Календарно-тематический план "Сенсорика"
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

1. «Воздушные шары»

 

Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет, стр. 82.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_sensorika.docx82.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 комбинированного вида»

г.о. Саранск

        

        

     Принято:         «Утверждаю»

     Решением педагогического        Заведующая МДОУ

     совета                                                         «Детский сад № 18»        

     Протокол № 6 от 30.08.2019 г.                                                    /Кичкирёва О. А./

                                                                   

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

 «Удивительная сенсорика»

(познавательное развитие)

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

        

                                                                Составитель:

                                                                руководитель кружка - воспитатель

                                                                Карпова Винера Асымовна

 

2019 - 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы………………………………………………………..

3

2.

Пояснительная записка…………………………………………………….

4

3.

Содержание изучаемого курса…………………………………………….

8

4.

Учебно-тематический план………………………………………………..

9

5.

Календарный план работы…………………………………………………

11

6.

Календарно – тематический план…………………………………………

12

7.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………..............

25

8.

Список литературы…………………………………………………………

26

9.

Приложение…………………………………………………………………

27

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Забавная сенсорика»

Руководитель программы

Карпова Винера Асымовна, воспитатель высшей квалификационной  категории

Организация-исполнитель

«Детский сад № 18 комбинированного вида»

Адрес организации-исполнителя

Город  Саранск, ул. Веселовского, 55

Цель программы

Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

Направленность программы

Познавательное развитие детей.

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная программа

Уровень реализации программы

  • Систематическое проведение занятий.
  • Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  • Сотрудничество педагога с семьей.

Система реализации контроля над исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения, практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

Ожидаемые конечные результаты программы

  • Дети различают и называют основные цвета.
  • Различают и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник)
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

        Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, и т. п.).

2. Новизна программы.

        Новизна программы заключается в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

3. Актуальность программы.

        Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойствах предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

4. Технологии опыта.

        Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Внедрение разнообразных технологий сенсорного развития и в развивающую среду ДОУ помогает детям быстрее освоить сенсорные эталоны, развить мелкую моторику, стимулировать развитие речи.

5. Отличительные особенности программы.

        Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка

в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха. Все это составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

        Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр, опытов и экспериментов, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов окружающего мира.

6. Педагогическая целесообразность программы.

        Овладение умениями воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

7. Цель программы.

        Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

8. Задачи программы.

  1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей младшей группы.
  2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
  3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

9. Принципы построения программы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей детей.

        В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.

  • Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным работам; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  • Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
  • Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
  • Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.

10. Возраст детей.

        Программа предложена для реализации с детьми второй младшей группы. Возраст детей: от 3 до 4 лет. Количество детей посещаемых кружок «Удивительная сенсорика» - 20 человек, игры и упражнения рассчитаны на работу со всей группой одновременно.

11. Сроки реализации.

        Кружок работает в течение учебного года (октябрь – апрель - включительно), план кружка рассчитан на год.

12. Режим занятий.

        Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю (29 занятий в год), длительность занятий для детей 3-4 лет – 15 минут, (7 часов, 15 минут в год).

13. Методы обучения:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

14. Формы обучения:

  • специально организованные занятия;
  • совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
  • совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

15. Формы работы:

  • Фронтальная, индивидуальная.

16. Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы воспитанники будут:

Знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия.

Уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры;
  • подбирать предметы по образцу;
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, величина);
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
  • чередовать предметы по величине;
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;
  • обозначать величину предметов словами;
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;
  • словесно описывать формы предметов.

Владеть:

  • приёмами обследования формы;
  • действиями подбора по образцу;
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

17. Критерии оценки приобретенных знаний

        Для оценки полученных знаний и корректировки содержания курса кружка проводится мониторинг один  раз в учебном году (апрель).

I образовательный модуль «Цвет».

        Дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

II образовательный модуль «Форма»

        Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) ребенку будут предложены задания не только, запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.

III образовательный модуль «Величина»

        Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация, умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.

IV образовательный модуль «Комплексные занятия»

        Ребенок научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости  от стоящей перед ним задачи.

VI Диагностика

Уровни освоения программы

Низкий уровень - количество баллов от 1 до 2,9. Небрежное отношение к изучаемому материалу; воспроизведение, содержащее несколько ошибок; воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором или отсутствие сходства; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.

Средний уровень - количество баллов от 3 до 3,9. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

Высокий уровень - количество баллов от 4 до 5. Отличное знание изученного материала, точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются).

18. Форма проведения итогов.

  • Диагностика детей по сенсорному развитию на окончание учебного года.
  • Подведение итогов кружка.
  • Подготовка презентации по фотографиям.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное развитие  создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности  обучения.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Познавательное развитие».
  2. «Физическое развитие».
  3. «Художественно-эстетическое развитие».
  4. «Речевое развитие».
  5. «Социально-коммуникативное развитие».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

образовательного модуля

Количество часов

всего

теория

(мин.)

практика

(мин.)

кол-во занятий

мин.

I

Цвет

10

150

50

100

ОКТЯБРЬ

1.

  1. «Воздушные шары»

1

15

5

10

2.

  1. «Спрячь мышку»

1

15

5

10

3 - 5.

  1. «Подбери по цвету»

3

45

15

30

НОЯБРЬ

6.

  1. «Лебедушка»

1

15

5

10

7.

  1. «Живое домино»

1

15

5

10

8 - 9.

  1. «Окраска воды»

2

30

10

20

ДЕКАБРЬ

10.

10. «Украсим елочку»

1

15

5

10

II

Форма

8

120

40

80

11 - 12.

  1. «Какие бывают фигуры?»

2

30

10

20

13.

  1. «Подбери фигуру»

1

15

5

10

 ЯНВАРЬ

14.

  1. «Подбери по форме»

1

15

5

10

15 - 16.

  1. «Кому какая форма!»

2

30

10

20

ФЕВРАЛЬ

17.

  1. «Найди предмет такой же формы»

1

15

5

10

18.

  1. «Что лежит в мешочке»

1

15

5

10

III

Величина

7

105

35

70

19.

  1. Три квадрата

1

15

5

10

20.

  1. «Башня»

1

15

5

10

МАРТ

21.

  1. «Лесенка»

1

15

5

10

22.

  1. «Построим лесенку»

1

15

5

10

23.

  1. «Соберем пирамидку»

1

15

5

10

24.

  1. «Найди такое же колечко»

1

15

5

10

АПРЕЛЬ

25.

  1. «Сбор фруктов»

1

15

5

10

IV

Комплексные занятия

2

30

10

20

26.

  1. Орнамент

1

15

5

10

27.

  1. Лото «Цвет и форма»

1

15

5

10

V

Диагностика

2

30

10

20

28 - 29.

  1. Выявить знания детей по пройденному материалу

2

30

10

20

Итого:

29

435

143

290

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ОКТЯБРЬ

Модуль I Цвет.

  1. «Воздушные шары»
  2. «Спрячь мышку»
  3. «Подбери по цвету»
  4. «Подбери по цвету»
  5. «Подбери по цвету»

НОЯБРЬ

  1. «Лебедушка»
  2. «Живое домино»
  3. «Окраска воды»
  4. «Окраска воды»

ДЕКАБРЬ

  1. «Украсим елочку»

Модуль II Форма

  1. «Какие бывают фигуры?»
  2. «Какие бывают фигуры?»
  3. «Подбери фигуру»

ЯНВАРЬ

  1. «Подбери по форме»
  2. «Кому какая форма!»
  3. «Кому какая форма!»

ФЕВРАЛЬ

  1. «Найди предмет такой же формы»
  2. «Что лежит в мешочке»

Модуль III Величина

  1. Три квадрата
  2. «Башня»

МАРТ

  1. «Лесенка»
  2. «Построим лесенку»
  3. «Соберем пирамидку»
  4. «Найди такое же колечко»

АПРЕЛЬ

  1. «Сбор фруктов»

Модуль IV Комплексные занятия

  1. «Орнамент»
  2. Лото «Цвет и форма»

V Диагностика

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

Модуль

НОД

Содержание

Материал

Методы обучения

Форма

работы

ОКТЯБРЬ

1.

I

Цвет

1. «Воздушные шары»

Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.

Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Демонстрационный: узкие полоски бумаги или картона (15х0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см).

Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Игра, показ способов действия с предметами, работа детей у доски, самостоятельная работа, итог.

Фронтальная.

Консультация «Что такое сенсорика и

почему так важно ее

развивать?»

2.

2. «Спрячь мышку»

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 х 15 см), посередине белый квадрат (8х8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10х10 см), большая мягкая игрушка - кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы 10х8 см, белые квадраты на них 5х5 см, цветные квадраты

6х6 см.

Игра, объяснение, работа детей у доски, самостоятельная работа, игровой момент, подведение итогов.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

3.

3. «Подбери по цвету»

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Раздаточный: 

У каждого ребенка карточка 30х 20 см, разделенная на шесть клеток 10х10 см разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета.

Игра, беседа, объяснение, показ способов действия с предметами, самостоятельная работа, итог.

Фронтальная.

Консультация для родителей.

«Развитие сенсорных

способностей детей раннего возраста».

4.

4. «Подбери по цвету»

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Кукла.

Раздаточный: карточки-«коврики», по две игрушки-силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета.

Напоминание  и усложнение игры, объяснение, самостоятельная работа, игровой момент с куклой, итог.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

5.

5. «Подбери по цвету»

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов

Кукла.

Раздаточный: карточки-«коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

Игра с фигурками разной формы, самостоятельная работа, игровой момент с куклой Таней, подведение итогов.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

Ноябрь

6.

6. «Лебедушка»

Дать детям представление о том, что цвет-признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра.

Разноцветные кружки диаметр 2 см, черный лист бумаги, клей.

Чтение народной песенки «Лебедушка», объяснение, вопросы, выполнение аппликации, итог.

Фронтальная

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

7.

7. «Живое домино»

Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

Завязать детям на руки ленты различных цветов и предложить всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Фронтальная.

Принести ленты 6 цветов - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

8.

8. «Окраска воды»

Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Две большие банки - на одной светло-красная наклейка, на второй - темно-красная.

У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.

Беседа, показ способов действия как сделать воду цветной: светло-красная и темная, самостоятельная работа детей под диктовку воспитателя, итог.

Фронтальная.

9.

9. «Окраска воды»

Формировать у детей представление о  разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее», «оттенок».

Раздаточный: тот же, что в первом варианте, но теперь детям раздаются краски шести цветов. Каждый ребенок получает одну из них.

Беседа, дети окрашивают воду в светлые тона разных цветов, вспоминают, как получается вода темного оттенка, и все делают темную воду, итог.

Фронтальная.

ДЕКАБРЬ

10.

10. «Украсим елочку»

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Планшет 30х50 см с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги.

Игровой момент, украшение елочки цветными игрушками (оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые), итог.

Фронтальная.

Консультация «Сенсорные игры в детском саду»

11.

II

Форма

1. «Какие бывают фигуры?»

Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов - по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Игровой момент с куклой, беседа с показом и фигур, работа детей у доски, рисование пальчиком в воздухе, показ способов действия, самостоятельная работа детей, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

12.

2. «Какие бывают фигуры?»

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат - треугольник, квадрат - прямоугольник, круг - овал.

Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал.

Раздаточный: 

по две фигуры каждой формы меньшего размера.

Игровой момент с куклой, беседа с показом и фигур, работа детей у доски, рисование пальчиком в воздухе, показ способов действия, самостоятельная работа детей, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

13.

3. «Подбери фигуру»

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках

Беседа сопровождается с вопросами воспитателя, самостоятельная работа детей, итог.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы.

ЯНВАРЬ

14.

4. «Подбери по форме»

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм.

Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур - по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Игра, ответы детей, раскладывания фигуры по форме, не обращая на цвет, сначала большие фигуры, а потом на них поменьше, индивидуальная работа с детьми, неправильно разложившими фигуры, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

15.

5. «Кому какая форма!»

Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Большие игрушки мишка и матрешка. Раздаточный: 

по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.

Показ фигур круга и овала, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиками, игровой момент раскладывания фигур на подносы для матрешки – круги, для мишки – овалы, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

ФЕВРАЛЬ

16.

6. «Кому какая форма!»

Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Матрешка, мишка, кукла.

Раздаточный:

по три квадрата, прямоугольника и треугольника разных цветов и размеров, три подноса на каждого ребенка.

Показ фигур, самостоятельно по желанию раскладывания фигур на подносы для игрушек, чтобы фигуры были одинаковой формы на каждом подносе, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

17.

7. «Найди предмет такой же формы»

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по три-четыре предмета каждой из этих форм, обруч.

Объяснения правила игры, игра с обручем, выбор предметов с геометрическими образцами, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

18.

8. «Что лежит в мешочке!»

Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом

Набор геометрических фигур; мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы)

Игра, дети достают по одному предмету из мешочка, называют его, определяют форму,  итог.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

19.

III

Величина

1. «Три квадрата»

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».

Демонстрационный: три квадрата разной величины. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины.

Показ квадратов, игра с квадратами, показ способов действия как строить башню, самостоятельная работа, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

20.

2. «Башня»

Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Демонстрационный: три куба разной величины. Раздаточный: на каждого ребенка три квадрата разной величины.

Ребенок строит башню из кубиков, отвечая на вопросы воспитателя при построении, самостоятельное построение башни из квадратов, индивидуальная работа с детьми, которые  не справляются с заданием, итог.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

МАРТ

21.

3. «Лесенка»

Продолжать учить  устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Демонстрационный: четыре бруска, различающихся по высоте, матрешка. Раздаточный: четыре прямоугольника из картона, различающихся последовательно по высоте на 1 см; матрешка из картона.

Ребенок строит лесенку, вопросы воспитателя по построению лесенки, ответ ребенка: «Самый большой, каждый раз - самый большой из оставшихся», самостоятельная работа детей, игра, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

22.

4. «Построим лесенку»

Та же, что в предыдущем задании, но плоскостные и объемные объекты используются по-новому (образец плоскостной, а дети действуют с объемными предметами).

Демонстрационный: лестница (вид сбоку), куколка, параллелепипед. Раздаточный: на каждого ребенка четыре параллелепипеда одинаковой длины с разной площадью сечения (различия на 1 см), куколка.

Рассматривания рисунка лесенки,  игровой момент, построение лесенки из брусочков, дети выбирают бруски самый большой из оставшихся брусочков, игра, итог.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

23.

5. «Соберем пирамидку»

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Пирамидка-образец из пяти равномерно уменьшающихся колец и такая же для каждого ребенка (желательно одноцветная).

Рассматривание пирамидки, воспитатель последовательно снимает и сравнивает по величине все колечки, а потом собирает пирамидку, попутно объясняя свои действия, самостоятельная работа, итог.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

24.

6. «Найди такое же колечко»

Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Пирамидки из пяти съемных колец.

Игра с пирамидками, воспитатель находит колечко и просит детей найти такое же по величине, чтобы проверить правильность выбора, используют прием накладывания. Каждый ребенок, получивший колечко, после того как находит такое же, дает задание своему соседу. Итог.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

АПРЕЛЬ

25.

7. «Сбор фруктов»

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Яблоки – образцы, вырезанные из картона трех величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы

Рассматривания дерева и корзины с яблоками, в игру играют трое, каждому дается по яблоку-образцу им необходимо «сорвать» по яблоку с дерева и положить их в соответствующие корзинки, игра повторяется 2-3 раза.

Фронтальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

26.

IV

Комплексные занятия

1. «Орнамент»

Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Демонстрационный: образец орнамента (в центре зеленый квадрат, по углам красные круги). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента; вырезанные из картона четыре красных и четыре зеленых круга, четыре красных и четыре зеленых квадрата

Рассматривание образца, беседа по образцу, самостоятельная работа детей, помощь детям которые не справляются с заданием, итог.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

27.

2. Лото «Цвет и форма»

Закрепить представления детей о пяти геометрических формах и шести спектральных цветах; учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Шесть карт с расположением в разном порядке пять фигур. Тридцать вырезанных фигур - каждая из пяти форм представлена в шести цветах.

Воспитатель незаметно берет из коробки фигуру и называет ее цвет и форму, ребенок, у которого есть эта фигура, отзывается и получает ее. Выигрывает тот, кто первым закроет фигуры.

Фронтальная.

Изготовление дидактического материала к занятию.

28 .

V

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Индивидуальная.

Индивидуальные беседы.

29.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Индивидуальная.

Индивидуальные беседы, рекомендации.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Реализация программы  невозможна без программно-методического обеспечения   материала, соответствующего  возрастным особенностям детей и создания развивающей среды

1. Формы занятий планируемых по каждому образовательному модулю.

        При проведении занятий в рамках кружка «Удивительная  сенсорика» предполагается использование следующих форм организации деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

2. Приемы и методы организации.

        При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

-наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);

-словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;

-практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.

                В каждом конкретном случае критерием эффективности применяемых методов обучения является их соответствие: задачам обучения и специфике учебного материала.        

3. Материально-техническое оснащение.

        Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

  • Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.

  • Картотеки:

«Геометрические фигуры», «Цвета».

Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.

  • Образцы работ;
  • стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;

Для эмоционально-положительного настроя ребенка необходимо создать благоприятные условия:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
  • число детей в подгруппах, что позволяет проводить индивидуальную направленность;
  • участие семьи воспитанника в воспитательно-образовательном процессе;
  • рациональное использование всех видов детской деятельности и разнообразных форм работы в совместной деятельности взрослых и детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста.
  2. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
  3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. : БрГУ, 2007. - 195с.
  4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
  5. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
  6. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
  7. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
  8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

  1. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с.
  2. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И.С. Погудкина- С-П.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
  3. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. - М.: Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с.

Список литературы для детей и родителей

  1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.
  2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012.- 176с.
  3. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160 с.
  4. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина.- М.: Академия развития, 2011.- 192с.
  5. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно -тематическое планирование тематического блока «Празднуем День народного единства», тема дня «Российский флаг» в подготовительной группе

Материал предназначен для воспитателей подготовительной группы. Автор работы воспитатель МБУ д/с № 199 " Муравьишка" Губайдуллина Г.М. г. Тольятти...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" тема дня "Сезонные изменения в старшей группе

В данном методическом материале представлен пример календарно-тематического планирования тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" с темой одного дня "Сезонные изменения" в старшей группе детског...