Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности при реализации программ «Маленькие волшебники» и «Цветные ладошки»
статья

Михайличенко Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности при реализации программ

 «Маленькие волшебники» и «Цветные ладошки»

Ломакина Ирина Николаевна

Михайличенко Наталья Анатольевна

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Долинск, воспитатели

В современной педагогической науке и практике задача изучения проблемы развития у детей художественно-творческих способностей и их формирования, начиная с раннего детства, становится особенно актуальной [3, стр.36].

Это обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению и самоутверждению ребенка на каждой возрастной ступени, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций в дальнейшем. Где изобразительная деятельность предоставляет ребенку-дошкольнику возможность получить удовольствие от творчества, выразить в образной форме свое личное отношение к миру, проявить свои чувства, насладиться позитивными эмоциями [2, стр.54].

Между тем, в современных психолого-педагогических исследованиях указывается,  что если дошкольник не может поделиться с окружающими своими впечатлениями через творчество и рассказать с помощью средств искусства, о событиях, происходящих с ним, то позднее это выливается в разнообразные эмоциональные и психические нарушения. Ребенок начинает испытывать трудности в общении с людьми, ему нелегко выразить задуманное в рисунках, он затрудняется в эстетическом восприятии окружающего мира, не может комбинировать и преобразовывать имеющиеся представления, у него возникают трудности построения воображаемого образа, что впоследствии станет серьезной проблемой усвоения необходимого материала в школе.  

В трудах  современных исследователей (Казаковой Т.Г., Т.С. Комаровой, А.Б. Тепловой, Е.А. Флериной и др.), подчеркивается, что жизнедеятельность ребенка до школы не может быть просто подготовкой его к школьному обучению. Это время приобретения первого культурного опыта самоопределения, развития инициативы, творческой активности, познавательных способностей, в единстве обеспечивающих освоение искусства.

Анна Борисовна Теплова обращает внимание на то, что «опираясь на познание мира через искусство, ребенок преобразует, изменяет такие свойства, качества, отношения предметов и явлений, которые позволяют ему в дальнейшем перейти к целостному планированию действий: созданию образа-замысла, плана реализации, последовательности способов выполнения, при необходимости его корректировке»[5, стр.19] .

На основе чего, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на активное использование искусства в образовательном процессе детского сада, на вовлечение дошкольников в диалог с искусством и поддержку их самостоятельной творческой деятельности.

В связи с вышесказанным возникли вопросы: «Каким должно стать содержание современной образовательной деятельности, направленной на обогащение внутреннего мира ребенка и развитие его художественно-творческих способностей? Как научить ребенка делиться с окружающими своими впечатлениями в форме художественного творчества? Какие виды изобразительного искусства будут способствовать формированию эстетического отношения и художественных способностей, как основы стимулирования  творческой активности дошкольников?»

Кандидат педагогических наук А.М. Вербенец отмечает, что «в истории художественного образования представлены разные взгляды на цели и процесс приобщения детей к искусству, одним из которых является обогащение содержания образовательных программ дошкольного образования, апробация методик и технологий ознакомления дошкольников разных возрастов с разнообразными видами и жанрами изобразительного искусства».  [1,стр.17]

Анализ практико-теоретических исследований дошкольного образования и воспитания позволил сделать вывод об изучении специфики и путей формирования художественно-творческих способностей в разных видах изобразительной деятельности авторами И.А. Лыковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, В.Т. Кудрявцевым, Т.А. Котляковой. Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленного формирования успешно развивается продуктивное творчество детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности – эмоционально насыщенной, имеющей большие возможности обогащения духовного мира ребенка, развития его творческих способностей.

В Стандарте подчеркивается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены методики, парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. Такими программами в нашем дошкольном учреждении, являются программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»  автора  И.А. Лыковой и парциальная образовательная программа «Маленькие волшебники» автора Т.А. Котляковой. В основе Программ сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественно-творческого развития детей дошкольного возраста, посредством формирования эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей.

Включение в практику нашего дошкольного учреждения авторских программ, позволило нам сделать вывод, что развитие творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности, может идти в различных направлениях, одним из которых является ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, это связано с тем, что:

во-первых, за счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование способствует развитию в детях фантазии и воображения, активизации творческих способностей;

 во-вторых, у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать; здесь можно сочетать различные техники (рисование мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений), способствующие поддержанию любых творческих решений детей, оказывая положительное влияние на развитие инициативы, воображения и творческой активности;

в-третьих, в детях закладывается самостоятельность, свободное самовыражение, развивается эстетическое восприятие художественных образов, происходит обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта;

в-четвертых, нетрадиционное рисование активно формирует эстетическую картину мира и основных элементов «Я-концепции-творца» [4,стр.4-5].

Сказанное, позволило сделать вывод, что на основе деятельностного подхода можно определить путь развития творческих способностей дошкольников разными средствами художественного выражения, одним их которых являются использование нетрадиционных способов рисования. В своих трудах, профессор Е.А. Тупичкина  указывает на положительную практику работы с дошкольниками, с использованием разных техник рисования, «содействующую повышению интереса детей к изобразительной деятельности, развитию инициативы и творческой активности ребенка при создании новых образов и идей, путем переработки имеющихся представлений и понятий» [6, стр.77].

На основании сказанного, с октября 2017 года, начали реализовывать практическую деятельность, одним из направлений которой  стало использование различных художественных материалов в целях развития художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности.

Программа распланирована на одну неделю каждого месяца. Образовательная деятельность с детьми проводится в форме совместной партнёрской работы, в групповом центре художественного развития «Территория творчества». Дети отправляются в путешествия, приходят на помощь героям сказок, ищут пути решения различных игровых ситуаций.

Определенный интерес, с точки зрения нашего направления работы, является  использование игровых сказочных сюжетов, позволяющих развивать воображение каждого воспитанника группы, и на этой основе создавать индивидуальные художественные образы. Подчеркнем, что активное использование разнообразных игровых приемов, например: угадать, на что похожа клякса, или дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и другое), позволяет добиваться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей на протяжении всего занятия. Наглядность и красочность получаемых изображений способствует проявлению каждым ребенком массы положительных эмоций, а в дальнейшем умению свободно выражать свои фантазии в творческой деятельности.

Примерная структура занятий и алгоритм (правила) выполнения рисунков следующие.

1.Организационная минутка, позволяющая воспитателю нацеливать детей на выполнение задания.

2.Использование игровых приёмом, художественного слова, пение песенок, загадывание загадок позволяющих заинтересовать детей и рассказать о предстоящей работе.

3.Демонстрирование приёмов работы с опорой на мнемотаблицы. Привлекается внимание детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождаемое показом и речью. Воспитанники проговаривают основные этапы деятельности и подбирают признаки для обозначения  их графическими заместителями (это могут быть величина, цвет, форма или все признаки одновременно).

4.Активизация детской инициативы педагогом.  Стимулируется художественный опыт детей. Предлагается вспомнить, как они это уже это делали, приглашается к мольберту желающий ребенок, для показа знакомого приёма передающего последовательность схематичного изображения на листе бумаги. Дети подбирают необходимый материал для данного процесса художественной деятельности и работают с ним.

5.В процессе рисования, поощряется проявление детьми творческой инициативы, самостоятельности, творчества. При необходимости оказывается помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания всей группой.

6.Происходит подведение итога образовательной деятельности, перечисляются с детьми выбранные способы её достижения. Обращается внимание воспитанников на выразительность созданных образов. Просим детей выразить свое отношение к наиболее интересным деталям созданных изображений.

Художественно-творческая деятельность всегда проходит очень интересно и насыщенно, поскольку процесс обучения стараемся выстраивать живо и эмоционально. Изобразительную задачу ставим таким образом, чтобы она побуждала детей к поискам образного решения, чтобы воспитанники приобретали необходимую свободу действий, а в рисунках не было шаблонности и они не становились стереотипами. Стараемся замечать всё и быть внимательными к каждому полученному новому изображению.

Как показывает опыт работы, на начальном этапе наиболее доступной детям стала офортная монотипия. Для ее выполнения рисовали масляными  красками на гладкой поверхности (стекло или пластик) любое изображение, затем его отпечатывали на бумаге. Например, создавая изображения перелетных птиц, покрывали кисть детской руки той краской, которая им приглянулась, и делали отпечаток руки на листе. После чего, воспитанники дорисовали голову, клюв, хвост, крылья и погружали своё изображение в природное пространство: кто-то рисовал море, кто-то солнце и облака.  Таким образом получался эффект нерукотворности изображения, нарисованного детьми.

Другим простым, и в то же время непредсказуемым видом монотипии в нашей работе стала клякс графия. Выполнялась она следующим образом: наливается жидкая краска в центр листа, затем бумага наклоняется в разные стороны, получаются цветные потеки. Эта интересная техника также показала качества неповторимости и уникальности, поскольку процесс работы с использованием клякс графии подталкивал нас к новым поискам, позволяя создавать с детьми неповторимые ритмические и цветовые пятна. Отметим, что в данной технике начинаем использовать не только монохромную, но и  полихромную монотипию. То есть, выполняя работу одним цветом, мы применяли монохромную технику. Включая большое количество цветов и разнообразные краски, стали использовать полихромную монотипию. Что дало возможность экспериментировать нам вместе с детьми и получать своеобразные и неповторимые графические фактуры и цветовые эффекты.

Для создания рисунков на основе техники деотипии использовали гладкую поверхность, которую предварительно смазывали маслом, а затем покрывали слоем акварельной краски. Сверху накладывали лист бумаги и по кальке карандашом, или стекой  прорисовывали рисунок. Так краска с гладкой поверхности отпечатывалась на лист бумаги с разным фактурным эффектом, в зависимости от силы нажатия и характера инструмента. Отметим, что фактура линий, получаемых в этой манере, была столь разнообразна и интересна, что после первого опыта её использования у многих детей возникло желание экспериментировать и дома.

Интересным направлением в работе, стало освоение флоротипии.  Для отпечатка рисунка использовали листья растений, их стебли и цветки, которые выкладывали на покрытую краской гладкую поверхность. Для создания более сложной фактуры мы добавляли отпечатки детских пальцев и ладоней.

Как показывает опыт работы, в творческом процессе наши воспитанники создают эмоционально-выразительные образы, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту деятельности, так и характеру процесса художественно-творческой деятельности, на основании чего нами сделаны следующие выводы.

Во-первых, реализация программ  «Маленькие волшебники» и «Цветные ладошки» позволяет формировать у детей дошкольного возраста эстетическое отношение к изобразительной деятельности и развивать художественно-творческие способности каждого воспитанника.

Во-вторых, на основе разработанных и апробированных вариантов собственных занятий художественно-эстетического цикла, происходит развитие креативности, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка группы.

В-третьих, художественно-творческая активность ребенка может проявляться спонтанно, однако без специальной педагогической поддержки со стороны педагога может угаснуть или не достичь максимума, что указывает на создание специальных условий, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в течение двух лет по реализации содержания программ «Маленькие волшебники» и «Цветные ладошки», расширяет возможности изобразительной деятельности детей, содействуя повышению интереса воспитанников к художественной деятельности, оказывая положительное влияние на развитие их воображения и творческой активности, являясь средством гармонизации эмоционального состояния воспитанников.

Используемая литература

1.Вербенец А.М. Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству// Детский сад: теория и практика. - 2016.- №7.- С. 16-32.

2.Казакова Т.Г.,  Воробьева И.Н. Изобразительное творчество и ребенок//         Детский сад: теория и практика. - 2017.- №5.- С. 54-74.

3.Комарова Т.С. Развитие художественно творчества дошкольников// Детский сад: теория и практика.- 2017.- №5.- С. 36-54.

4.Лыкова И.А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144с., 24л. вкл.

5.Теплова А.Б. Культурные практики детства// Детский сад: теория и практика.- 2015.- №5.- С. 18-24.

6. Тупичкина Е.А. Методика использования фрактального рисования в работе с детьми дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика.- 2017.-№5.-С.74-84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возр...

МО Выступление тема:"Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности" 2016 г.

Художественное творчество  играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Она находится в тесном взаимодействии с общим развитием дошкольников....

Консультация для педагогов на тему: «Игры, способствующие развитию воображения и творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знани...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....