Памятка-шпаргалка педагогам ДОУ по игре дошкольников
статья

Информация будет полезной для специалистов,работающих с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для развития общения между детьми в игре

Организация совместных игр детей:

  • Предлагает игры с разным числом участников
  • Объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом
  • Втягивает ребенка во взаимодействие
  • Направляет детей на групповое и парное взаимодействие
  • Учит принимать и ставить игровые задачи взрослому и сверстнику

Развитие способов игрового общения:

  • Учит принимать роль, обозначать её словом для партнёра
  • Развивает ролевую речь, активизирует ролевой диалог
  • Учит реализовывать ролевые действия с учётом роли партнёра
  • Формирует умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра

Консультация педагога-психолога  для воспитателей  

 «Игра дошкольников. Коротко о важном»

Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми в игре

  • Педагог в ходе активизирующего общения варьирует характер и содержание общения в соответствии с уровнем развития игры.
  • Позиционирует себя как творческую личность через проявление артистических способностей.
  • Взрослый не только демонстрирует творческие способы деятельности, но и создает условия, обстоятельства, требующие творческих решений от детей.
  • Создает условия для проявления инициативности ребенка (поддержка и развитие идей и замыслов, приемы активного слушания).
  • Обеспечивает эмоциональный комфорт и удовлетворение от общения через установление оптимальной дистанции с ребенком, общего психологического пространства взрослых и детей.

Цель взаимодействия педагога и дошкольников в иге – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Принципы организации сюжетной игры в детском саду

(по Михайленко Н.Я.)

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.

Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Такие педагоги как Нинель Яковлевна Михайленко и Надежда Александровна Короткова предлагают системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений; раскрывают общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства, а именно: приемы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет). Об этом все в книге- Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

ПАМЯТКА.   Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре

    на разных этапах дошкольного детства

(памятка для педагога)

Этапы формирования игровых умений

Возраст ребенка

Умения ребенка

Строение сюжета игры

Действия воспитателя в совместной игре

1 этап: формирование условных игровых действий

1,5 – 3 года

Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.

«Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий.

Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.

2 этап: формирование ролевого поведения

3 – 4 года

Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником

«Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.

4 – 5 лет

Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.

«Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:

                Пассажир

Шофёр     Механик

     Бензозаправщик

3 этап: формирование умений строить новые сюжеты

5 – 7 лет

Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия

«Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.

Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).

Список полезной  литературы

Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.

Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синте, 2006.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1988.

Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Либерман А., Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6.

  Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

Панкова Т.Я. Личностно-ориентированный подход к ребенку в условиях игровой деятельности. / Управление ДОУ. – 2008. - № 2.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.