Ознакомление детей с обитателями уголка природы
статья

Ермолина Ирина Сергеевна

Каждое дошкольное учреждение имеет уголок природы, где содержатся растения и некоторые животные. Это помогает педагогам решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам.

Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения, обобщения и систематизации знаний организуются занятия. В их проведении условно можно выделить несколько этапов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_obitatelyami_ugolka_prirody.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красногорский детский сад»

Ознакомление детей с обитателями

уголка природы

Каждое дошкольное учреждение имеет уголок природы, где содержатся растения и некоторые животные. Это помогает педагогам решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам.

Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения, обобщения и систематизации знаний организуются занятия. В их проведении условно можно выделить несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить детей к предстоящему наблюдению за живым объектом, вызвать интерес к нему, а также уточнить, что о данном объекте уже известно детям. Такую работу воспитатель может организовать во второй половине дня накануне занятия или утром в день его проведения. Здесь возможно рассматривание иллюстраций, демонстрация слайдов, чтение книг, работа в уголке природы и т.д. Так, в младшей группе перед занятием по ознакомлению с комнатными растениями педагог может организовать осмотр уголка природы: обратить внимание на красоту цветущих растений, побеседовать о том, как надо ухаживать за ними, предложить полить их. В средней группе накануне занятия, на котором дети познакомятся с птицей, ее поведением, воспитатель может внести в группу пустую клетку, спросить, чей это дом.

Второй этап – начало наблюдения. Его цель – сосредоточить внимание детей на объекте, поддержать интерес к нему. Занятия не должны начинаться однообразно, однотипно. С самых первых минут необходимо создать определенный эмоциональный настрой, атмосферу радости. Поэтому на данном этапе воспитатель стремится заинтересовать детей загадкой, коротким стихотворением, проблемной ситуацией. Например, в старшей группе педагог устанавливает демонстрационный стол и предлагает кому-либо из детей покрыть его клеенкой. Затем воспитатель дает дежурным задание принести таз с водой, поставить его на стол, а рядом положить тряпочки. На вопросы ребят, для чего все это готовится, взрослый отвечает: «Догадайтесь сами. Подумайте, на каком занятии нам могут понадобиться эти предметы?» К обсуждению постепенно подключаются другие дети. Воспитатель выслушивает ответы детей, подчеркивает правильный и предлагает начать занятие.

Третий этап – основной. Условно его можно разделить на несколько частей. Первая часть: наблюдение за объектом в целом. Ее цель- создать положительное отношение к объекту, вызвать желание поделиться своими впечатлениями. Этот момент особенно важен для младших дошкольников, внимание которых еще очень неустойчиво. Например, воспитатель знакомит детей с кроликом – он подносит животное к каждому ребенку, предлагает погладить, рассмотреть поближе. Дети с радостью это делают, начинают вспоминать, где и когда они видели кролика, чем его кормили.

Хороший эмоциональный заряд, заботливое, ласковое отношение к животному, интерес к нему – база для дальнейшего наблюдения, переход к следующей, второй части, цель которой – изучение объекта, формирование представлений об особенностях его внешнего вида, питания и т.д. В этой части желательно использовать продуктивные методы и приемы обучения, т.е. не преподносить готовые знания, а так организовать деятельность детей, чтобы они сами «добывали» эти знания.

Можно заранее подготовить вопросы, стимулирующие активную мыслительную деятельность, например:

Почему попугай не падает с жердочки?

Что будет делать хомячок, найдя пищу?

Или предложить проблемные ситуации. Например, на занятии в младшей группе воспитатель не рассказывает, что ест и пьет кошка, а ставит перед ней миски с молоком, водой, мясом, рыбой и т.п. Наблюдая, дети находят ответы на поставленные вопросы.

Чтобы показать старшим дошкольникам роль зрения, слуха, чутья животного в поисках пищи, воспитатель предлагает поместить в пакеты одинакового цвета различные продукты, плотно закрыть их и положить перед кошкой. Дети наблюдают, как животное обнюхивает пакеты, затем разрывает один из них когтями ест мясо. Они сами делают вывод: кошка по запаху узнала, что здесь лежит мясо.

Приведем еще один пример. Чтобы обратить внимание детей на особенности зрения попугая, воспитатель предлагает подвесить в клетку яркий колокольчик понаблюдать за поведением птицы. Попугай начинает рассматривать предмет, при этом он поворачивает голову то в одну, то в другую сторону. «Почему попугай смотрит, поворачивая голову?» - спрашивает педагог. Дети сами делают вывод: глаза у птицы расположены сбоку, поэтому она так смотрит.

При рассматривании животных желательно придерживаться определенного плана: сначала обратить внимание детей на туловище, затем на голову, ноги, хвост. Так можно вести наблюдение, например, за ежом, кошкой. Если же у животного имеются интересные особенности внешнего вида, то лучше начать наблюдение с них. Так, знакомя детей с белкой, следует сразу обратить внимание на ее хвост; с кроликом – на уши. Ознакомление с растением лучше начинать с его ярких частей – цветов; если их нет, то с листьев или стеблей, т.е. с того, что крупнее, заметнее, ярче.

Чтобы подчеркнуть какие-то особенности объекта, можно использовать художественное слово. Например, в средней группе предложить детям отгадать загадку:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

После того как они отгадают, спросить: «Где у кролика комочек пуха?» Дети осматривают животное и находят этот маленький комочек – хвостик.

Третья часть занятия посвящена обобщению. Дошкольники, опираясь на только что полученные и уже имеющиеся знания, могут делать самостоятельные выводы. Например, в конце занятия в старшей группе воспитатель обращается к детям с вопросами: «Можно ли назвать хомяка грызуном? Почему? Каких еще грызунов вы знаете? Почему всех этих животных мы называем грызунами?»

Четвертая часть занятия – заключительная. Ее цель – подведение итогов. Здесь важно не повторяться, избегать перечисления того, о чем уже было сказано, лишь двумя- тремя вопросами подвести детей к логическому завершению занятия. Например: «Чем вам понравился кролик?», «Что интересного вы узнали о хомячке?», «Почему комнатные растения выращивают дома?».

В этой же части желательно дать установку на дальнейшее самостоятельное наблюдение (если объект остается жить в уголке природы). Например, предложить понаблюдать, какой корм охотнее ест животное, в какое время оно более активно.

Таким образом, сочетание на занятиях разнообразных приемов дает возможность воспитателю не только сообщить детям определенные знания об обитателях уголка природы, но и сформировать интерес к наблюдениям за ними, развивать познавательные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Тема: «В ГОСТИ К БАБУШКЕ!»

Живая природа – это удивительно сложный, многообразный мир.Особое место в нём отведено животным.Ознакомление с природой в первой младшей группе начинается с ближайшего окружения. С помощью игруш...

Ознакомление детей с неживой природой

В данных работах показано закрепление представлений детей о неживой природе. Дети учились фантазировать, проявляли любознательность к исследовательской деятельности....

Занятие по ознакомлению детей с неживой природой

Ознакомление детей с неживой природой...

Занятие по ознакомлению детей с неживой природой

Ознакомление детей с неживой природой...

Консультации для воспитателей по ознакомлению детей с миром природы.

Предлагается комплекс консультаций по  экологическому воспитанию детей и  организации  работы по данному направлению....

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».

: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...