Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
методическая разработка (подготовительная группа)

Яковлева Анна Викторовна

Современные дети растут и развиваются в эпоху информации.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, побеждает нерешительность и неуверенность в себе, становится способным преодолевать трудности. Очень ценно, когда  наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел…», таким образом, умеют рассуждать, наблюдать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской активности  детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Современные дети растут и развиваются в эпоху информации.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, побеждает нерешительность и неуверенность в себе, становится способным преодолевать трудности. Очень ценно, когда  наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел…», таким образом, умеют рассуждать, наблюдать, делать выводы.

Чтобы этого добиться, мы решили  в системе использовать  в работе с детьми опытно-экспериментальную деятельность.

Поставили перед собой цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Исходя из этой цели, определили задачи: развитие внимания, познавательного интереса, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы.

Поскольку одним из условий решения данных задач по опытно - экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, мы начали свою работу с создания в группе  мини-лаборатории, поместив в неё:

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты.
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл, керамика, стекло);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла и др.

Создали картотеку опытов и проблемных ситуаций в соответствии с возрастом детей. У каждого ребёнка появилась «папка исследователя», в которую мы помещали впоследствии схемы, зарисовки, сделанные детьми после проведения опытов.

        Чтобы исследовательская деятельность проходила успешно, мы поставили перед собой прежде всего задачу научить детей:

  • Видеть проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Задавать вопросы;
  • Наблюдать;
  • Делать выводы и умозаключения.

Чтобы дети смогли  увидеть проблему, использовали специальные упражнения: например, упражнение «Смотреть на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого мы учим детей ставить себя на место другого человека, животного, растения или даже неодушевлённого предмета. Например: читаем рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами. И пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Задание: продолжить рассказ, но сделать это надо несколькими способами: Ты просто гуляешь… Ты сидишь за рулём автобуса или за штурвалом самолёта… Ты птица, сидящая на дереве… Какой-нибудь зверёк в лесу и т.д.

Или, например, игра «Волшебные превращения». На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть? Что случится со снегом в группе? Что будет, если исчезнут все деревья, животные и т. д.

Использовали упражнения: «Наблюдаем настроение» -  исследовали настроения, чувства, мотивы поведения других людей, в зарисовках старались передать эти настроения.        

         Игры типа «Карусель»  создают ощущение быстрой смены событий. Предлагаем детям мысленно «сесть на карусель». Дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого оборота происходит остановка в разных мирах: мире Воды, Воздуха, Огня, разных временах года, экосистемах и т.д. Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру.

 Выдвигать гипотезы и  предположения мы учились, используя ТРИЗ-технологию. Её цель - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить нестандартно, фантазировать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Мы создаём условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли знание для себя – это основа ФГОС дошкольного образования.

Например: упражнения «Давайте вместе подумаем…»: Как птицы узнают дорогу домой? Почему поют птицы? Почему самолёты летают? и т.д. Или предлагаем ситуации: Что будет, если … Снег не растает?  (всегда будет холод , всегда надо будет тепло одеваться, никогда не расцветут цветы, трава, не будет насекомых, птицы будут погибать, если мы не будем их кормить, животные не смогут сделать запасы на зиму и будут тоже погибать, жизнь на земле остановится).

Другие варианты: а если cолнце не зайдет за горизонт? (тогда ночи не будет, у нас не будет сил, потому что мы не сможем спать. Мы никогда не увидим красивых звёзд на небе, не сможем загадать желание, не сможем поиграть в снежки. Могут быть солнечные удары, вода в реке сильно нагреется и нельзя будет купаться. Медведь не сможет уйти в спячку. Постоянно будет хотеться покупать много мороженого, а это плохо – может заболеть горло.

Или: исчезли все учебники. Откуда получать знания? Варианты, которые предлагали дети: (можно узнавать новое из Интернета, из телевизора, спрашивать у учителей, у других взрослых, у братьев и сестёр, которые учатся в школе, узнавать из книг, из энциклопедий).

 Предлагали детям дать несколько вариантов ответа на вопросы:

-Почему весной тает снег?

-Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

-Почему цветы имеют такую яркую окраску?

Предлагаем представить себе, что воробьи стали размером с больших орлов, люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас. Что бы произошло? Даём задание придумать несколько гипотез.

При этом соблюдаем определённые правила:

Не давим на ребёнка такими словами, как «давай скорее», «думай сам», это неправильно»;

Выслушиваем каждого желающего, любое мнение имеет право на существование.

Даём только положительные оценки, они раскрепощают ребёнка;

Не навязываем своего мнения;

Учим детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то или доказывая.

Таким образом, гипотезы, предположения позволяют детям ставить реальные и мысленные эксперименты.

С целью научить детей задавать вопросы использовали такие упражнения: найти стихотворение любое с большим количеством разных героев и дать детям задание – задать вопросы каждому герою стихотворения (вопросы могут быть разного типа – на установление сходства и различия, установления причинно-следственных связей и др.)

Показывали картинки с изображением людей, животных и предлагали задать вопросы тому, кто изображен.

Играли в игру «Что в чудесном мешочке?»: кладём в мешочек любой знакомый детям предмет и говорим о том, что дети его увидят, когда отгадают, что это. А для этого надо задавать вопросы.

Использовали различные варианты игры «Да-нет».

Чтобы сформировать наблюдательность, использовали парные картинки, содержащие различия и давали задание найти два одинаковых предмета или найти ошибки художника.

Использовали ещё один приём: ставили перед детьми яркую игрушку или предмет с множеством деталей, рассматривали его, а  затем предлагали закрыть глаза – убирали предмет и просили детей вспомнить и назвать все детали, вспомнить, что назвали, а что нет, нарисовать предмет по памяти.

Упражняли в развитии внимания и наблюдательности в таких упражнениях, как:

 «Найди ошибку художника»

 «Что изменилось?»

«Найди несколько отличий»

«Найди два одинаковых предмета»

Учили детей делать выводы и умозаключения следующим образом: например, применяя упражнение: «Как люди смотрят на мир»: на листе бумаги или на доске рисовали несложные композиции из геометрических тел и линий, не изображающих ничего конкретного, спрашивали детей – «Что здесь изображено?»

Выслушав все высказывания детей, делали вывод, что все правы по-своему, т.к. разные люди на мир смотрят по-разному.

Использовали и такие упражнения: «Объясните значение выражения» (коллективное обсуждение несложных знакомых пословиц и поговорок);

«Скажите, на что похожи» (узоры на ковре, очертания деревьев за окном и т.д.).

Давали задание: назвать как можно больше живых существ с определёнными признаками.

После проведённой работы дети научились наблюдать, делать простейшие выводы, умозаключения.

Опытно-исследовательскую деятельность мы проводили систематически, в соответствии с перспективным планированием. Но это могли быть и случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требовали. Они проводились экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в группе или на участке. Мы постоянно были готовы разглядеть в природе что-то новое и интересное.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Выбирали объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщали задачу, которая должна быть решена, давали время на обдумывание и затем привлекали детей к обсуждению  хода эксперимента. В процессе работы поощряли детей, ищущих собственные способы решения задачи.  Заключительным этапом эксперимента было подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети зарисовывали схему опыта и помещали её в «папку исследователя», впоследствии, глядя на схемы, вспоминали, в какой последовательности проводили опыт и какие выводы сделали.

Спонтанно возникали и эксперименты как ответ на детские вопросы.

Всю опытно – экспериментальную деятельность мы проводили  по следующим направлениям:

  •  Знакомство с живой и неживой природой.
  •  Физические явления.
  •  Я – человек.
  •  Рукотворный мир.

В первом направлении  - «Знакомство с живой и неживой природой» дети познавали, что природа может быть живая и неживая, что вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, что она жидкая и может поменять цвет в зависимости от использованных красок.

 Исследуя камни и песок, дети узнают, что камни бывают разные по размеру, цвету, структуре и различной породы, что их добывают и используют люди в своих целях; о том, что песок имеет различные характеристики – когда он сырой и когда сухой и т.д.

При изучении живой природы мы  создавали  мини-огороды в группах и на своих участках. Они знакомились с различными семенами, сами сажали их, ухаживали и наблюдали за ними. В процессе роста растений вели дневники наблюдений. В этих экспериментах подводили детей к выводу, что живая природа не может существовать без неживой природы.

Мониторинг проводим 3 раза в год (ноябрь, февраль, май) с целью выявления исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

Результаты диагностики по овладению детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2016-2017г. (старшая группа).

Месяц

Уровни

Ноябрь

Февраль

Май

Количество детей и %

Высокий

2 – 7%

5 – 18%

9 – 32%

Средний

10 – 36%

16 – 57%

18 – 64%

Низкий

16 – 57%

7 – 25%

1– 4%

Проведённый мониторинг показал, что усвоение программы с 7% высокого уровня возросло до 32%, а низкий уровень усвоения программы с 57% снизился до 4%, средний уровень с 36% повысился до 64%.

С высоким уровнем развития  дети самостоятельно видят проблему,    выдвигают  гипотезы,  предположения,  способы  их  решения, используют  аргументацию  и  доказательства, самостоятельно планируют  предстоящую деятельность.  Они осознанно  выбирают  предметы  и материалы  для  самостоятельной  деятельности  в  соответствии  с  их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослыми  поясняют ход деятельности, делают выводы.

В перспективе мы планируем организацию исследовательских детско-родительских индивидуальных проектов по интересующим детей вопросам и проведение конференции по итогам проектов совместно с детьми, родителями и педагогами.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. И здесь важно стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Подводя итог, мы убедились, что только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Это основа ФГОС и на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в нашу практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...

Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....