна

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_na_progulke.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Слайд 1

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Главная роль здесь принадлежит воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу трудового воспитания.

Слайд 2

 В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

§  Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

§ Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;

§  Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

§  Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);

§ Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);

§  Развитие сенсорного восприятия;

§  Наблюдательность;

§  Уважение к людям труда;

§  Удовлетворение эстетических потребностей.

   Слайд 3

  Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

§ Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).

§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

§ Труд  детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Слайд 4

Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

  • Поручения (индивидуальные и групповые);
  • Коллективный труд;
  • Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);
  • Труд на цветнике, газонах, огороде;
  • Ручной труд (в летний период).

Слайд 5

По длительности труд на прогулки:

  • Мл. группа – 5-7 мин.
  • Ср. группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от  характера  труда
  • Ст. подг. группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от  характера труда.

Слайд 6

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Слайд7

В зимний период времени с детьми перед прогулкой подготавливаем корм, для того чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки высыпаем корм в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети имеют возможность увидеть результат своей работы.

Необходимо убедить детей в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату. Например, сгребаем снег лопатой и говорим детям: «Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете носить снег, мы быстрее справимся и приступим к постройке». Привлекать детей к работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего труда, что привлечет их к работе в следующий раз.

Слайд8

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.

Детей также можно привлечь к сбору семян: с клумбы. Осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядока на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Слайд 9

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять детей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

Слайд 10

У детей младших групп формируются культурно-гигиенические навыки, и воспитывается желание участвовать в трудовой деятельности. Они только начинают трудиться во время прогулки, поэтому наша задача в этот период состоит в том, чтобы как можно больше времени занимать совместным трудом. Эта работа помогает детям усвоить правильные действия при выполнении тех или иных поручений.

В младших группах мы обучаем и объясняем практически все действия, например лопатку надо держать прямо, чтобы снег или песок с нее не соскальзывал, лопатку не надо нагребать полную, и при этом демонстрирую правильные движения.

Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом не сами трудовые действия и их результат, а совместные с взрослым дела, близость к взрослому, его оценка, поощрение составляют стержень активности младших дошкольников. Поэтому всегда нужно найти возможность удовлетворить потребность ребенка помочь мне в работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что его помощь была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное отношение к труду.

Слайд 11

В старших группах мы следим за правильным выполнением трудовой деятельности и конечно сами тоже выполняем порученный труд. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

.

Слайд 12

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно поручить детям помочь дворнику почистить дорожки от снега,листьев, крупного мусора и т.д.. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.

Слайд 13

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 14

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от снега,в осенний период стряхнуть песок с одежды, потопать ногами чтобы очистить подошвы обувиот песка и грязи,в летнее и весеннее время отрянуть одежду и обувь(зайти на веранду снять обувь стряхнуть песок одеть, а потом зайти в группу) от песка,и не забывать помогать друг другу.

 Слайд 15

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Слайд 16

При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.
          При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды пруда нужно чередовать с учетом его характера.

          Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

 Слайд 17 

  При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

-  летом рекомендуется работать  с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

 -материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

-предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей.

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Слайд 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду

        Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношени...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направ...

Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...

Консультация для педагогов ДОУ "Трудовое воспитание детей на прогулке в детском саду"

В данном материале даны рекомендации по организации трудового воспитания на прогулке в детском саду  у детей разного возраста....

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду

Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развиват...

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду

Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развиват...