Развивающий курс для детей дошкольного возраста "Обучалочка"
рабочая программа (подготовительная группа)

Фомина Ольга Михайловна

 Данная программа построенна по  материалам «Ломоносовской школы».

Программа  готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др. п Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchalochka.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Обучалочка»

                                                                        Уровень программы: ознакомительный

Направленность: социально-педагогическая

Срок реализации:  1 год

Возраст учащихся: 5-7 лет

Автор-составитель: Фомина Ольга Михайловна,                                                педагог дополнительного образования (ДО)

По программе работает педагог ДО:

                            Фомина Ольга Михайловна

Москва

2019

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Ломоносовской школы» для подготовки детей 4-7 лет к школе, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и научным руководителем Ломоносовской школы, автором образовательной технологии «Интеллект», доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права, научным руководителем авторского коллектива педагогов, создавших  более 300 рабочих тетрадей с развивающими упражнениями М.А Зигановым.

Программа «Ломоносовская школа» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др. психометрические параметры

Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

 Основные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы:

  • подготовка к школе носит развивающий характер;
  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
  • обеспечивает формирование ценностных установок;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  • организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
  •  программа готовит к любой системе школьного образования.

 Основные принципы построения программы:

  • общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  • развитие творческой деятельности;
  • развитие личностных компетенций;
  • поддержка и сохранение здоровья;
  • формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
  • развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
  • сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

 Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • систематичность и последовательность;
  • вариантность и вариативность;
  • доступность и достаточность;
  • наглядность; достоверность;
  • комплексность;
  • взаимосвязь с окружающим миром;
  • использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;
  • разнообразие игровых и творческих заданий;
  • многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

 Ведущая деятельность:

  • игра;
  • продуктивная, творческая деятельность;

Результаты освоения программы

 В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Задачи курса:

Обучающие:

  • Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
  • Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
  • Развитие мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

  • Прививать ответственное отношение к учебе;
  • Активизировать творческий потенциал;
  • развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
  • Развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие:

  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
  • Формировать культуру общения друг с другом;
  • Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
  • учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
  • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.

Особенности программы

Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.

Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.

Данная программа включает в себя по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 20, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева».

 «Считаю и решаю»

Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.

1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений).

2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от О до 20. Их чтение и запись.

3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно».

4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.

5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего.

6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).

7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета

предметов.

8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).

9. Знакомство с объемными геометрическими телами.

10. Олимпиадные задания для любознательных дошкольников.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.

Прогнозируемые результаты и формы контроля

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

 Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20:

  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

«Изучаю мир вокруг»

направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде, приобщение детей 5-7 лет к истокам культуры. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы. Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, эстетические, нравственные и психологические качества личности, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. В процессе упражнений, игр дети выполняют несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо, налево, сзади, впереди, за, под, перед и др.), определяют форму предметов их цвет и размер. Усваивают значение слов “вчера”, “сегодня”, “завтра”. Ориентируются в понятиях “время”, “давно”, “недавно” “долго” “недолго”, “ещё”, “будет” и др.

  • Виды занятий - игры, беседы, тематические мероприятия, наблюдения, экскурсии, опыты, просмотр обучающих дисков, групповая и индивидуальная работа, занятия-путешествия, игры- эксперименты с материалом.
  • Оборудование:         наглядный,         демонстрационный,         раздаточный,         дидактический        
  • материал; применение ТСО и ИКТ; спортивный инвентарь; краски; цветные карандаши; листы формата А4; рабочие тетради, песок, металл, камень, ткань, древесина, пособия, термометр, календарь погоды.
  • Результатом реализации программы становится мониторинг успешности овладения знаниями.

Ожидаемый результат по курсу «Изучаю мир вокруг»:

  • Ориентироваться в пространстве;
  • Определять форму предмета, используя геометрические фигуры как эталон;
  • Различать времена года, знать явления природы и особенности погодных условий каждого времени года;
  • Различать объекты живой и неживой природы;
  • Знать и соблюдать правила поведения в природе, беречь и охранять природу;
  • Различать виды транспорта и правила поведения в нем;
  • Знать названия и трудовые действия некоторых профессий;
  • Расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов.
  • Научиться грамотно выражать своё мнение по поставленному вопросу;
  • Развить и укрепить речевые навыки, мышление, память, внимание.

Для реализации программы используются пособия из серии «Ломоносовская школа»:

Учебно – методический комплект:

 «Считаю и решаю» Н.В. Володина

«Изучаю мир вокруг: для детей 6-7лет» Липская Н.М.

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.

   Средства, необходимые для реализации программы:

  • учебно-тематическое планирование;
  • рабочие тетради;
  • наглядные пособия;
  • счетный материал.

       Структура программы:

Срок реализации 1 год.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия -  30 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Начало занятий – сентябрь 2019 года.  Окончание занятий – май 2020 года.

           Методическое обеспечение

Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования строится с учётом потребностей и возможностей детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

Календарно - тематическое планирование занятий     

Считаю и решаю 

№ п/п 

                             Тематика занятия

Кол-во часов

   1

Инструктаж. Знакомство с математикой

0,5

   2

Числовая прямая.

0,5

   3 

Задачи на сложение.

0,5

   4

Счет предметов. Тестирование.

0,5

   5

Решаем задачи на вычитание.

0,5

   6

Счет предметов. Числа до 10.

0,5

   7

Счёт предметов. Состав числа 3.

0,5

   8

Счет до 10.

0,5

   9

Числа до 10.

0,5

  10

Состав числа 4.

0,5

  11

Состав числа 5.

0,5

  12

Числа до 10.

0,5

  13

Состав числа 6.

0,5

  14

Решаем задачи.

0,5

  15

Числа до 10.

0,5

  16

Состав числа 7.

0,5

  17

Числа до 10.

0,5

  18

Состав числа 8.

0,5

  19

Числа до 10.

0,5

  20

Состав числа 9.

0,5

21

Состав числа 10.

0,5

22

Числа от 10 до 20.

0,5

23

Числа до 20.

0,5

24

Слагаемое, слагаемое, сумма.

0,5

25

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

0,5

26

Числа до 20.

0,5

27

Однозначные и двузначные числа.

0,5

28

Счет десятками.

0,5

29

Отрезки.

0,5

30

Углы. Углы, стороны фигур.

0,5

31

Объемные фигуры. Объем жидкости

0,5

32

33

Часы, время.

Тестирование

0,5

0,5

 

 

ИТОГО

16,5

            

Изучаю мир вокруг  

№ п/п 

                             Тематика занятия

Кол-во часов

   1

Инструктаж. Что нас окружает?.

0,5

   2

Воздух

0,5

   3 

Космос. Вселенная

0,5

   4

Встреча с Солнцем

0,5

   5

Звезды и созвездия

0,5

   6

Дружная семья планет

0,5

   7

Планета Земля

0,5

   8

Встреча с луной

0,5

   9 - 10

День и ночь.

1

  11

Экскурсия в планетарий

0,5

  12

Вода на Земле

0,5

  13

Волшебница вода

0,5

  14

Что у тебя под ногами?

0,5

  15

Растения

0,5

  16

Растения и плоды

0,5

  17

Тайны грибов

0,5

  18

Прогулка по лесопарку

0,5

  19

Животные Земли

0,5

  20

Дикие и домашние животные

0,5

21

Красная книга

0,5

22

Человек

0,5

23

Твой организм

0,5

24

Если хочешь быть здоров

0,5

25

Тестирование. Живая природа.

0,5

26

Что нас окружает дома

0,5

27

Тайна платяного шкафа

0,5

28

 До чего дошёл прогресс!

0,5

29

История из школьного портфеля

0,5

30

Тестирование. Изделия созданные человеком

0,5

31

Наша страна - Россия

0,5

32

33

Экскурсия в Кремль

Тестирование. Наша Родина

0,5

0,5

 

 

 

 

ИТОГО

16,5

                       

                        Список используемой литературы:

  1. Сорокина Т.В. "Занимаюсь математикой: для детей 6-7 лет", в 2 ч.

 -М.: Эксмо, 2015 (Ломоносовская школа)

  1. В. Волина "Праздник числа"(Занимательная математика для детей)

 -М.: Знание, 1994.-336с.

  1. Беженова М.А. Весёлая математика. -Д.: Сталкер, 1998.-320с.
  2. Колесникова Е.В. " Развитие математического мышления у детей 5-7 лет"-М.:Издательство "Акалис";1996.-125с.
  3. Володина Н.В. "Считаю и решаю для детей 5-6 лет"; в 2 ч.

 -М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа)

  1. Егупова В.А." Изучаю мир вокруг: для детей 5-6 лет", в 2 ч.

 -М.: Эксмо, 2012

  1. Липская Н.М. ." Изучаю мир вокруг: для детей 6-7лет", в 2 ч.

 -М.: Эксмо, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры развивающие интеллектуальные способности детей дошкольного возраста

Эффективное развитие интеллектульных способностей детей дошкольного возраста  -  одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материа...

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Развивающие игры предопределяют интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого  мышления. Интуитивно осуществляется предматематическая  под...

Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...

"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"

В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов  ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...

"Особенности развивающей игры для детей дошкольного возраста"

В статье рассказывается о том, что игра- важнейший вид деятельности дошкольника....

Психолого-педагогические требования к играм, игрушкам и развивающим пособиям для детей дошкольного возраста.

От грамотного выбора игр и игрушек зависит не только физическое здоровье, но и психическая безопасность ребёнка....