Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликации, мультфильма
статья (старшая группа)

Скворцова Светлана Владимировна

Аннотация. В данной статье рассказывается об инновационном методе мультипликации в ДОУ.. Выделяются отличительные особенности применения данного метода как эффективного способа развития познавательной и речевой активности старших дошкольников. Раскрываются этапы работы над созданием мультфильма в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: Старший дошкольный возраст, ФГОС ДО, познавательное развитие, речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликации, мультфильма

Скворцова С.В., МБДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Ягодка»

Аннотация. В данной статье рассказывается об инновационном методе мультипликации в ДОУ.. Выделяются отличительные особенности применения данного метода как эффективного способа развития познавательной и речевой активности старших дошкольников. Раскрываются этапы работы над созданием мультфильма в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: Старший дошкольный возраст, ФГОС ДО, познавательное развитие, речевое развитие.

В современном мире создание мультипликационных фильмов становится доступным уже в дошкольном возрасте. Мультипликация в дошкольном образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Наряду с традиционными методами и приёмами развития речевой и познавательной активности старших дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях, широко используются элементы мультипликации и компьютерной анимации, а именно, создание авторских мультфильмов педагогам с детьми. Это дает огромные возможности для реализации различных инновационных проектов по созданию мультипликации, которые развивают речевую активность и познавательный интерес у дошкольников.                                                                                                                            

       При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста. 
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. 

       Мультипликация — это продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, а иногда и родителей. В процессе создания мультфильма, ребенок воплощает в себе ряд профессий, таких как художник, сценарист, режиссер, актёр. Данный вид деятельности является увлекательным и творческим, сохраняя полученные знания в виде готового продукт — мультфильма. Работа над мультипликацией имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция учебных и творческих задач, а также познавательной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное картина окружающего мира. Создание мультфильма происходит не по готовым шаблонам, а с помощью использования нестандартного материала, развивая творческие способности детей.

           Исследованиями влияния анимационных фильмов на развитие ребенка занимались О.В. Казачек, М. И. Медведева, Е.Ю. Красный, Л. И. Курдюкова. Вопросы творчества, проблемы развития творческих способностей в процессе деятельности освещаются в исследованиях Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева,  А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и др.                                                                                          Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований авторов Л.И. Баженовой, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейна, М.И. Яновского, а также работ ряда мультипликаторов Ю.Б. Норштейна, И.П. Иванова позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. Мультфильм позволяет использовать художественный приём – смешения фантастического и реального. По мнению мировых исследователей Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т. Рибо, Дж. Селли, раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания.                                

     Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная и т.д.

       Через эмоциональную сферу удается сформировать у детей познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности. «Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

         

Целью технологии анимации является  использование мультипликации как средства развития речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.    

                                                           

Исходя из цели были поставлены задачи:

  1. Познакомить детей с технологией создания мультипликационного фильма.
  2. Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов. Развивать любознательность, логическое мышление, речь.
  3. Поощрять речевую активность и обогащать словарный запас дошкольников. Учить ставить вопросы и получать на них ответы.
  4. Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов.
  5. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
  6. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результату, воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Одна из главных задач педагога при организации этой деятельности дошкольников заключается в том, чтобы создать благоприятные условия, способствующие успешному развитию каждого ребенка, реализации творческих способностей, развитию познавательного интереса и связной речи в процессе создания мультипликационного фильма.                                                        

Ожидаемые результаты при работе над мультипликацией:

В речевом развитии – освоение способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, организации коллективной деятельности; овладение языковой компетентностью;

В художественно-эстетическом развитии– овладение способами и техниками создания творческого продукта;

В познавательно-исследовательской деятельности – развитие исследовательских, конструктивных умений, развитие интереса к познанию окружающего мира, истории и культуры;

В развитии игровой деятельности – развитие игровых умений дошкольников;

В результате работы над мультипликацией у детей формируется:

- умение работать по готовому сценарию;

- научаться выполнять покадровую съемку для осуществления фильма;

- желание работать в творческой группе, согласовывая свои действия в разных видах деятельности.

Работа над созданием мультипликации проходит в несколько этапов:

        I этап – Подготовительный.

Задачами данного этапа являются: создание всех необходимых условий для обеспечения освоения и внедрения мультипликации.

 -  выбор темы и техники исполнения мультипликации;

- подбор сопутствующих материалов (ватман, цветная бумага, краски, карандаши, и пр.);

- методическое сопровождение работы: изучение процесса создания мультфильма и разработка алгоритма работы над мультфильмом.

- подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования (фотоаппарат, штатив, ноутбук, программа на  ноутбуке для озвучивания, монтажа мультфильма).

            II этап – Практический.

Задача данного этапа  - создание продукта (мультфильма).

  • Постановка проблемного вопроса, стимулировании любознательности, речевой активности и познавательного интереса;
  • Погружение в сказку:

- Определение общей идеи мультфильма.

- Написание сценария мультфильма или знакомство с готовым    художественным произведением.

-  Распределение ролей, обязанностей.

- Разучивание  текста героев.

- Изготовление героев и декораций для всех сцен мультфильма.
- Покадровая съёмка мультфильма.
- Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
- Озвучивание фильма.
- Совместный просмотр.

         III этап – Итоговый. На заключительном этапе продукт мультипликации демонстрируется родителям , а также воспитанникам других групп.

Таким образом, использование мультипликации даёт педагогам возможность:

- стимулировать детей к проявлению речевой и познавательной активности через достижение определенного результата своей деятельности;

- - использовать разные виды продуктивной деятельности;

-проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, а также освоенные ранее знания и умения;

- формировать коммуникативные навыки и нравственные качества;

       Теперь, когда есть ощутимые, значимые для детей результаты их труда, они наперебой интересуются, каким будет новый мультик, педагоги предлагают уже не свою инициативу, а право выбора темы для мультипликации за детьми. Ребята с потребностью увидеть в окружающем мире что-то очень интересное, предлагают все новые и новые проблемные ситуации, в которые попадают их герои, а главное – варианты путей решения этих проблем. И все это на высоком эмоциональном подъеме и в доброжелательной обстановке. Готовые продукты ребята демонстрируют воспитанникам других групп, а также родителям.

Список литературы:

  1. Веракса  Н.Е.,   Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2014
  2. Гусакова А. А.«Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г. 4. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. - №5. - С.54-59
  3. Ишкова  Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. - № 8. - С.20 – 23
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. 
  5. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Нагибина М.И. «Технология анимации» 10. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  7. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Использование инновационных технологий художественно – эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации // Неофит. Выпуск 14: Сборник статей по материалам научно – практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 147–151.
  8. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. - №   - С. 25 – 28                                                                                                                  
  9. Уколова О.В. Создание мультфильма как вид проектной технологии // Амурский научный вестник. Вып. 1: сборник научных трудов. – Комсомольск-на- Амуре: АмГПГУ. – 2014. – 198 с.    
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32с.                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО»

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любо...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментирование это особая поисково – исследовательская деятельность ребёнка познания и освоения им мира посредством разнообразных практических действий, является ведущим способом позна...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме "Домашние животные"

Конспект подгруппового занятия,направленного на развитие  речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме "Домашние животные"Подготовила: учитель-л...