КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
проект (подготовительная группа)

ЕВЛАНОВА АННА ВИКТОРОВНА

Главной целью данного проекта является нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.Приобщение детей к истории и культуре России,развитие творческих способностей,фантазии детей,способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppy_podg.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетноеобщеобразовательное учреждение города Москвы

 «Школа № 1080 дошкольное 1

КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ

«Как жили люди на Руси»

Подготовительная  группа

сентябрь-май 2018 года

Подготовила и провела воспитатель

Евланова А.В.

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой

Продолжительность: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май.

Участники: дети подготовительной группы,  родители, воспитатели.

Цели проекта:  нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей, приобщение детей к истории и культуре России, развитие творческих способностей, фантазии детей, способствовать развитию у детей лучших черт русского характера

Задачи:

ДЕТИ:

  • Ознакомление с жизнью русского народа;
  • обогащать и расширять словарный запас детей;  
  • учить детей самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой
  •  развивать у детей познавательную активность, любознательность, воображение, фантазию;
  • формировать чувства национального достоинства;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и сверстниками в разных ситуациях;
  •  Продолжать  знакомить детей с национальной русской одеждой (сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник), русские национальные головные уборы (женские и мужские).
  •  Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.
  • Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа, формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с народной куклой
  • Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера
  • Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями
  • Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом)
  • Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук);
  •  Познакомить детей с правилами построек избы на Руси, куда были обращены фасады на Руси, из каких изб состоял дом, что было между домами, какими орнаментам украшали наличники дома (солярный орнамент, лосиные рога, конь, птица)
  • Приобретение опыта в двигательной деятельности через русские народные игры.
  • Расширять осведомленность детей  в сферах человеческой деятельности. Расширять представление о составе семьи, о родственных связях.

РОДИТЕЛИ: заинтересовать родителей жизнью группы, принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.

Материалы и оборудование: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом ; детские книги, раскраски, дидактические игры по теме, рисунки русских народных костюмов. Русские народные сказки «Василиса прекрасная», «Морозко», «Лиса и кувшин», лучина, свеча, глина, лекарственные травы, матрешки, посуда Гжель, Хохлома, Жостово,  расписная деревянная ложка, иллюстрации на тему «Храмы на Руси», «Русские богатыри», «Изба на Руси», весы, методическая литература.

Предполагаемый результат:

  • развитие интереса к  истории и культуре России;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  •  творческое развитие детей.

Презентация проекта: создание отчета в виде презентации.

Основные этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Совместная деятельность детей и воспитателей.

  • Чтение  сказок с иллюстрациями русской горницы
  • Проведение занятий по изодеятельности
  • Чтение художественной литературы
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Организация настольных игр
  • Проведение досугов

Самостоятельная деятельность детей.

  • Рассматривание иллюстраций в различных книгах.
  •  Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
  • Игра макет «Русская горница»
  • Проведение мастер-класса по изготовлению куклы

Совместная детско-родительская деятельность

  • Повторение  сказок, где есть иллюстрации русской горницы.
  •  Просмотр мультфильмов по сказкам.
  •  Изготовление атрибутов для настольной игры
  • Изготовление атрибутов для русской горницы.

Заключительный этап.

  • Подведение итогов проекта. Создание презентации.

План проведения проекта

Месяц

Мероприятия

сентябрь

Выбор темы проекта. Составление плана.

октябрь

«Познавательное развитие»  .

Беседа  по окружающему миру «Что прячется в старинном сундуке»  

Цель: Продолжать  знакомить детей с национальной русской одеждой (сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник), русские национальные головные уборы (женские и мужские)

«Художественно-эстетическое развитие».

Роспись ложки.

Цель: Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

«Познавательное развитие»

Ознакомление с различными видами тканей (лен, хлопок, тесьма и т.д.)

Цель: Обратить внимание на структуру каждого вида ткани, развивать тактильные ощущения.  Совершенствовать характер действий экспериментального характера направленных на выявление скрытых свойств объектов.

«Речевое развитие»

Разучивание стихов об избе, ее убранстве и предметах быта, о русской печке.

Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Продолжать пополнять багаж стихотворениями. Продолжать совершенствовать  художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Помогать  детям объяснять основные различия между литературными жанрами.

ноябрь

«Художественно-эстетическое развитие»

Мероприятие с родителями. Изготовление куклы –кувадки и куклы-пеленашки.

Цель: Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа, формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с народной куклой

«Речевое развитие»

Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о сказках.вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера

«Художественно-эстетическое развитие»

Просмотр презентации «Русские народные промыслы»

Цель:  Развитие эмоциональной восприимчивости, эстетических чувств детей. Прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

«Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего что сделано» (Народные игрушки, предметы утвари)

Цель: Совершенствовать характер и содержание  обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы  эталонов и перцептивных действий.

декабрь

«Художественно-эстетическое развитие»

Изготовление девочки в русском сарафане из бумаги сложенной гармошкой.

Цель: Закреплять умение складывать бумагу гармошкой, подбирать цвета и их оттенки при изготовление игрушки. Поощрять проявление творчества.

«Социально-коммуникативное развитие»

Фольклорный досуг «Пришла Коляда-открывай ворота»

Цель: Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями

«Речевое развитие»

Разгадывание загадок о предметах обихода и быта русского народа. (Печь, ухват, самовар, чугунок и т.д.)

Цель:  Развивать мышление, фантазию. Продолжать работу по обогащению словаря детей.

Познавательное развитие

Что такое валенки

Цель: Познакомить детей с историей удивительной обуви, старой и одновременно очень современной. Расширять представления детей об истории создания данного предмета.

Январь

«Познавательное развитие»

Окружающий мир. «Храмы на Руси»

Цель: Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом)

«Художественно-эстетическое развитие».

Рисование цветными карандашами и пастелью «Храмы на Руси»

Цель: Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным изображением, передавать различия в величине изображаемых предметов, формировать умение строить композицию рисунка.

Речевое развитие

Разучивание стихотворений из серии «Стихи о народных промыслах для детей»

Цель: : Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Продолжать пополнять багаж стихотворениями. Продолжать совершенствовать  художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Помогать  детям объяснять основные различия между литературными жанрами

Познавательное развитие

 Занятие по окружающему миру «Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку»

Цель: Расширять осведомленность детей  в сферах человеческой деятельности. Расширять представление о составе семьи, о родственных связях. Обогащать словарный запас детей.

Февраль

«Познавательное развитие»

Презентация   Богатыри земли русской.

Цель: Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).

«Художественно-эстетическое развитие»

Ознакомление с репродукцией  В.Васнецова «Богатыри»

Цель: Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства. Формировать  интерес к классическому искусству. Продолжать знакомить с произведениями живописи.

«Художественно-эстетическое развитие».

Коллективная аппликация «Богатыри»

Цель: Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции.

«Социально-коммуникативное развитие»

Праздник масленицы

Цель:

Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к народным играм и праздникам, упорядочить их знания о традиционном народном празднике Масленица, о сезонных изменениях в природе, тренировать умение отгадывать загадки, поощрять детское взаимодействие.

Март

 «Социально-коммуникативное развитие»

 СРИ «Ярмарка на Руси»

Цель: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Учить детей измерять объём жидких и сыпучих предметов  помощью условной меры, дать представления о весе предметов и способах его измерения , сравнивать вес предметов (тяжелее–легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения зависит от условной меры.

«Художественно-эстетическое развитие».

Лепка «Гончар»

Цель: Продолжать формировать умение передавать движения человека, создавать выразительные образы, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

«Речевое развитие»

Чтение пословиц и поговорок о русском быте и гостеприимстве.

Цель: Учить понимать образное содержание и значение пословиц и поговорок.  Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Учить детей внятно и отчетливо их произносить.

«Физическое развитие»

Физкультурный досуг «Русские народные игры»

Цель: развивать у детей интерес играть в русские народные игры дома и на улице, приобщить к русским народным играм, воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Апрель

«Познавательное развитие»

Окружающий мир «Правила постройки домов на Руси»

Цель: Познакомить детей с правилами построек избы на Руси, куда были обращены фасады на Руси, из каких изб состоял дом, что было между домами, какими орнаментам украшали наличники дома (солярный орнамент, лосиные рога, конь, птица)

«Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание картин, иллюстраций с изображениями деревенских пейзажей, домов, построек и т.д. Шишкин «Рожь»,  Левитан «Март»,  А. Саврасов «Грачи прилетели»,  А.Пластов «Полдень» и др.

Цель: Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства. Формировать  интерес к классическому искусству.

«Художественно-эстетическое развитие».

Декоративное рисование «Красивые наличники»

Цель: продолжать развивать декоративное творчество, закреплять умение при составлении композиции использовать характерные элементы узора и цветовую гамму.

Май

 «Физическое развитие»

Русские народные игры

Цель: Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности, учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Деревенская улица»

Цель: Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него –задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов.

«Художественно-эстетическое развитие»

Слушание русских народных песен « Как у наших у ворот», «Со вьюном хожу», «Ах вы сени, мои сени» и др.

Цель: Обогащать впечатления детей и развивать музыкальный слух, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в средней группе "Как жили люди на Руси"

Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные осо...

Конспект игрового занятия в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» (средняя группа)

Игровое занятие в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» для детей средней группы....

Долгосрочный проект в средней группе « Как жили люди на Руси »

В наше неспокойное время, полное противоречий и  тревог, когда привычными стали слова « безнравственность », « бездуховность », мы, воспитатели задумываемся о том, какими вырастут наши дети. С ра...

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада "Как жили люди на Руси"

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада...

Экскурсия в мини – музей «Народного быта» Тема: «Как жили люди на Руси» Подготовительная группа

Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобре...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...