Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка

Воропаева Лариса Борисовна

Цель  семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_seminar.docx104.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому направлению развития детей»

Семинар – практикум  для педагогов «Организация развивающей

предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому

 развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитатели группы: Киселева Любовь Ивановна

                                      Воропаева Лариса Борисовна

г. Шарыпово 2017 год

Форма проведения: игра «Творим вместе».

Цель: Обобщение и систематизация знаний педагогов в организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ по художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Здравствуйте дорогие коллеги, приглашаю вас на игру «Творим вместе». Сегодня мы поговорим на тему «Развивающая предметно - пространственная среда, как средство художественно – эстетического развития дошкольников».

Упражнение: «Грецкий орех»

Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать. А дети тем более все уникальны и задача педагогов создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Сюрпризный момент.

(Раздается сигнал звонка по скайпу, включается видеосвязь. Появляется Домовой Дядюшка АУ.)
Домовой: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я живу в детском саду уже очень давно, вы про меня своим воспитанникам часто читали. Я даже знаю, кто читал, а кто не читал. Слышал я, что вы здесь обсуждаете, как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время.  За все годы, проведенные в детском саду, а жил я не только в вашем, но и в других садах, да и сейчас наведываюсь в разные, когда попросят или, когда самому нужно, так вот, я повидал очень многое. И я знаю, что сейчас ФГОС требует от детских садов кардинально менять предметно-развивающую среду. Ведь на дворе 21 век! А как менять и что менять мне не совсем и всегда понятно, да и вообще, что это такое ФГОС и РППС?
Ведущий: Ну, что ж Дядюшка АУ,  попробуем тебе объяснить. Итак, уважаемые коллеги, что же такое ФГОС? (Федеральный государственный образовательный стандарт)

Верно и именно он подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, т.е. создание (РППС).

Дядюшка АУ: А что же такое РППС (развивая предметно-пространственная среда)

- А какие функции выполняет РППС? (образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную).

Верно среда, окружающая ребенка, и должна стимулировать его на инициативу, самостоятельность, проявление творчества и самодеятельности.
Дядюшка АУ: а самостоятельность и самодеятельность в чем?
Ведущий: Во всех видах деятельности: (помогают называть воспитатели)
-игровой;
-двигательная активность;
-коммуникативная деятельность;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-продуктивная деятельность;
-музыкально-художественная деятельность;
-трудовая деятельность.
которые пронизывают все образовательные области.
Домовой: С деятельностью мне все понятно. Но только вот не могу разобраться, каким требованиям должна соответствовать развивающая среда. Вы мне можете помочь?

Ведущий: Конечно, давай мы тебе поможем, а сделаем мы это с помощью игры «Волшебники».

Уважаемые коллеги! В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.

Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Домовой АУ: Вот спасибо, помогли мне разобраться с требованиями к организации РППС. Теперь я могу подсказать и в других садах, как им нужно организовать среду.

Ведущий: Мы много говорим о развитии самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию, этому способствует художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить, необходимым условием для этого является создание Центра художественно – эстетического развития, что позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, побудит к самостоятельным активным действиям ребёнка, где побуждает не взрослый, а предметный мир, т.к. она  насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.

Ведущий: Как вы думаете, что это может обозначать?

Ведущий: Верно 4 составляющих, которые предполагает центр искусства, перечислите их (центр книги, изо, театр, музыкальный).

А я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески. Давайте с вами прослушаем произведение музыкальное. Закрываем глаза и внимательно слушаем. Прослушали? Про что это произведение. Правильно, это «Вальс цветов». Посмотрите на экран. Что изображено? Правильно это цветы. Но не просто цветы. Давайте сравним с вами два цветка. Что у них общего? А что различного? Я вам предлагаю поиграть со мной. Давайте соберём из частей целое. А сейчас, я предлагаю пока звучит вальс раскрасить цветок в один из предложенных оттенков. Слушаем еще раз и начинаем рисовать. Молодцы посмотрите, какая красота у нас с вами получилась. А сейчас, образуйте, пожалуйста, 4 клумбы? (Педагоги распределяются на 4 подгруппы).

Задание: Я предлагаю вам поиграть в игру «Дизайнер», наполните, пожалуйста ваши центры необходимым материалом. На выполнение этого задания у вас 5 минут (раздаю таблицы, запускаю песочные часы, после окончания заслушиваем ответы групп).

Ведущий: Замечательно, но что ж центры мы с вами наполнили, но без мудрого и грамотного педагога самостоятельно детям точно не развить свои творческие способности, поэтому я предлагаю вам следующее задание, оно называется «Раздумье», для его проведения, объединитесь в две команды с помощью вот этих красивых осенних листочков. (Педагоги образовывают 2 команды и получают задания для решения педагогических ситуаций).

Первая команда

Занятие рисования.

- Кто нарисует весенний ветер? – спрашивает воспитатель.

К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом – ветки деревьев хлещут по облакам…

- Чудесные рисунки, - поощряет воспитатель смельчаков. – Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.

Затем воспитатель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего – человечек, у четвертого собака и т.д.

В группе хохот, но каждому хочется добавить свое.

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.

Вторая  команда

Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.

- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

(После обсуждения ситуации в группе, педагоги зачитывают ее и отвечают на вопросы)

Ведущий: Замечательно, с такими талантливыми педагогами, мы непременно создадим замечательную РППС и будем продолжать развивать творческие способности у наших воспитанников. А в заключении нашего семинара, я предлагаю вам на этих красивых осенних листочках написать короткое послание, ответив на «Что вы думаете о прошедшем мероприятии?» (Педагоги пишут свое отношение к проведенному мероприятию)

Ведущий: А сейчас на фоне замечательного произведения П.И. Чайковского «Октябрь», мы с вами устроим необыкновенные листопад в нашем музыкальном зале. (Каждый из педагогов зачитывает написанное и подбрасывает листок).

Ведущий: Спасибо всем за участие в нашем семинаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...

Методические рекомендации «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для физического развития детей в соответствии с ФГОС»

Примерные условия для реализацииОО "Физическое развитие"в группе  раннего возраста, младший дошкольный возраст, физкультурный зал   Условия расположения в группе;Рекомендуемый перечень ...

Создание предметно-пространственной среды для познавательного развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях....

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО

   Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материал...

Аналитический отчет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Солнышко» в соответствии с ФГОС»

Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного дет...

Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.Федеральный государственный стандарт до...