Проект: «Война на всех одна»
проект

Полякова Анна Георгиевна

Актуальность данной работы состоит в том, что  чтение этих наивных и трогательных детских писем поможет несколько изменить в русских детях (и во взрослых тоже) сложившийся образ врага и осмыслить идею  примирения.

Цель нашей работы  - посредством документальных источников показать жизнь немецких детей, немецких солдат во время войны; проследить семейные отношения; выявить роль отца в воспитании; сравнить некоторые письма русских и немецких солдат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

   Все дальше и дальше уходят от нас годы Второй Мировой Войны. Уже четвертое поколение людей живет в послевоенное время и в России и в Германии. Но нас до сих пор волнует тема войны. Велика заслуга русского солдата – освободителя в этой войне.                 Изменилась жизнь, изменились и переосмыслились некоторые ценности. Нас заинтересовали вопросы: «А как же немцы, участники другой воюющей стороны, прошли эту войну?  Какие они, что они чувствовали, как жили их семьи, их дети?»

    В книге немецких авторов Г. Ланге и Б. Буркарда «Вечером за ужином нам всегда не хватает тебя» собраны документальные свидетельства войны – письма детей на фронт отцам и ответы отцов своим детям.

           Актуальность данной работы состоит в том, что  чтение этих наивных и трогательных детских писем поможет несколько изменить в русских детях (и во взрослых тоже) сложившийся образ врага и осмыслить идею  примирения.

    Цель нашей работы  - посредством документальных источников показать жизнь немецких детей, немецких солдат во время войны; проследить семейные отношения; выявить роль отца в воспитании; сравнить некоторые письма русских и немецких солдат.

   Объект исследования: письма шести немецких детей на Восточный фронт и ответы их отцов, написанные в 1939-1945гг.

 Предметом исследования является содержательная сторона писем.    Цель данной работы обусловила решение следующей задачи:

  1. Проанализировать содержательную сторону писем, сравнить с письмами советских солдат с фронта.

В процессе работы мы использовали следующие методы научного исследования:

  1. Ознакомительный.
  2. Сравнительно-сопоставительный

ГЛАВА 1 ВОЙНА НА ВСЕХ ОДНА…

1.1. О книге Вечером за ужином нам всегда не хватает тебя

Книга, которая была взята за основу работы – необычна. Это не роман и не повесть, хотя ценность ее бесспорна. Это сборник писем немецких детей отцам на фронт в годы  Второй Мировой Войны и ответы отцов(1939-1945гг.) Письма из этой книги -  это правдивые свидетельства о том, что в действительности представляет собой война для немецких людей, каковы подлинные настроения и чаяния немецких детей.

   Исследователи называют письма первичными документами истории. Письма с фронта -  ценнейший источник для исследования

 Взгляд на окружающую детей действительность – тема этой книги.

Дети видят мир по - другому, чем взрослые. Собственное Я стоит в центре всего.

  Для простых людей войны всегда были несчастьем.

 Как выяснилось из переписки, важнее  идеалов войны и политики Гитлера для немцев была семья. Для всех членов семьи отец был признанным авторитетом. Во время войны семья стала оплотом перед невзгодами времени. Поскольку отца не было дома, его место было пусто. Связь поддерживалась через письма, и, как видно из переписки, было достаточно тем для дискуссий и воспитания детей и семьям казалось, что отец никуда не уходил (см. Приложение 1).  

  Отцы пишущих письма детей представляются нам не такими, какими мы русские люди привыкли их видеть – гитлеровцы- захватчики Второй Мировой Войны. Из переписки видно, что отцам семейств было к началу войны 35-50 лет. Многие имели образование и работали до войны учителями, лесничими или судьями. Не все из отцов воевали на Восточном фронте, некоторые по возрасту служили в снабженческих подразделениях немецкого Рейха.

    Во многих письмах пишутся наставления детям относительно учебы и жизни в будущем.

1.2.  Письма с фронта

  Немецкие люди, как и наш народ  испытал  все тяготы Второй Мировой войны. Война – это потрясение для всех. Она разбросала родных и близких, оторвала детей и отцов, устроила испытание разлукой на многие годы . Единственной ниточкой были письма.

    В нашей работе мы попробуем на основе писем сравнить некоторые стороны жизни солдат – наших земляков из Бичурского района и немецких солдат, выявить возможную общность в теме писем, в отношении к детям и женам.

 Любое письмо начинается с обращения. С первых слов уже чувствуется огромная  любовь друг к другу.  В немецких письмах мы находим такие обращения детей: Мой любимый папочка;  Папуля мой единственный, золотой; Bсеми любимый папочка и т. д.

    В письмах наших земляков мы находим такие обращения к семье и детям как: Здравствуй, сын Ваня! Добрый день, многоуважаемая жена Люба, дочка Галечка, сыночка Володя! Дорогие мои, здравствуйте! Премногоуважаемая, дорогая, родная мамочка! Здравствуй,  любимая жена Рая и дорогой сыночек - малютка Вова!

   Дети рассказывают о школьных делах,  пишут о школьных проблемах, как будто разговаривают с отцом:   В своих письмах и те и другие отцы интересовались учебой своих детей, давали им свои наставления:

    Фирс Лукич Истомин (погиб в 1943) пишет,  обращаясь к своим  детям: «Михе советую учиться. Я думаю, в жизни это пригодиться. Нужно как-нибудь учиться. Это труд, ребята, в жизни годиться. Сыну: Ваня, учись на отлично. Вырастешь здоровым и дождешься меня [ 3, с31].

   Абидуев Баярсан Гошиевич пишет брату: «Уважай родителей, прислушивайся к их советам. Помогай им на каждом шагу. Учись, во чтобы то ни стало закончи среднюю школу. Учись хорошо стрелять, сдавай ГТО,  закаляйся физически [3 , с119].

   Сотников Георгий Гаврилович пишет детям: «Ваня  и Валя, я вас прошу, маму слушайтесь [ там же, с.59].

   Немецкий отец дает такое наставление своему сыну: «сам будь сильным не поддавайся влиянию и иди своей дорогой. Нужно иметь своё собственное мнение. Веди себя так, чтобы никогда себя не упрекнуть.

   Эти письма показывают нам как нежно и искренне любят отцы и дети друг друга. Часто перед глазами солдата встают картины счастливой довоенной жизни, часы близости с детьми: Нестеров Евлампий Акимович пишет в письме домой «Вы понимаете, на фронте нелегко, и часто вспоминаешь свое прошлое, и своих близких.  Мечта о вас, как  о тебе, так и о сыне, всегда со мной»[5],

“Как хорошо было бы, если бы мы с тобой покатались на велосипеде ”- пишет домой немецкий солдат.

   В своих письмах солдаты противоположных сторон мечтают о конце войны:

8 ноября 1942 Фронт Нестеров Е.А :”Но будет время, когда мы также заживем счастливой жизнью и будем встречать праздники с настоящим торжеством…” [5],

“  И молитесь хорошо по вечерам, чтобы я был здоров и война скоро закончилась»:  пишет немецкий отец.

В своих письмах дети также ждут скорой встречи с любимым отцом:” К сожалению, тебя не было вместе с нами, но в мыслях ты всегда рядом. Заканчиваю письмо, дорогой папа, с надеждой, что следующий праздник ты будешь встречать с нами).

  Русский солдат  Истомин Ф.Л, беспокоясь о хозяйстве, пишет домой: «Наверное, в колхозе всё колоски собираете? Как огород? Живите дружно. Война, надо всё пережить[5]. Отец Ингеборг пишет почти тоже самое:”iМне очень грустно от того, что я не с вами и не могу помочь вам при уборке урожая ”. Русские и немецкие солдаты в своих письмах писали о погоде, о питании в военное время, волновались о своих семьях, о близких, ведь им было одинаково нелегко в тяжелые годы войны.

. Боль, страдания в войне, град бомб и изгнание – все это коснулось и немцев. Детлеф сообщает:. Люди при каждом взрыве бегут в убежище. Мама тоже. Она очень боится самолетов. Здесь два вечера подряд перед воздушной тревогой, самолет очень близко сбрасывал бомбы).   Немецкий антифашист, коммунист Эрнст Тельман говорил с негодованием: «Страшно подумать, как далеко это все зашло. Худшие элементы нашего народа держат в руках власть, а беззащитные люди подвергаются пыткам… только потому, что они любят свой народ.

   Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в этой войне пострадали все  - и русские люди и немецкий народ.

Заключение.

       В настоящее время идет пересмотр всех ценностей. Люди пришли к осознанию общности  трагедий двух великих народов. На наш взгляд, и этих нескольких десятков писем достаточно, чтобы понять, что все хотели выжить в этой войне, чтобы дать счастливую жизнь своим детям.     Из первых рук, то есть из писем мы получили сведения о том, как жили семьи немецких солдат, чем занимались дети, проследили семейные отношения и сравнили некоторые темы в переписках советских и немецких солдат.

Нам интересно было понять и рассказать другим правду о простых немецких людях, также пострадавших в той страшной войне.

 Всем ходом своей работы мы попытались донести правду о том , что пережили немецкие дети в годы войны.

     Толерантность – это качество, которое необходимо в наше время. Несмотря на то, что все еще на слуху слова «фашисты», «Гитлер», Германия привлекает нас как высокоразвитое государство, с богатой историей и прекрасными местами для отдыха.

Список использованных источников и литературы.

  1. Коробенкова Н. Д. Привет с фронта. Бичурская тетрадь. Книга первая.- Челябинск-Улан-Удэ. Молодая смена. ОАО. Республиканская Типография, 1998.-304с.
  2. Письма из личного архива семей Истомина Ф.Л. и Нестерова Е.А.
  3.  Ланге Г., Буркард Б. Вечером за ужином нам всегда не хватает тебя.-Ровольд,  2000

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Война и наша семья". Тип проекта: Творческий, групповой, долгосрочный.

Тип проекта: Творческий, групповой, долгосрочный.Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.Продолжительность проекта:    3 месяца.Сроки реализации проекта:...

Родина у всех одна

Статья о малой Родине...

Проект-«Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля»

Формирование экологической культуры у детей.                                    Формирование представлени...

Сценарий мастер-класса для родителей "Солнышко для всех одно"

Сценарий мастер-класса для родителей детей 6-го года жизни "Солнышко для всех одно" направлен на взаимодействие с родителями по вопросам формирования основ толерантной культуры у старших дош...

Сценарий Конкурс чтецов «Россия у всех одна!»

Подготовила Воронкова Ю.Н.СценарийКонкурс чтецов «Россия у всех одна!»Вед.1.Мой друг, что может быть милейБесценного родного края?Там солнце кажется светлей,Там радостней весна златая...

Консультация для родителей " Родина у всех одна"

В современных условиях, когда происходят кардинальные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

ПРОЕКТ ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ.

Обновление системы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями. обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Условия, необходимые для создания ...