Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
статья (младшая группа)

Шаламова Оксана Сергеевна

Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

     Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.  В.А. Сухомлинский

     Малыш, появившись на свет, способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т.е. готов к восприятию окружающего мира.

     Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей).

     Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина  и другие). 0ни справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Основная  задача сенсорного воспитания – помочь ребенку накопить представления об окружающем мире.

     Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику. Чтобы определить форму предмета, его объем и размер, у ребенка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы, позволяющие глазам двигаться, а также мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы ознакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не может и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчит развитие детей.

     Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира. Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

     В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

     В своей работе я использую дидактические игры, которые способствуют сенсорному развитию и имеют следующие особенности:

     - учат ощущать окружающий мир через органы чувств;

     - формируют систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;

     - формируют систему сенсорных шаблонов;

     - учат самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

               Виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами (игрушками).
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Словесные игры.
  4. Игры с предметами и упражнениями с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, геометрическим материалом и т.д.)

   Эта группа игрушек характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т.д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме. Игры с дидактическими игрушками и материалами больше предназначены для маленьких детей. Они предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства – цвет, форму, величину и др.

     Настольно-печатные игры – это интересные занятия для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, внимание, логику.

     Словесные игры – эффективный метод развития речи, самостоятельности мышления. Дети описывают предмет, находят сходства и различия.

     Разработаны игры для сенсорного развития у детей раннего возраста через ФЭМП. Например,  дидактическая игра «Найди домик для животных». Обучающие задачи: закрепить геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник; цвета. Уметь применять понятия: «слева», «справа», «вверх», «вниз».

            Руководство дидактическими играми детей раннего возраста.

  1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, поэтому наглядность действует сильнее, чем слово, таким образом, объясняю правило, объединив с показом игрового действия.
  2. Игры провожу так, чтобы они создавали радостное настроение.
  3. С детьми младшего возраста сама включаюсь в игру, вызываю интерес к дидактическому материалу, учу детей играть  с ним.
  4. Побуждаю детей играть, не мешая друг другу, постепенно подвожу к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем, втроем играть интереснее.
  5. Подводя итоги игры с детьми,  отмечаю только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указываю конкретно что), убрали на место игрушки.

Учитывая особенности разновозрастного комплектования групп детьми в Доме ребенка предлагаю использование дидактических игр на занятиях по сенсорному воспитанию, используя картотеку. (См. приложение).

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры – приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, т.к. оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

 

                                      Приложение

     Картотека игр-занятий для детей первого года жизни.

  1. Рассматривание погремушек.
  2. Захватывание погремушек.
  3. Показ одинаковых игрушек с изменением расстояний между ними.
  4. Схватывание предметов разной величины.
  5. Схватывание предметов круглой и квадратной формы.
  6. Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы.
  7. Рассматривание декоративного панно.
  8. Манипулирование гирляндой больших и маленьких предметов.
  9. Манипулирование гирляндой предметов разной формы.
  10. Игра «Где Ляля?»
  11.  Игра «Шарик».
  12.  Игра «Мячик».
  13.  Раскачивание неваляшки.
  14.  Рисование фломастером.
  15.  Игра «Где звенит?»
  16.  Игра «Ленточки».
  17.  Игра «Узелки».
  18.  Игра «Карусель».
  19.  Игра «Колпачки».
  20.  Игра «Хлопушка».

     Картотека игр-занятий для детей второго года жизни.

  1. Игра «Посмотри внимательно».
  2. Игра «Дай».
  3. Игра «Елочка».
  4. Игра «Цветные кубики».
  5. Игра «Матрешка».
  6. Игра «Грибок».
  7. Игра «Кубики и шарики».
  8. Игра «Матрешка большая - матрешка маленькая».
  9. Игра «Матрешки-сестрички».
  10.  Игра «Машинки».
  11.  Игра «Пирамидка».
  12.  Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на 2 группы.
  13.  Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на 2 группы.
  14.  Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом.
  15.  Игра «Колокольчик-барабан».
  16.  Игра «Колокольчик-дудочка».
  17.  Игра «Кто пришел в гости?»
  18.  Игра «Чашка и тарелка».
  19.  Игра «Паровоз и машина».
  20.  Игра «Зайка, мишка и лиса – вот какие чудеса».
  21.  Игра «Моем-моем – всю посуду перемоем…»
  22.  Игра «Мой любимый цвет».

Картотека игр-упражнений для детей третьего года жизни.

  1. Игра «Сделай куклам бусы».
  2. Игра «Помоги куклам найти свои игрушки».
  3. Игра «Чаепитие матрешек».
  4. Игра «Парикмахерская».
  5. Игра «Подбери юбку к кофте».
  6. Игра «Укрась Машин сарафан».
  7. Игра «Кукла и куколки».
  8. Игра «Чаепитие».
  9. Игра «Машина едет по дороге».
  10.  Игра «Расставь машины в гаражи».
  11.  Игра «Найди фары для автомобиля».
  12.  Игра «Разложи шарики (мячики)».
  13.  Игра «Катается – лежит».
  14.  Игра «Разложи кубики».
  15.  Игра «Строим башенку».
  16.  Игра «Чудесный мешочек».
  17.  Игра «У кого какой предмет?»
  18.  Игра «Кто живет в лесу?»
  19.  Игра «Разноцветные ленточки».
  20.  Игра «Что понравилось, возьми, принеси и назови»,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Методические рекомендации по теме«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»...

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); эт...