Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности.
материал

Скрипачева Елена Николаевна

План работы творческой группы "Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности" направлен на повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности педагогов в воспитании экологического сознания дошкольников, формирования у них основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой через нетрадиционную форму - театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_gruppa.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

План  работы творческой группы

 «Экологическое воспитание дошкольников 

посредством театрализованной деятельности»

на 2019-2020 учебный год

                                                           Руководитель группы : Скрипачева Е.Н.

Сроки: 1 год – включенность воспитателей МБДОУ.

Цель: продолжать повышать  педагогический уровень, профессиональную компетентность педагогов, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на данную тему. 

Задачи: 

- развивать познавательный интерес к миру природы;

-направлять активную деятельность дошкольников на осознанное  сохранение природы;

- воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к окружающему миру;

- формировать у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой;

- привлечь родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов.

Предполагаемый результат:

- Заинтересованность педагогов  в работе по данной теме.

- Разработка критериев отслеживания результативности у детей по экологическому воспитанию посредством театрализованной деятельности.

- Создание картотеки театрализованных игр экологического содержания.

- Разработка  конспекта  сценария театрализованной  сказки  по экологическому воспитанию детей.

Актуальность.

Экологическое воспитание в настоящее время значимо  с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит  вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Ребенок, полюбивший  природу,  не  будет  бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Процесс взаимодействия ребенка с растительным  и  животным  миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у  ребенка  как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это  связано  с  незнанием дошкольника  правил  взаимодействия  с  объектами  природы.  Поэтому   важно формировать у детей дошкольного возраста представления  о  природе  и  формы отношения к ней.

 Но как это сделать?

Введение

 «Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

      Природа  полна  необыкновенных  чудес. Она  никогда  не  повторяется, поэтому следует учить  детей  искать  и  находить  новое  в  уже  известном, виденном.  И в этом нам помогает театрализованная деятельность.

     Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая  предоставляет  большие  возможности  воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу,  ее  законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

         Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.    

         Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. 

Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет  закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.

     Чтение литературы, наблюдения  на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях служат  могучим  средством  в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий единства человека  и  природы,  помогают  развить  творческое  во-ображение,фантазию,полет  мысли  и  дают  возможность  раскрыть

 огромный  потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека. 

       В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства детей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. 

      Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

        Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

       Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.  

       А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек,  в конечном счете, любовь к Отечеству.

Перспективный план работы

творческой группы на 2019 – 2020 учебный год

Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

Методическая работа

Разработать перспективный план работы творческой группы

Перспективный план

 Сентябрь

Изучение методической литературы по теме

Картотека методической литературы

Постоянно

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов.

Наглядный материал

В течение года

Семинар – практикум «Интеграция экологического воспитания и театрализованных  способностей детей».

Доклад, презентация

Ноябрь

2019 г.

Семинар – практикум  «Подготовка и проведение театрализованных игр экологического содержания».

Доклад, презентация

Февраль

2020 г.

Семинар – практикум  «Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей».

Доклад, презентация

Май 2020 г.

Семинар – практикум «Интеграция экологического воспитания и театрализованных  способностей детей».

План:

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  1. Разминка.
  2. Назвать элементы предметно развивающей среды для экологического воспитания дошкольника.
  3. Расставить по значимости принципы создания экологического уголка.
  4. Выложить схему «Мир природы».
  5. Решение экологического кроссворда.
  1. Теоретическая часть.
  1. Доклад «Интеграция экологического воспитания и театрализованных способностей детей».
  1. Практическая часть.

Разработка проекта «Экологическая театрализация»

  1. Итог:  «Критерии отслеживания результативности у детей по теме проекта».

Семинар – практикум  «Подготовка и проведение театрализованных игр экологического содержания».

План:

  1. Экологическая разминка.
  2. Теоретическая часть.
  1. Значение  театрализованных игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
  2. Приемы, используемые в театрализованных играх экологического содержания.
  1. Практическая часть.
  1. Театрализованная игра «Репка! В первой младшей группе – открытый показ.
  1. Итог:  «Картотека театрализованных игр экологического содержания».

Семинар – практикум  «Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей».

План:

  1. Блиц – конкурс по теме семинара.
  2. Теоретическая часть.
  1. Виды и формы организации театрализованной деятельности экологического содержания.
  1. Практическая часть.

3.1.Разработка  сценария театрализованной  сказки  по экологическому воспитанию детей.

  1. Итог: Конспект сценария театрализованной  сказки  по экологическому воспитанию детей.

. Картотека методической литературы:

1.С.Н. Николаева: «Методика экологического воспитания в детском саду».

2.Л.Ф.Павленко «В гармонии с природой» 1 и 2 части.

3.П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?».

4.Н. А. Рыжова « Не просто сказки».

5. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой».

6.Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005

7.Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.  

8.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями.

9.Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005

10.Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год

Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранн...

Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности.

План работы творческой группы "Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности" направлен на повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по теме "Экологическое образование дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по экологическому образованию и воспитанию дошкольников на котором педагоги представляют свои наработки "лоты" (проекты по эологичес...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для педагогов: "Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности"

Консультация для педагогов: "Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности"...