статья "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
статья (младшая группа)

Постникова Мария Валентиновна

статья  про развитие детей через сюжетно-ролевую игру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_vospitanie_detey_cherez_syuzhetno.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

 Постникова Мария Валентиновна,

воспитатель МБДОУ Д/с №89 «Парус»

           В  дошкольной педагогике  игра рассматривается как деятельность, оказывающая  развивающее  воздействие  на дошкольника, способствующая формированию  первоначальных  навыков.

    Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре…».

     В возрасте 3 -4 лет ребенок постепенно выходит за пределами семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять  такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие  разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.  Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды  деятельности и постепенно расширяющиеся жизненный опыт детей.

      По мнению психологов и педагогов наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками.

   Сюжетно-ролевая игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей  действительности, ее предметов и явлений. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих, их чувства, переживания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.  Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазию, поэтому в игре  переплетаются  реальность и вымысел. Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, шофера. Следовательно, в играх воспитывается уважение к труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

     Жизнь в детском саду дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

 В любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид  деятельности, форма организации  жизни.

     Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов      

(Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой,  Л.С Выготский) показали, что общественная жизнь взрослых в ее разнообразных  проявлениях служит  основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей.

 Для появления игры необходимы три условия:

1)  наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;

2)  наличие различных игрушек и воспитательных пособий;

3)  частое общение ребенка с взрослыми.

      В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют моральные  качества. Руководя  игрой, воспитатель всегда должен помнить, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обобщая содержание жизни детей, расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизируем содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более  глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание.

            Сюжеты игр развиваются как через самостоятельные, так и через дидактические игры. Содержание каждой из них дает конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам. У ребят появятся новые знания, опыт, который они успешно будут применять. Такие игры как: «Уложи  куклу спать», «День рождения Кати», «К нам в гости пришли» способствуют развитию речи.

      Для детей 3-4 лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие. Совместные игры доставляют детям большое удовольствие, именно здесь  появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. Дети стремятся играть вместе со сверстниками, активно включаются в игры. Накопленный опыт помогал малышам активней участвовать в игре.

    В группе мы оборудовали игровую среду. Все атрибуты к играм находятся в доступном для детей месте. Ребенок может свободно использовать их в игре.  Красивые куклы, мебель, разные посуды быстро привлекают малышей, и они

начинают играть с ними: катать, кормить, укладывать. Нам, воспитателям, было важно, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. Свою  работу мы начали с того, что  определили сюжетно-ролевые игры для наших детей.  Выбрали следующие совместные игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Водители и пассажиры», «Строители».  Для того, чтобы дети имели четкие представления о профессиях, мы проводим экскурсии, беседы с детьми, показываем картины из серии «В больнице», «В парикмахерской» и другие.

     Для проведения игры «Больница», мы заранее приготовили уголок для больницы: градусник, вата, витамины, фонендоскоп.  Роль врача для первого раза  играет  воспитатель, а в дальнейшем дети берут эту роль на себя.

Доктор: Здравствуйте, как вас зовут?

Пациент: Здравствуйте, моя дочка заболела

Доктор: Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Дыши.

Дети внимательно наблюдают, слушают  за моими действиями, как врача.

Доктор: Ваша дочка простудилась, я выпишу вам лекарства. Она скоро поправится. До свидания

Пациент: До свидания.

    В дальнейшем  усложняю игру: вношу роль медсестры.

    Каждая игра со взрослыми, либо со сверстниками – это приобретение ребенком определенного опыта, где он учится радоваться маленьким победам.

     Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.  В чем же проявляется мастерство воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей? Воспитатель должен:

  • направить каждого ребенка на полезную и интересную игру,
  • не подавлять его активности и инициативы
  • учитывать общие тенденции психического развития детей
  • знать психологию ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности
  • знать организацию и проведение всевозможных игр
  • чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, чтобы им было удобно играть, не мешая  друг другу.

        Хорошо зная характеры и интересы детей,  мы должны увлечь их совместными действиями с игрушкой. В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости, формируются навыки жизни в коллективе. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее.

    Игра – всегда импровизация, а следовательно – деятельность развивающая. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества.

      Путь развития игры – это совместная  игра воспитателя с детьми, создание  игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном  взаимодействии малышей с игрушками, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр....

Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через общение и игру"

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через общение и игру....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ....

Рекомендации для родителей Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения....