Взаимодействие логопеда и воспитателя в развитии мелкой моторики дошкольников
статья

Малинина Наталья Ивановна

рекомендации по взаимодействию логопеда и воспитателя в развитии мелкой моторики дошкольников, методы и приемы взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»

Цель:

Создание системы взаимодействия логопеда и воспитателей коррекционной группы детского сада в процессе развития мелкой моторики с детьми имеющими речевые нарушения.

Задачи:

  1.  Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
  3. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в устранении дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера.  В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности речевого развития.    Совместно с воспитателем планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму.

В задачу воспитателей логопедической группы  входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических и лексико – грамматических  форм речи.

 В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. 
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. 
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Для этого существует тетрадь взаимодействия. Занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня.   Слайд №2 (см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Для плодотворной работы по развитию мелкой моторики у детей в работе с воспитателями может использоваться:

  • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
  • использование заданий по развитию мелкой  и общей моторики в режимных моментах и совместной деятельности с детьми
  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей и развитию мелкой и общей моторики
  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  • совместное с логопедом и воспитателями оформление стендов с наглядной информацией по развитию мелкой моторики
  • изготовление игр и пособий для развития мелкой моторики
  • проведение досугов  и консультаций для родителей по развитию мелкой моторики
  • Рекомендуется выделить в группе место «центр развития мелкой моторики» в котором должны находиться игры  и пособия для развития общей и мелкой моторики, которые будет использовать не только педагог в совместной деятельности с детьми, но и дети в самостоятельной деятельности

 Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Мы сегодня покажем одно из направлений «Развития мелкой моторики» используемое в нашей группе:

Мелкая моторика очень важна!

И для ребят она очень нужна.

Пальчики детям она развивает,

В речи ребятам она помогает.

Наш логопед много тем изучает,

А воспитатели все закрепляют.

Чтобы красиво все говорили

Этому мы ребят научили!

Звуки и буквы, слоги, слова

Нам изучить надо сперва

Слайд №3

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Вот упражненье: «Манка, крупа» .

Рисуем узоры – пишем слова.

Слайд №4

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

.

Маме мы бусы решили собрать,

Бусинки будем на нитку низать.

Слово для мамы придумаем сами

И зашифруем в посланье для мамы.

Гоша придумал слово цветы.

Сколько здесь звуков скажешь мне ты?

Пять, значит бусинок тоже здесь пять,

Будем мы их на нитку низать.

Сколько здесь гласных? Две гласных.

Теперь отложим в сторонку две красных.

Сколько согласных? В ответ дружно: «Три».

Тогда зеленые и синие бусины бери!

Так получился подарок для мамы,

Дружно и весело сделали сами!

Слайд №5

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Прищепки нам в помощь будут всегда.

Играем в прищепки – закрепляем слова.

Вот карточки детям « Чего не хватает?»

Сперва назовем и прищепкой исправим.

Теперь постираем от кукол одежку

И дружно повесим стирать на веревку

Слайд №6

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Здесь надо букву сперва угадать,

Другу ее  на спине написать.

Друг твой ту букву затем отгадает

И нам на карточке покажет, что знает!

Слайд №7

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Сестренке шнурки нам помочь завязать

Поможет шнуровка – берем шнуровать!

Слайд №8

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

А это дорожки – по ним пальцем пройди

И весело ты, как змея, зашипи,

И грозно, как пес во дворе, зарычи,

И жалобно ты, как мышонок, пищи.

Покрякай, мяукай, процокай скорей

И обретешь себе новых друзей!

Слайд №9

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Лексических тем много мы изучаем

И в группе своей мы с детьми закрепляем.

Вот ложки простые были сперва,

Теперь получилась у них голова.

И платье, которое можно сменить

И на липучку его прилепить.

Сперва это был лук-шалунишка,

Теперь это будет мишка-топтышка.

Слайд №10

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

А это дощечки простые – смотри

Их будем гладить ладошкой. Бери!

Эта, как кошка,  пушистая, мягкая,

А эта, как змейка, вся гладкая!

А эта дощечка шершавая вся

На персик немножко похожа она.

Слайд №11

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Вот еще одна игра, интересная она.

Любим мы с водой играть , ее пипеткой собирать .

Раз, два, три, четыре, пять – надо капли сосчитать!

Порычим и пошипим – цвет в сосуде изменим!

На тарелке капель много, мы подуем на них долго,

Соберутся они вместе – это очень интересно!

.

Слайд №12

(см. презентацию «Взаимодействие логопеда и воспитателей в развитии мелкой моторики дошкольников»)

Так проходит день за днем.

Очень весело живем!

Вместе дружно мы играем –

Мелкую моторику так развиваем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пан самообразовательной работы воспитателя. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников с использованием нестандартного материала»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  детей...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Мастер-класс для воспитателей на тему: тренажёр для развития мелкой моторики дошкольников своими руками «Умные шнурочки»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

Консультация для воспитателей "Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников".

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников....