План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
материал

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. 

Данный материал содержит актуальность темы, пояснительную записку, цели, задачи, средства обучения, ожидаемые результаты и этапы работы по саморазвитию на 2019-2024 годы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_5_let.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

на 2019-2024 г.

воспитателя Хисаметдиновой Люции Абдулловны

на тему:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Актуальность

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развитию уверенности в своих силах;

- развитию пространственного мышления;

- умению свободно выражать свой замысел;

- развитию мелкой моторики рук. 

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Пояснительная записка

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  •  тычок жесткой полусухой кистью.
  •  печать поролоном;
  •  печать пробками;
  •  восковые мелки + акварель;
  •  свеча + акварель;
  •  отпечатки листьев;
  •  рисунки из ладошки;
  •  рисование ватными палочками;
  •  с помощью ватных дисков;
  • кляксография с трубочкой.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, изучение методик и технологий в интернет ресурсах.

- Изучить проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

- Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

- Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей через занятия рисования, продуктивной деятельностью.

- Развивать умения и навыки в игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

- Разработать перспективный план работы.

- Составить поэтапный план работы.

- Составить собственные методические разработки в ходе работы над темой.

- Создать учебную программу.

- Достигнуть положительных результатов работы по теме.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

- показ способов действия;

- игровые приемы;

- совместный анализ выполненной работы.

Ожидаемые результаты:

- повышение педагогической компетентности

- определение тактики и стратегии совершенствования образовательного процесса образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

- у детей повысится уровень художественных способностей;

- дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

- Освоят технику нетрадиционного рисования.

Этапы работы по самообразованию 2019 - 2024 годы

№ п/п

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая

деятельность

1.

Подготовительный.

Аналитико-

диагностический этап

2019-2020 уч. г.

1. Изучение нормативных документов в педагогической деятельности Закон об образовании РФ.

2. Изучение профессиональных стандартов, конвенции о правах ребёнка.

3. Изучение образовательных технологий  по изо: техника «Квиллинг», декупаж.

4. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования:

- www.metod-kopilka.ru

- www.maam.ru

1. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования (для младшего дошкольного возраста).

2. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды.

3.Подбор методического оснащения (конспекты, презентации, проекты  и др.)

4. Пополнение методической копилки (поделок, рисунков).

2.

Основной. Практический этап.

2020-2023 уч. г.

1. Определение целей и задач по теме: «Нетрадиционная техника рисования».

2. Прогнозирование результатов.

3. Применение на практике.

4.Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий в экспериментальной группе, отслеживание результатов работы).

5. Подведение итогов.

6. Внедрение опыта работы в работу ДОУ.

7.Формирование методического комплекса по выбранной теме.

8. Разработка перспективного плана по  выбранной теме для старшего дошкольного возраста.

9. Корректировка работы.

Исследовательская работа (продолжение работы в экспериментальной группе).

10.  Консультация для педагогов ДОО"Нетрадиционная техника рисования и ее роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».

11.  Авторская методическая разработка «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

12. Семинар-практикум для педагогов района «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

1. Выставки детских работ ,для родителей, с использованием нетрадиционной техникой рисования.

2. Разработка картотеки упражнений для развития мелкой моторики (альбом образцов из салфеток).

3. Составить картотеку заданий и игр для развития мелкой моторики рук.

4. Проведение мастер  – класса для родителей на тему:

 « Нетрадиционная техника рисования».

5. Оформление наглядно-иллюстративного материала для занятия ИЗО по возрасту детей.

6.  Выставки детских рисунков для родителей.

7. Мастер  – класс для родителей на тему:

«Торцевание».

3.

Заключительный этап. Обобщение.

2023-2024 уч. г.

1. Распространение опыта своей работы.

2. Внесение корректировок в перспективный план по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования.

3. Разработка авторской  программы «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

4. Отчёт по теме самообразованию на итоговом педсовете.

1.Подведение итогов.

2. Оформить творческую лабораторию: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

3. Показ открытых занятий родителям и педагогам.

4. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов, публикация статьи на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Список используемой литературы:

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998г.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

4. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

5. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11

6. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя  группа. – Москва, 2010.

8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая  группа. – Москва, 2009.

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – Москва, 2009.

10. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

11. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников». Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.                                                 12. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития», 2004 г.                                                                                             13. Екатерина Румянцева, «Аппликация» (Простые ладошки), Айрис – Пресс. Москва 2011 г.

14. Р.Г. Казакова. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

15. Ирина Хананова, «Солёное тесто» (Фантазии из муки и соли). Аст – Пресс, Москва 2007 г.                                                                                     16. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду» (Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолёте, и в машине времени). Занятия в ИЗО студии. Карапуз «Сфера» 2008 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...

Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...

Индивидуальный план профессионального развития Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Цель:Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:Расширять представле...