Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
статья (старшая группа)

Абрамова Олbга Сергеевна

Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.  Даны методические рекомендации по организации данной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Составила:

Воспитатель

Абрамова О.С.

г. Санкт – Петербург

2019 год

 Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.  Даны методические рекомендации по организации данной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Ключевые слова. Айрис - фолдинг, дошкольник, математические представления, развитие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДОО (Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного общего образования) в настоящее время определены приоритеты образования. Среди них эмоционально-личностное становление ребёнка, реализация его потенциала, развитие способностей и забота об эмоциональном благополучии.

Дошкольное детство является сензитивным периодом развития творческих способностей ребенка и становления его индивидуальности.      

Одновременно с этим согласно ст. 64 Федерального закона «Об   образовании РФ» дошкольное образование направлено не только на формирование общей культуры, эстетических и нравственных качеств, но и на формирование учебных предпосылок, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Предполагается, что ребенок, переходя в школу должен обладать элементарными математиками представлениями.

В соответствии с ФГОС ДОО дети старшего дошкольного возраста должны уметь элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. У них развиты знания о конкретных величинах, числовом ряде, геометрических фигурах, математических закономерностях.  Овладение детьми математических законов подразумевает в конечном итоге знание счета, измерения, простейших вычислений.

Развитие элементарных математических представлений является целенаправленным процессом передачи знаний, приемов, способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная цель в данном случае - подготовка к успешному овладению математикой в школе и всестороннее развитие детей.

 Таким образом, встает вопрос о поиске новых нетрадиционных методов, которые позволят дошкольникам изучать элементарные математические правила в процессе творческой деятельности, что, несомненно, является более привлекательным для детей, и, следовательно, в конечном итоге повышает усвояемость знаний.

 Айрис - фолдинг – одна из новых техник, которая способствует тому, что ребенок не только знакомится с математическими понятиями, но и получает возможность проявить свою индивидуальность в творческом процессе. В дословном переводе Iris Folding означает «радужное складывание». Страна происхождения методики - Голландия.

          Еще известный детский психолог Л.А. Венгер в свое время подчеркивал, что от того, какая будет заложена основа математических представлений в дошкольном возрасте, в дальнейшем зависит путь математического развития, и успешность продвижения ребенка в данной области знаний.

Развитие математических способностей в дошкольном возрасте имеет огромное значение, так как в процессе изучения математики развивается ум, мышление, память, внимание, способность логически мыслить, что необходимо абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека.

При помощи техники Айрис - фолдинг расширение математических представлений может быть для детей легким, понятным и привлекательным процессом.

Данная техника способствует не только творческому развитию, развитию мелкой моторики, но и тому, что дети в увлекательной форме получают элементарные математические представления. Работа по изготовлению поделок при помощи Айрис - фолдинг развивает внимание, пространственное воображение, наблюдательность, аккуратность, глазомер, усидчивость. Дети получают элементарные представлений о форме, величине предмета.

Суть данной техники заключается в том, что полосы бумаги разного цвета   строго под определенным углом при помощи специальных шаблонов накладываются друг на друга. При этом получается готовый продукт – поделка, которая выглядит ярко, привлекательно и необычно.

Вместе с тем техника Айрис - фолдинг достаточно проста для того, чтобы применять ее в работе с детьми дошкольного возраста.

Изготавливая поделки в технике Айрис - фолдинг, старшие дошкольники закрепляют такие математические представления, как образ, цифра, количество, счет, пространственная ориентировка, длина, отрезок.  При этом они обучаются читать схемы, работать по шаблону.  Происходит знакомство с математическими названиями (прямоугольник, круг, квадрат и т.д.), признаками простых геометрических форм. Детям дается представление о пространственном положении и целых предметов, и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).

Все это многообразие математических понятий усваивается в творческом увлекательном процессе создания декоративного узора. Таким образом, обучение становится занимательным.

Первоначально можно создавать несложные поделки в технике Айрис – фолдинг, например, Пирамиду. Дети получают представление о длине, складывая полоски разного размера.

Складывая фигуру по заданию педагога, дети также могут закреплять порядковый счет.

Далее более сложная работа. Картон с нанесением шаблона- изображения в основе которого положена какая-либо геометрическая фигура: треугольника, квадрата, прямоугольника, трапеции и т.д. Двигаясь по часовой стрелке, откладывают на каждой стороне от вершины одинаковый отрезок-шаг. В итоге построенные линии создают интересный эффект, закручивающийся спирали. В помощь детям дается числовая линейка, что позволяет лучше работать со схемой, ориентироваться в числах. Самостоятельное заполнение схемы произвольного порядка развивает у детей пространственное воображение, учит сопоставлять размер.

На основе геометрической фигуры могут быть созданы разнообразные изображения, например, на основе треугольника - ёлочка, на основе пятиугольника - цветок и т.д.

Педагог предварительно нумерует полоски, что позволяет, познакомить детей с числами второго десятка, а также формирует навыки прямого счёта в пределах 20. Таким образом, полос должно быть не больше 20. В зависимости от индивидуальных показателей позже число полос увеличивается.

Наличие общих математических представлений предполагает, что дети дошкольного возраста умеют определять величину, форму, положение предметов в пространстве. Форма для дошкольника -  носитель определенного содержания, которое он раскрывают при ее восприятии. Таким образом, техника Айрис - фолдинг эффективна в качестве одного из средств закрепления тех или иных геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе такой деятельности формируется целый комплекс математических представлений о пространстве, форме, величине, количестве, свойствах, отношениях и т.д. Дети учатся обобщать и систематизировать. Такой процесс обучения одновременно интересный и творческий, соответственно у дошкольников появляется желание в последствие самостоятельно изучать какие-либо математические категории.

Данная техника расширяет возможности педагога в реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач; совершенствует процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.

Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Создание сборника дидактических игр по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у дет...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников

Организуя работу с детьми с использованием палочек Кюизенера, мы способствуем развитию умений сравнивать, считать, отсчитывать, знакомим с цифрами, закрепляем умение ориентироваться на плоскости, разв...