Развитие вокальных способностей детей
статья

Иванова Жанна Петровна

В статье представлен опыт работы с одаренными детьми. Раскрывается технология развития вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе кружковой работы. Материал будет интересен музыкальным руководителям, которые заинтересованы в том, чтобы занятия музыкой, вокальное пение приносило детям большое удовольствие, и при этом было обучающим, полезным для формирования навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vokalnyh_sposobnostey_detey.docx867.46 КБ

Предварительный просмотр:

            Жанна Петровна Иванова,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

МАДОУ ЦРР–детский сад,

г.Покачи, Ханты-Мансийский автономный округ

Развитие вокальных способностей детей

«Без музыки трудно представить себе жизнь

 человека. Без звуков музыки она была бы неполна,

глуха, бледна... Любителями и знатоками

музыки не рождаются, а становятся».

                                                 (Дмитрий Шостакович)

C:\Users\PCX\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpg

Аннотация: В статье представлен опыт работы с одаренными детьми. Раскрывается технология развития вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе кружковой работы. Материал будет интересен музыкальным руководителям, которые заинтересованы в том, чтобы занятия музыкой, вокальное пение приносило детям большое удовольствие, и при этом было обучающим, полезным для формирования навыков.

Ключевые слова: дошкольный возраст, вокальные данные, певческие навыки, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память.

В дошкольном возрасте закладываются основы эстетического сознания, появляется потребность в художественной деятельности. Поэтому необходимо наполнить жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, театра, танца.

Одна из важнейших и самых сложных задач, требующих  от нас, музыкальных педагогов, высокого профессионализма – это обучение детей пению.

        Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом – голосом. И в окружающем мире ребенка пение существует постоянно. Но, несмотря на то, что пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, важно заинтересовать ребенка в пении.

        Именно с этого и начинаются занятия в вокальной студии «Домисолька», созданной на базе нашего детского сада. Здесь обучаются эстрадному пению дети дошкольного возраста с 4 до 7 лет. Обучение вокалу способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству в музыкальном искусстве; развитию индивидуальности, личной культуры, детской одаренности.

        Вокальная студия обладает широким диапазоном возможностей для развития творческих и вокально-музыкальных способностей. И самое важное здесь: добровольность, ориентация учебного процесса на интересы детей, гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

        Основной формой организации учебной деятельности вокальной студии является учебное занятие, состоящее из 4–х составляющих:

  • простейшая теория музыкальной грамоты;
  • распевание;
  • пение с микрофоном;
  • музыкальная игра.

Перед каждым занятием – обязательная постановка цели. На каждом занятии даются необходимые для автоматического запоминания знания и умения. Рассказывается новый материал поэтапно, делится на маленькие подтемы, за одно занятие объясняется не более одной подтемы (редко две, в зависимости от сложности). Дети в творческий процесс должны включаться постепенно. Ребенок изучает на занятии теоретические знания в виде игры и закрепляет их на практике. Обязательно включение каждого ребенка в обучающую деятельность на каждом занятии.

Рекомендуемый состав учебной группы –10 человек. Занятия проводятся групповые и индивидуальные. На индивидуальных занятиях обучаются более способные дети. Большое место в обучающей деятельности занимает вокальная работа. Учитывая тенденции современной эстрады, а также динамику развития ребёнка и его эмоциональность, в тематический план вводятся следующие разделы:  

  • практическая работа с микрофоном;
  • пение под фонограмму;
  • реализация навыков исполнения;
  • основы простейшей музыкальной грамоты.

В вокальной работе с детьми предусматривается развитие певческих навыков: дыхания, дикции, артикуляции; звукообразование; развитие слуха и чистоты интонации, подвижности диапазона.

Пение в коллективе учит детей ансамблевой слаженности, умению слушать стоящего рядом. В жизни человек должен тоже ладить с окружающими. Понятие «лада» в музыке аналогично и жизненным человеческим понятиям.

Песни для ребенка – это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему дошкольника, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно, развивает и укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни, которые слушали дети, несли добро, развивали и воспитывали личность.

        И здесь в первую очередь решаются задачи по музыкально-эстетическому воспитанию и развитию вкуса. Работа в том направлении важна и трудна, и результаты видны не сразу.        

        Девиз нашей вокальной студии – «Талантлив каждый!» При работе с начинающими всегда остро стоял вопрос чистоты интонирования. С чистой интонацией очень мало детей, диапазон у них невелик, поэтому работа по «соотнесению» слуха и голоса очень важна. Этой кропотливой работой надо не отбить у малышей желания петь (да и они в силу своего возраста очень неусидчивый народ!). И, как правило, самый недисциплинированный из них оказывается самым поющим! Из многолетнего опыта наблюдений могу отметить, что чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, дети стараются подпевать им, их музыкально-вокальные данные развиваются. У детей с недостаточным музыкальным окружением эти данные могут проявиться в результате планомерной работы педагога. Детям, поющим не чисто, уделяю особое внимание. Размещаю их на занятиях ближе к инструменту и хорошо поющим детям. Отмечаю и поощряю каждое незначительное достижение такого ребенка, чтобы поддержать в нем желание петь красиво.

Значительные трудности  в работе вокального коллектива создает, как ни парадоксально, взросление участников. Начинаются занятия с детьми 4-5 лет, а через три года они уходят в школу. Только они спелись, добились хороших результатов, как приходится набирать новых дошколят. Но радует то, что наши воспитанники, теперь уже школьники, продолжают своё музыкальное образование. Они не бросают занятия пением, и мы часто видим их выступления на различных школьных и городских мероприятиях. 

        Вся работа направлена на развитие голоса поющего. В процессе обучения дети сами замечают, как они пели раньше и как поют сейчас. За всю историю вокальной студии «Домисолька» не помню случая, когда детский голос не поддался бы развитию! Признаюсь, что испытывала затруднения вначале своей педагогической работы над чистым унисоном в ансамбле, пока не познакомилась с «Фонопедическим методом» В.В.Емельянова [1]. Некоторые приемы я использую в интонационной, артикуляционной, дыхательной вокальной «гимнастике». Думаю, что нет сейчас таких педагогов, хормейстеров, музыкальных работников, которые не слышали бы про фонопедический метод В.В.Емельянова. Появившаяся в 2010 году разработка по голосовым играм значительно облегчила работу по этой методике с маленькими детьми. В этой методической разработке, небольшой по размеру, приведены два варианта выполнения всех упражнений: абстрактный и конкретный. В работе с малышами мы используем именно конкретный вариант, потому что его всегда можно облечь в игровую форму, поставить перед ребенком конкретную задачу. Ведь гораздо проще сказать ребенку: «спой так, как будто у тебя полный рот и гортань горячей картошки», чем объяснять, что нужно опустить гортань, приподнять верхнее нёбо и послать звук в головной резонатор. В качестве бонуса, в конце этой разработки приведены различные сказки, основанные на этой методике, составленные студентами-учениками Е.Трифоновой.C:\Users\PCX\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\emelyanov.jpg

Игры Е.Трифоновой по системе В.Емельянова помогают в развитии качественных показателей голоса: чистота интонации в верхнем и нижнем регистре, увеличение объема и тембральности голоса, расширение диапазона, активизация артикуляционного и дикционного аппарата, навыках глубокого абдомидального дыхания.

Методическая разработка О. В. Кацер «Основы игрового обучения пению» [3] стала для меня отправной точкой в мысли о том, что дети должны учиться в игре, а не в упражнениях и задачах.  Главная мысль в этой методической разработке: ребенок абсолютно всему может научиться в игровой форме. Разработка О.Кацер опирается на труды таких маститых пелагогов-хормейстеров, работающих с детьми как К.Орф, З.Кодаи, Г.Струве. В ее разработке мы видим переосмысление методик великих хормейстеров на современный лад. О.Кацер доказывает нам в своей работе, что игровой метод в работе с детьми наиболее действенный для формирования всех необходимых нам навыков, а в качестве бонуса в конце книги дана чудесная сказка про путешествие Язычка, к которой не останется равнодушен ни один ребенок!C:\Users\PCX\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\kacer_obl.jpg

Используя методическую разработку О.В.Кацер, мы сможем сформировать у детей навык чистой интонации, воспитаем в них чувство ритма, разовьем их артикуляционный аппарат. Все это мы сделаем в легкой, веселой и непринужденной игровой форме!

В свое время на глаза мне попались три цикла упражнений Н.В.Рыбкиной. Она разработала замечательные упражнения, которые очень любят дети. Это и дыхательно-звуковая гимнастика (каждый вдох и выдох сопровождается определенным действием). И артикуляционные жесты (набор определенных фраз на гласные А, О, У, И), сопровождающихся жестами, помогающими в певчески-правильном формировании гласных звуков. Цикл упражнений Н.В.Рыбкиной помогает в игровой форме сформировать навыки правильного дыхания, артикуляции, понятия о регистрах [4].

И нельзя не отметить в вокальной работе роль «Логоритмики» М.Ю.Картушиной. Цикл попевок с определенным фонематическим составом помогает в работе над дыханием, фразировкой, дикцией и артикуляцией. Используется природная тяга детей к  рифмотворчеству и подпеванию. Подпевание, пение, слушание музыкальных фраз с  определенным фонематическим составом развивает речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи и основных качеств голоса. Воспитывается слуховое внимание, правильное вокальное дыхание. Пособие «Конспекты логоритмических занятий с детьми» содержит авторские разработки пальчиковых, речевых и подвижных игр [5,6,7].

C:\Users\PCX\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\л1.jpg   C:\Users\PCX\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\л2.jpg   C:\Users\PCX\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\л-3.jpg

Все эти методики и, конечно же, свой наработанный опыт помогают мне в вокальной работе с дошкольниками.

Вышеописанные игровые методики такие разные, но одновременно очень похожие. Могу посоветовать использовать ту, что вам ближе, или взять из каждой то, что вам хочется. Объединяйте, сочиняйте на этой основе что-то свое, эксклюзивное, ведь главной целью нашей работы является счастливое детство наших подопечных, и их правильное музыкальное развитие. Используя эти методики, ваши дети гарантированно полюбят музыкальные занятия, а, значит, и будут заинтересованы в дальнейшем продвижении по такой сложной и одновременно интересной музыкальной лестнице!

Потребность заниматься пением, выступать перед зрителями среди детей очень высока. Участники вокальной студии «Домисолька» являются постоянными участниками городского фестиваля детского и юношеского творчества в номинации «Вокал», где в последние годы занимают только призовые места. Также мы с воспитанниками часто принимаем участие в различных заочных российских и международных конкурсах, где тоже отмечают наши вокальные успехи.

C:\Users\Muzon\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpg

         C:\Users\Muzon\Desktop\МТС-9.jpgG:\++Критерии 2018-19\3-Ноябрь-18\IMG_20180411_183354.jpg

C:\Users\Muzon\Desktop\1=.jpg          C:\Users\Muzon\Desktop\Концерт-12.jpg

    C:\Users\Muzon\Desktop\маша м.jpg       C:\Users\PCX\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180411_184427.jpg

Через ансамбль прошло целое поколение девчонок и мальчишек. Нередко в ансамбле поют братья и сестры. Многие наши выпускники – ученики детской школы искусств, студенты музыкального колледжа и консерватории. Некоторые выбрали музыку своей профессией.

Факт, что музыкальное искусство, которым я занимаюсь 34 года, не дает материальных выгод и обогащения. Факт и то, что детские школы искусств существуют как альтернатива влиянию социума. Мы, педагоги, работаем с душами детей. Дети в наших руках как податливый пластилин, и от нас зависит, кого мы вылепим из него.

Все навыки и профессиональный опыт, приобретенный мною за годы работы в сфере музыкального образования, сегодня я успешно применяю в работе со своими воспитанниками-дошкольниками.

Моя активная жизненная позиция не позволяет мне останавливаться на достигнутом, поэтому я постоянно нахожусь в творческом поиске. Никогда не упускаю возможность узнать и научиться чему-то интересному, с удовольствием осваиваю новое для меня поле деятельности и не устаю благодарить тех людей, которые искренне и бескорыстно делятся своим творчеством, наработками и профессиональным опытом.

Список литературы:

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг: учебное пособие/ Издательство: Лань. – СПб. – 2003 г.
  2. Емельянов, В.В., Трифонова Е.А. Развивающие голосовые игры: методическая разработка по I уровню обучения Многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» / Тюмень. – 2010г.
  3. Кацер О.В. Методическая разработка «Основы игрового обучения пению»: учебно-методическое пособие / СПб: Музыкальная палитра. – 2005г.
  4. Рыбкина Н.В. «Цикл упражнений при работе с детьми»: учебно-методическое пособие / Самара, 2012 г.
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет/ Издательство: Сфера, М. – 2008 г.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет/ Издательство: Сфера, М. – 2008 г.
  7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет/ Издательство: Сфера, М. – 2008 г.
  8. Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми. Программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка-дошкольника. – М.: Музыка, 2000.
  9. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей , 1992.
  10.  Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. – М.: Музыка, 1978. – 38 с.
  11.  Тютюнникова Т.Э. Статья «Чтобы научить петь, надо петь». Музыкальная палитра №5, 2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пение как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Презентация на городском методическом обьединении музыкальных руководителей ДОУ Мертвищевой О.Г....

Программа "Соловушка" по развитию вокальных способностей детей от 4 до 5 лет

Програамма "Соловушка" по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ....

Конспект доминантного занятия на развитие вокальных способностей детей старшей группы

Данное занятие- своеобразный весенний конкурс песни, который включает в себя не только исполнение песен, но и вокально-артикуляционое упражнение, ритмические игры....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Игра как условие развития у детей дошкольного возраста активного интереса к музыке, иннициативности, самостоятельности....

ИКТ технологии в развитии вокальных способностей детей дошкольного возраста

ИКТ технологии в развитии вокальных способностей детей дошкольного возраста....

статья "Развитие вокальных способностей детей"

В статье представлен опыт работы с одаренными детьми. Раскрывается технология развития вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе кружковой работы. Материал будет интересен ...

Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует ...