консультация для педагогов "Русские народные праздники"
консультация

Леонтьева Лариса Фёдоровна

Данная консультация содержит познавательный материал о русских народных праздниках и рекомендаци  для педагогов о проведении народных праздников в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdniki-_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 23 «Солнышко» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

        «Русские народные праздники»

                         ( выступление на семинаре)

               Подготовила:

                                                                            Воспитатель  Леонтьева Л.Ф.

                                        Белорецк – 2019 г.

                               Слайд № 1.(тема, автор)

      Праздники существовали во все времена. Они имеют большую эмоциональную и воспитательную значимость, обеспечивая передачу традиций от поколения к поколению. Корни народных праздников исходят из времен язычества. Большинство древних праздников и ритуалов дошли  до наших дней.

               

                   Слайд №2.(языческий праздник- Живица)

     

        Крестьянская жизнь человека в прошлом (равно как и сейчас) развивалась циклично – взросление, свадьба, рождение детей, старость, То же наблюдается и в цикличной повторяемости сезонов года и сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В связи с этим появились два основных вида праздников: календарно-земледельческие и семейно-бытовые.

         Второй вид связан с биолого-социальным ростом человека и отражает  главные его жизненные фазы: рождение, вступление в брак, старение, смерть.

                            Слайд № 3.(перечень праздников)

Праздники первого вида связаны с землёй, солнцем, небом. Первые семь среди всех праздников считаются основными. Это такие как:

* Рождество Христово (7 января), Новый Год.

* Святки ( продолжаются две недели от Рождества  до Крещения. Девушки гадают)

* Крещение   (19 января)

* Пасха (празднуется в первое воскресенье после весеннего равноденствия, 27 – 29 марта, красят яйца и пекут куличи)

* Благовещенье Святой Богородицы (7 апреля. «птица гнездо не вьёт, а девушка косу не плетёт»)

* Троица ( отмечается на 50 день после Пасхи, украшали жилище ветками берёзы, цветами, душистой травой)

* Масленица. (приходится на конец февраля -начала марта, связана с проводами зимы и первой встречей весны.

Но русские люди отмечали и другие праздники. Это:

*  Васильев день или Старый Новый Год  (14 января, проходили последние гадания у девушек, зима и лето встречаются).

* День весеннего равноденствия или Сороки ( 22 марта, вторая встреча весны, считается, что в марте 40 птиц прилетает).

* Вербное воскресенье (отмечается за неделю до Пасхи или на шестой неделе поста, украшают жилище ветками вербы)

* Красная  Горка. (отмечается через неделю после Пасхи, катали с горок пасхальные яйца)

* Георгий  Победоносец или Егорьев день (9 декабря,  покровитель скота.)

* Кузьминки (14 ноября. Обереги -  Кузьма и Демьян)

* Иван Купала (19 – 25 июня, принято жечь костры и прыгать через них))

* Покров Пресвятой Богородицы(14 октября, может выпасть первый снег)

* Никола зимний (19 декабря, чествовали стариков и старших в роду)

* Спиридон Солнцеворот (25 декабря, переломный день между солнцем и мраком)

* Радоница (30 апреля, поминают усопших)

* Иван Постный (11 сентября., последний день лета, крёстный отец осени)

* Осенины (21 – 27 сентября, обереги – богач и зернушка)

* и другие.

                               Слайд № 4.  (функции)

                       Функции народных праздников:

- развивающая

- информационно-просветительная

- культурно-творческая

- оздоровительная.

   Праздники играли значительную роль в жизни русского народа, прежде всего, они способствовали консолидации жителей одного села или деревни. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина, а совместное  активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли показать свои творческие возможности и таланты, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.

                           Слайд № 5. (русский праздник)

     Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами, играми.

    Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам народной культуры, возникает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

                          Слайд № 6. ( цель праздников в ДОУ)

Цель проведения народных праздников в ДОУ: приобщать  детей к истокам русской народной культуры; формировать интерес, уважительное отношение к традициям своего народа; воспитывать культуру поведения на праздниках.

                            Слайд № 7 .(рекомендации)

 В процессе подготовки к праздникам, педагогам необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  • Проводить праздник необходимо 1 раз в месяц.
  • В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту.
  • При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических номеров русского фольклора.
  • Произведения должны быть интересны и доступны для детей, соответствовать содержанию праздника.
  • Праздник должен быть эмоционально окрашен, насыщен творческими импровизациями, сюрпризными моментами, персонажами.
  • Народные праздники должны содержать детские народные игры и хороводы, которые способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.
  •  Важное условие - единство педагогов, детей и родителей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители  принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов и костюмов, в украшении групп, участвуют в играх, готовят сладкие блюда русской народной кухни.

                          Слайд № 8.(Новый Год и Рождество)

  Главные зимние народные праздники -  сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение. С давних времен праздник Новый год отмечается в России 1 января. В этот день все с трепетом ждут в гости главного героя славянских сказок – Дедушку Мороза – доброго волшебника, который приходит со своей внучкой Снегурочкой и приносит подарки. Символ  Нового Года – украшенная игрушками, сияющая огнями зелёная ель.

      Наши предки проводили в новогодние дни Святки (Святые вечера). Две недели Святок, с 6 по 19 января относятся к отдыху и веселью. Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу , опасаясь беды. Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки. Главным отличительным знаком Святок  были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае.  Девушки обычно гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Издавна в это время изготавливали и надевали на себя всевозможные костюмы (звери, мифические герои, сказочные персонажи), что перерастало в настоящие красочные маскарады, в ходе которых исполнялись колядки, и ряженые в шутливой форме поздравляли родных, друзей, соседей со светлым праздником. Этот обычай пользуется большой популярностью в детских дошкольных учреждениях. Дети с радостью примеряют на себя разные образы и заводят вокруг елки хоровод.

                        Слайд № 9.(Крещение. Снежные бои)

      После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов. Считается, что в ночь праздника вода во всех источниках становится святой, избавляет людей от недугов.

С детьми в детском саду можно провести:

  * «Новогодний хоровод» (утренник со встречей Деда Мороза, хоровод вокруг елки, поздравления, подарки, костюмированный маскарад);

        *   «Снежные бои» (уличные игры с бросанием снежков, лепкой Снеговика, рисованием красками на снегу, зимними спортивными соревнованиями);

         * Сказочные постановки: «Морозко», «Новогодняя сказка», «Зимовье зверей»;

         * Зимние посиделки (занятия в группе с использованием загадок, пословиц, стихотворений, песен, примет, иллюстраций).

                                       Слайд №10.(масленица)

       Отмечал русский народ с размахом и весенние народные праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. Для каждого дня Масленицы есть свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, парились в бане, сытно ели, ходили в гости, устраивали всевозможные игры, кулачные бои, балаганы для скоморохов. Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

 Главным атрибутом праздника была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали на костре, просили друг у друга прощение.

Сегодня эти традиции возраждают сотрудники детских садов, проводя с детьми весёлую Масленицу. С песнями, хороводами и потешками, ребята угощаются блинами и принимают участие в русских народных играх.

                           Слайд №11. (Благовещенье, Пасха)

    Не менее интересны в проведении христианские праздники: Благовещение и  Пасха, которые имеют старинные обычаи. В пасхальную ночь в церковь шли все. Дома оставались только малые да немощные. Все ждали , когда начнётся крестный ход, а после святили куличи, творожные пасхи и яйца. Красное яйцо – символ праздника .Было принято также дарить пасхальные яйца из фарфора, хрусталя, цветного стекла, дерева, шоколада и сахара.

     В день Благовещенья запрещалось работать. В народе до сих пор говорят: «Птица гнездо не вьёт, девица косу не плетёт».В старину в Москве  в канун праздника открывался птичий рынок, где покупали птиц и сразу же их выпускали на волю, что символизирует освобождение души от грехов.

       Весенние народные праздники в детском саду можно проводить, применяя фольклорный материал. Это:

*   Инсценировки обрядов; 

*  Игры на детских музыкальных инструментах: (гармошке, дудке, балалайке, деревянных ложках);

*    Хороводы и конкурсы на улице.

*   Раскрашивание пасхальных яиц.

                        Слайд №12. (Иван Купала, Троица)

                                       

        В июне на Руси  отмечал народ главный летний праздник - Иван Купала. Предки отмечали это событие очень весело: играли на гуслях, устраивали пляски в роще, лесу, прыгали через костры, плели венки из трав, загадывали желания. Главным растением - символом праздника является папоротник, который согласно легенде в этот день расцветает. Современные дети обожают праздники на природе.

Красивый патриотичный праздник Древней Руси – Троица.  В этот день устраивали гуляния в лесу и на лугу.  Девушки надевали самые красивые наряды. Голову украшали венками из веток берёзы и цветов. Хорошей приметой считалось: «Свататься на Троицу». Главная героиня праздника – Береза. Её украшали лентами, загадывали желания.  

Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания и рекомендуется провести с детьми такие мероприятия:

 *  Обучение мастерству плетения венков;

 * Проведение обряда завязывания  лент на березку и загадывания желаний.

                                         Слайд №13. (Осенины)

Осень – время сбора урожая. Наши предки отмечали  народные осенние праздники. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины. Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом выращивания различных садово-огородных культур. С детьми в ДОУ можно провести:

 

   * «Ярмарку осеннего урожая» (застолье, проведение викторин );

        * «Дефиле народного костюма» (изучение деталей одежды славян, детский конкурс – дефиле).

    В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки и  другие, участвуют в весёлых хороводах. Через фольклор детям прививается любовь к Родине, закладываются знания о культурных традициях народа.

Необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как: «Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество», «Я - человек», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.

                            Слайд №14 (Спасибо за внимание)

Литература:

1. Снегирев И. М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 183.

2. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.

3. Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. СПб.: Детство - Пресс, 2012. 336с.

4. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122с.

5. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.

6. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е.А. Алябьева .М.: ТЦ Сфера, 2012. 160 с.

7 .Бойчук, И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа/ И.А.Бойчук. СПб.: Детство - Пресс, 2013. 416с.

8. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая к школе группа/ И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 430с.

9. Бойчук И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. / И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 352с.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло...

консультация для родителей "Народные праздники дома"

Приобщение детей к народным праздникам...

Консультация для воспитателей "Народные праздники и их значение в ДОУ"

Консультация для воспитателейПо теме:«Значение русских народных праздников и традицийв жизни ребенка»   Музыкальный руководительЯкименко В.В....

Консультации для воспитателей: "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - КАК СРЕДСТВО ПРЕОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ."

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей....

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития дете...

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Консультация расскажет родителям, какое значение имеют народные праздники в воспитании дошкольников....

Консультация для родителей народные праздники в России «Зимние Святки»

Вот и прошли зимние праздники: Новый год и Рождество. Но рождество продолжается  до Крещения. Эти праздничные дни называются Святками. Люди православные ходят в церковь, в гости, коляду...