Проектная деятельность в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
проект

Лисина Татьяна Ильинична

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lisina.docx107.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

РАССМОТРЕН И ПРИНЯТ 

на педагогическом Совете МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Протокол № __ от «__ » _______ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ

 «Большеелховский детский сад №1

комбинированного вида»

________________ В.А. Лукьянова

 «__ » _________ 2018 г.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Проектная деятельность в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Разработала: Лисина Татьяна Ильинична,

воспитатель МБДОУ «Большеелховский

детский сад №1 комбинированного вида»

с.Большая Елховка, 2018

Актуальность

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) являются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.

Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при следующих условиях:

  • Владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
  • Использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;
  • Организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;
  • Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.

Задачи:

  1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
  2. На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.
  3. Изучить проектную деятельность в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ.
  4. Выявить состояние работы педагогов ДОУ в реализации проектной деятельности.
  5. Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.
  6. Разработать методические рекомендации для воспитателей.

В работе были применены следующие методы:

  • Изучение психолого-педагогической литературы;
  • Наблюдение за родителями и детьми;
  • Анкетирование педагогов и родителей;
  • Индивидуальные беседы с родителями и педагогами.

Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по теме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности; анкетирование и беседа с родителями.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность;  определение эффективности использования метода проектов при взаимодействии с семьями воспитанников; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества; тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.

Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Теоретическая значимость. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы взаимодействию с семьями воспитанников.

Познавательная значимость.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

Используя метод проектов при взаимодействии с семьями воспитанников я планировала добиться следующих результатов:

Дети:

- активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы, родителями и педагогом;

- проявляют инициативу в поисковой деятельности;

- положительно оценивают свои возможности, уверены в своих силах.

Педагог:

- повысит уровень профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников;

- разработает серию проектов;

- пополнит развивающую среду.

Родители:

- повысят активность своего взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над проектом 4 года, осуществляется в четыре этапа.

1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2014г.)

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Выявление уровня сформированности представлений о проектной деятельности у родителей

Наблюдение, беседа

Сентябрь

Изучение передового опыты педагогов и психологов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность

Информация с интернета

Октябрь

Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме

Изучение и подбор литературы

Октябрь

Разработка методических материалов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность

Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами

Ноябрь

2 этап – практический (декабрь 2014г. – ноябрь 2018г.)

1 блок – работа с детьми

Цель: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития.

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

«Руки мамы, руки папы, мои ручонки»

Выставка

Декабрь 2014г.

«Сказка в гости к нам пришла»

Совместная трудовая деятельность: фигуры из снега

Январь 2015г.

«Папа – наша защита и опора»

Беседа

Февраль 2015г.

«Умелые руки бабушки»

Выставка

Март 2015г.

«Солнышко»

Газета с пожеланиями для пап и мам

Апрель 2015г.

«Семья»

Сюжетно – ролевая игра

Май 2015г.

«Когда у бабушки такое лицо?»

Игровая ситуация

Сентябрь 2015г.

«Осень, осень,  в гости просим!»

Развлечение

Октябрь 2015г.

«В гости к бабушке Варварушке»

(цель: актуализировать и дополнять знания детей о животном мире)

Проект

Ноябрь 2015г.

«Что за дерево такое?»

Беседа

Декабрь 2015г.

«Семейное фото»

(цель: познакомить с основными видами рукоделия)

Коллективная работа: рамка для фото

Январь 2016г.

«Самый лучший папа – мой!»

Спортивный праздник

Февраль 20216г.

«Вот она какая, мамочка родная!»

Выставка рисунков

Март 20216г.

«Папина работа»

Сюжетно – ролевая игра

Апрель 2016г.

«Мы рисуем День Победы»

Выставка

Май 2016г.

«Природа родного края!»

Проект

Сентябрь 2016г.

«Почему листья желтеют»

НОД

Октябрь 2016г.

«Играем в театр»

Театрализованная деятельность

Ноябрь 2016г.

«Мое родословное дерево»

Проект

Декабрь 2016г.

«История моей семьи»

Беседа

Январь 2017г.

«День защитника Отечества»

Поздравительная открытка к 23 февраля

Февраль 2017г.

«Модельное агентство. Самая модная мама»

Сюжетно – ролевая игра

Март 2017г.

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

КВН

Апрель 2017г.

«Пока стучат сердца живых, мы помним подвиг ваш!»

Участие в митинге, посвященному Дню Победы

Май 2017г.

«Сделаем родное село чище!»

Акция

Сентябрь 2017г.

«Чтим родную историю»

Экскурсия в библиотеку, по родному селу

Октябрь 2017г.

«Мое село – моя родная сторона»

Проект, создание альбома о селе

Ноябрь 2017г.

3 этап – коррекционный (декабрь 2017г – апрель 2018г.)

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы.

4 этап – завершающий (май 2018г.)

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Динамика взаимодействия с семьями воспитанников до и после проведения мероприятий с использованием метода проектов.

Мониторинг качества взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность

Май 2018г.

Эффективность проведенных мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Выступление на педагогическом совете о проделанной работе

Май 2018г.

Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):

  • Изучение теоретической части развития вопроса;
  • Выявление уровня сформированности представлений о методе проектов;
  • Разработка диагностического инструментария к материалу;
  • Проведение диагностики;
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – практический:

  • Работа по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность;
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

3 этап – коррекционный:

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.

4 этап – завершающий:

  • Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
  • Эффективность проведенных мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.
  • Разработка методических рекомендаций.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет, родители, педагоги.

Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Общие результаты мониторинга по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность на начальном этапе проекта

Вводный мониторинг (ноябрь 2014г.)

В начале года:

Промежуточный мониторинг

Май 2015г.                                                        Сентябрь 2015г.

Май 2016г.                                                Май 2017г.

Сентябрь 2017г.                                        Май 2018г.

Заключение

Результаты работы по проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны и гибки в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция родителей̆ стала более гибкой̆. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника  М.: Педагогика, 1993.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.  М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
  3. Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
  4. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  5. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  6. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2008.
  7.  Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.]  М: Просвещение, 2005.
  8. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного

      учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание.  2000.  №2. С.44

  1.  Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 2-ое изд., 1986.
  2. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/ Т.Н.Доронова,  Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко  М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.
  3.   Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы.  М.: ИФ «Образование в документах», 2001.  2-ое изд.
  4.  Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.
  5.  Зверева О.Л.      Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:

современные подходы.  М.: ГПИ, 2003.

  1. Карпене Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы. Одарённые дети: теория и практика. – М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2001. – с.105 - 109
  2.  Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.  М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3.  Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
  4. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
  5.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004. – 94с.
  6.  Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание.  2004.  №11. С.57.
  7.  Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ.  2005.  №3. С.75.
  8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.  
  9. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
  10. http://fb.ru/article/1524/proektyi-v-detskom-sadu
  11. http://festival.1september.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...

"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ...

Проектная деятельность в вопросах взаимодействия с семьёй в образовательном процессе ДОУ»

/Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и  рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и...

Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи

Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи...

Опыт работы "Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ ЗОЖ у детей с ТНР"

Основная наша идея заключается в том, что проектная деятельность позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия ДОУ и семьи. Родители будут более активно вовлечены в про...

Проектная деятельность как метод взаимодействия ДОО с семьями

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что стар...