Пальчиковые игры по лексическим темам для детей первой младшей группы
методическая разработка (младшая группа)

Носкова Екатерина Геннадьевна

В. М. Бехтеров в своих работах доказал, что простые движения пальцев рук улучшают произношения многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что " Ум ребенка находится на кончиках пальцев".Учёными давно установлена взаимосвязь между речью и мелкой моторикой рук: чем слаженнее и точнее работа пальчиков, тем лучше речь. Наши предки эту связь (рука—речь) чувствовали интуитивно. Поэтому и вкладывали в неокрепшие детские ручки шнуровки и тесёмки, молотки и гвозди, иголки и спицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.odt69.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры по лексическим темам для детей первой младшей группы

        В. М. Бехтеров в своих работах доказал, что простые движения пальцев рук улучшают произношения многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что " Ум ребенка находится на кончиках пальцев".Учёными давно установлена взаимосвязь между речью и мелкой моторикой рук: чем слаженнее и точнее работа пальчиков, тем лучше речь. Наши предки эту связь (рука—речь) чувствовали интуитивно. Поэтому и вкладывали в неокрепшие детские ручки шнуровки и тесёмки, молотки и гвозди, иголки и спицы.  Может быть, и Вам  помнится та счастливая пора детства, когда пристраивались на коленях у своей бабушки. А она в это время поглаживала,  перебирала детские пальчики,  что-то приговаривая. Например, «Сорока-ворона» или другая  прибаутка. Существуют и специальные  и упражнения для развития мелкой моторики рук. Для родителей это благоприятная возможность поиграть с малышом, порадовать его, развивая при этом речь и мелкую моторику. Во время таких игр ребёнок получает разносторонние тактильные впечатления, внимание, память и способность сосредоточиваться. К тому же пальчиковые игры подпитывают добрые взаимоотношения в семье. Персонажи пальчиковых игр, если они подобраны по возрасту, очень нравятся малышам, и они с удовольствием повторяют за взрослым текст и движения.

Рекомендации при выполнении пальчиковых игр:

При выполнении  упражнений вместе с ребёнком, демонстрируйте при этом собственную увлечённость игрой! Поощряйте любые попытки малыша произносить текст вместе с Вами (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст запомнится наизусть, и ребёнок сможет произносить его целиком, в соответствии с движением.
Наиболее понравившиеся игры оставляйте в своём репертуаре и возвращайтесь к ним по обоюдному желанию. Не ставьте перед ребёнком сразу несколько сложных задач (например, выполнять движения и произносить текст), эта на первых порах невыполнимая для него задача может «отбить» всякий интерес к игре.

Тема

Стихотворение

Движение рук

Адаптация

 «Часы»

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

 «Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь - а червячков уж нет!

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ).

Один хлопок над головой

Руки «скатываются» на пол

Два хлопка

Три хлопка

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх

Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

Пальчики

«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают,

Эти пальчики гуляют,

Эти - любят поболтать,

Эти - тихо подремать,

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять.

Хотят пальчики все спать.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть зевнул,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уже спит.

Тише-тише не шумите,

Пальчики не разбудите.

Встали пальчики - ура!

В детский сад идти пора.         

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки

Указательный и средний «идут» по другой руке

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша)

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони

Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Загибаем, начиная с большого, постепенно уменьшая громкость речи до шепота.

 

 

Приставить указательный палец к губам, затем погрозить им.

Положить ручку «спать» на другую руку и покачать.

Говорить громко и весело. Разгибаем пальчики.

Культурно-гигиенические навыки

«Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок.

«Кран, откройся…»

Кран откройся,

Нос умойся,

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь ушки,

Мойся шейка.

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, обливайся.

Грязь смывайся,

Грязь смывайся.

Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся

Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем

Круговыми движениями погладить щечки

Улыбнуться

Показать зубки

Правой рукой показать, как открыть кран

Указательными пальцами массировать крылья носа

Указательными пальцами массировать веки

Ладошками массировать уши

Поглаживание шеи сверху вниз ладошками

Ладошками массируют щеки

Трут ладошку об ладошку

Фрукты

 «Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,

Кислым соком брызжет он.

В чай его положим

Вместе с жёлтой кожей.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и сахарный песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Одноимённые пальцы соединяются подушечками –показываем лимон

Пальцы резко разводим в стороны

Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки «опускаем лимон в чай»

Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай»

Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней»

Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Опять «варить» и «размешивать»

Овощи

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту мнем, мнем

И в баночки кладем

А потом пробуем.

«Дорожка из горошка»

Насыпал Парамошка

Горошка на дорожку.

Ведет теперь к порожку

Дорожка из горошка.

Движения прямыми ладонями

Потереть ладони друг о друга

Сложить пальцы в щепотку

Сжимать и разжимать кулачки

Пальцами обеих рук, соединенными в щепотки, «прыгать» по столу

«Идти» на указательном и среднем пальцах

Растения

«Листочки»

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

«Мы цветы в саду сажаем»

Мы цветы в саду сажаем

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы!

Сложить руки в кулаки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы

Имитировать посадку цветов

Загибать пальцы

Домашние животные

«Кошка»

Вот, убрав царапки,

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки

На своей макушке.

«Кто в деревне живёт?»

Кто в деревне живёт?

Лежебока – рыжий кот

Маленький телёнок,

Быстрый жеребёнок,

Верная собачка,

Белая овечка,

Раз, два, три, четыре, пять

Их не трудно сосчитать

«Моем руки»

Круговые движения ладонью по лицу

Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как

 кошка мое ушки

Из ладоней сделать крышу

Загибать указательным пальцем правой руки пальцы на левой руке, начиная с мизинца

Разгибать пальцы обратно

Хлопают в ладоши и стучат кулачками по очереди

Домашние птицы

«Утро раннее»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га!

Наши гуленьки вверху:

Гу-гу-гу

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт – ку-ка-ре-ку!

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.  

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!  

Пальцы сложить как раскрытый клюв

Открывать, закрывать «клюв»

Поднять руки вверх, помахать кистями, постучать указательным пальцем

Сложить руки, как закрытый клюв, поворачивать кисти рук в одну и другую сторону

Постучать указательным пальцем

Спину выпрямить, голову поднять, развести руки в стороны

Махать руками, как крыльями, и кукарекать

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с                                                   мизинца

Показать все пальчики, «играя» ими

Дикие животные

«Волчок»

В домике сидит волчок,

Он глядит на нас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить,

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

«Белка»

Скачет белка-шалунишка,

Рвет с сосновых веток шишки.

Лапками сжимает ловко

И несет в свою кладовку.

Изобразить обеими руками «бинокль» и приставить к глазам

Изобразить одной ладонью «волчью пасть», а пальцы другой руки поднести к «пасти» и захватывать их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками

Легкими движениями потереть ладони одна о другую

«Бегают» пальчиками по столу

Сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках

Сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках

«Бегают» пальчиками по столу

Ягоды

«Арбуз»

Я-большой арбуз усатый,

Я зеленый полосатый.

Греет солнышко бочок,

Я поспел как мог.

С грядки вы меня возьмите

И на части разделите.

«Малина»

Раз-малинка, два малинка,

Ела ягоды Маринка,

А в корзинке у Маринки

Не осталось ни малинки.

Кто по ягодки пойдет,

Тот корзиночку возьмет!

Погладить себя по голове и провести указательным пальцем под носом- «усы»

Наклонить голову и прижаться щекой к ладони. Другой ладонью погладить щеку, изображая, как солнышко греет бочок

Указательным пальцем обеих рук провести несколько линии от макушки до шеи

Хлопнуть в ладоши у правого уха, затем у левого

Имитация «едим»

Приставить слегка округленные ладони друг к другу- «корзинка»

Заглянуть в «корзинку», затем развести руки в стороны

Топать ногами, хлопать в ладоши



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека стихов для разучивания по лексическим темам. Ранний возраст. Первая младшая группа.

Картотека стихов, доступных для быстрого и лёгкого разучивания детям с двух до трёх лет. Стихи подобраны по лексическим темам....

Рекомендации родителям в форме презентации на тему «Адаптация детей первой младшей группы к детскому саду »

При  проведении  первого  родительского  собрания  в  первой  младшей  группе  целесообразно  ознакомить  родителей  с  рекомендациями ...

Картотека физминуток по лексическим темам для детей второй младшей группы

Физминутки собраны по лексическим темам, это удобно при подготовке НОД. При создании подборки я использовала стихи В. Берестова, Е. Благининой, а так же материал из интернета, размещенный в свободном ...

«Пальчиковые игры, как средство активизации речи ребенка первой младшей группы»

Пальчиковая игра - это средство воспитания, вид творческой деятельности, посредством которого развивается не только речь, но и формируется личность ребенка-дошкольника. Играя пальцами рук, тренируя ме...

Технологические карты совместной (непрерывной образовательной деятельности) по лексической теме "Мебель" в первой младшей группе Автор – разработчик: Сайкова Галина Егоровна

Технологическая картасовместной (непрерывной образовательной деятельности)по познавательному развитию «В гостях у трех медведей».Автор – разработчик: Сайкова Галина ЕгоровнаВоз...

Проект по экологическому воспитанию детей в ДОУ на тему: "Знакомство детей первой младшей группы №3 с миром домашних животных"

Актуальность. Впервые с миром зверей ребенок сталкивается в дошкольном возрасте. Любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным, надо начинать формировать с раннего возраста, в таком слу...