Консультация для воспитателей "Технология использования сказки в экологическом воспитании дошкольников"
консультация (старшая группа)

Пальшина Ольга Николаевна

Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология использования сказки в экологическом воспитании дошкольников

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.  

  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

      Решая задачу «воспитание экологической культуры дошкольников посредством использования русских народных традиций и обычаев», выделили такое направление, как экологическая сказка, проанализировав ее с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей. 

Поэтому главная задача экологической работы педагогов и родителей — научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям. Поэтому в своей работе по экологическому образованию воспитанников я успешно использую экологические сказки. Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире. Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. Использовать экологические сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, различных экологических мероприятий, праздников, экскурсий,        на        занятиях        по        экологии.

   Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Однако красной нитью все же должна проходить тема охраны природы.

   Экологические сказки воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

  Основными педагогическими условиями использования возможностей сказки в экологическом воспитании дошкольника являются:

  • отбор сказочных произведений с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые могут быть включены сказочные образы природы.

  Требования, предъявляемые к сказочным произведениям экологической тематики:

  • содержание сказочного произведения должно быть конкретным, включать в себя информацию об объектах живой и явлениях неживой природы, доступную для понимания старшими дошкольниками;
  • информация о природных объектах должна соответствовать содержанию экологических знаний и способствовать формированию осознанно-правильного отношения детей к объектам природы;
  • в содержание сказочного произведения могут быть включены сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании;
  • сказочное произведение должно быть небольшого объема.

Для  работы с детьми   отбираются сказочные произведения о живых объектах природы, с которыми дети могут непосредственно контактировать.

           Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки. В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира

Сказки могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для знакомства детей дошкольного возраста с живыми объектами данной экологической системы в весенне-летний период времени с целью решения задач экологического образования и воспитания дошкольников, формирования у них экологических знаний о растениях и животных, опыта общения с ними в природе и становления осознанно-правильного отношения к ним.

 Основная цель  работы со сказкой экологического содержания: развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

Основными принципами   работы с использованием экологической сказки является:

  • накопление эмоционально-чувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого;

- использование имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения;

- создание представлений о многообразии сказочных образов природы;

- создание условий для понимания детьми экологического содержания сказки в процессе знакомства с ней, используя синтез специфически дошкольных видов деятельности (двигательная, музыкальная, изобразительная. конструкторская и т.д.);

- формирование у детей умения использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы в процессе создания сказки на основе известных сюжетов;

- включение в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного, индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей.

Работа  со сказкой включает четыре этапа.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения; на третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации; на четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

  Работа с детьми проходит в  интересной и доступной форме. Наряду с организацией наблюдений, воспитатель использует и другие формы работы, способствующие накоплению детьми эмоционально-чувственного опыта общения с обитателями экологической системы "Луг": рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.); просмотр кино- и видеофильмов; дидактические игры; речевые логические задачи; труд в природе; рисование; лепка; аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений. Воспитатель использует различные методы и приемы работы: собственные рассказы о наблюдаемых явлениях, рассказы детей из личного опыта, беседы по наблюдениям, картинам и т.д.

   В результате работы с экологической сказкой уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы  у дошкольников  значительно повысился по всем   показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.    Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что экологическая сказка  является достаточно эффективным средством в  повышению уровня экологической воспитанности и бережного отношения  к природе у дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.

«Сказка о мальчике Пете и Волшебной Рыбке»

В одной деревне жил мальчик Петя со своими родителями. Жили они около леса, слушали пение птиц, шелест листьев на деревьях. И был у них огромный сад. А в саду росли плодовые деревья: груши, яблони, сливы. Каждый год Петя собирал с них большой урожай. Воду пили из чистого родника, который находился неподалеку. Разводили пчел, пчелы им давали много меда, а ещё у них было большое хозяйство: коза, коровы, куры. Корова давала много молока. А за лесом протекала широкая река. Вода в реке была такая прозрачная, что если наклонится, то можно было увидеть, как плавают рыбы.

И вот однажды пошел Петя на рыбалку. Взял он удочку, приманку для рыбы и отправился на речку. Идет он лесом, а в лесу воздух свежий, чистый. Пахнет лесными травами, луговыми цветами, шелестят листочки на деревьях, птицы поют, заливаются.

Пришел Петя на речку, выбрал место поудобнее и «закинул» удочку в воду. Вдруг поплавок задергался, и Петя потянул удочку на себя. Каково же было его удивление, когда на крючке он увидел рыбку удивительной красоты, вся блестит, переливается, но ещё больше он удивился, когда рыбка заговорила. Рыбка просила отпустить и пообещала выполнять любые его желания. Подумал Петя и говорит: «Надоело мне в старом доме жить, на родник с ведром ходить, корову доить. Сделай так, чтобы у меня был большой современный дом со всеми удобствами». Вернулся Петя домой, а вместо его старого дома стоял красивый двухэтажный дом. И хозяйства не стало – ни коровы, ни кур. Как хорошо подумал Петя – корова не мычит, петух не будит по утрам. Через некоторое время Петя подумал: «А попрошу – ка я у Рыбки машину, что бы ездить на рыбалку. А машину буду ставить в гараж, который будит стоять вместо нашего сада. Надоело мне каждый год урожай собирать». Сказано – сделано.

Через некоторое время попросил Петя у рыбки конфетную фабрику. На месте, где стоял красивый лес, появилась огромная фабрика, труб – видимо, невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, - думает Петя, - привыкну, главное – конфет вдоволь наемся».

Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сом. Будто стало все вокруг по – старому. Лес шумит, птицы поют, ходит Петя по своему саду, наливные яблочки срывает с дерева, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Петя утром, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Петя, побежал к крану водички попить. Глядь, вода то из крана грязная бежит. Вспомнил Петя о роднике своем с чистой водой, побежал он к роднику. Бежит, через горы фантиков от конфет перебирается. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, с неприятным запахом. Огляделся вокруг – дым, смрад, грохот. От деревьев одни пеньки остались.

Вспомнил Петя свой сон. «Что же я наделал? – подумал Петя – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Петя – а это и впрямь Рыбка…

Задание детям: придумать конец сказки.

1-ый вариант. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Петя, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник».

- «Нет, Петя, ничего у меня больше не получится: от грязи пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь».

Сел Петя на берегу, голову руками обхватил и задумался.

2-ой вариант. Взмолился Петя: «Не нужно мне ничего, только верни мне мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник, больше ни о чем просить не буду». Спросила его тогда Рыбка: «А понял ли ты Петя ошибку свою? Прежде чем сделать себе хорошо, подумай о природе, которая тебя окружает» Ответил Петя: «Как глуп я был, теперь мое отношение к природе будет уважительным и бережным».

Обсуждение текста сказки

1.Как изменилась природа, после того как Волшебная Рыбка начала исполнять желания Пети.

2.Почему Петя так себя вел?

3.Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой сад и лес?

4.Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?

5.Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить фабрики и заводы?

6.А как бы вы поступили на месте Пети?

Вывод:

Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

  Список литературы:

  1. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, С.Г. Семицветик. - М., 1997. – 238 с.
  2. Бобылева, Л.П., Дупленко, О.П. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.П. Бобылева, О.П. Дупленко // Дошкольное воспитание.  - 1998. - N 7. С. 36-42.
  3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М., Просвещение, 1981. – 180 с.
  4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. -  М.: «Просвещение», 1978. – 230 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани...

Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между  позит...

Опыт работы по теме : "Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"

quot;Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Использование авторской сказки в экологическом воспитании дошкольников

Данная методическая разработка предназначена для планирования и организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Содержит описание опыта работы по с...

Консультация для воспитателей на тему «Использование презентаций в экологическом воспитании дошкольников»

Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми яркими картинками, что значительно улучшает восприятие информации, помогающие рассказать детям об окружающем мире....

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников"

Развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ дает огромные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада в ...