Опыт работы в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги".
материал

Светлана Викторовна Панкова

В материале содержится текст выступления на ГМО по раннему развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста               «Первые шаги».

Выполнила: воспитатель первой классификационной категории МБДОУ «Детский сад №7 «Улыбка».       

        В 2018-2019 учебном году наша группа раннего возраста стала пилотной площадкой по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги», в рамках договора с издательством «Русское слово». «Первые шаги» стали дополнительной к основной программе ДОУ, которые были использованы при составлении игровых занятий с детьми с 1,6 до 2х лет в течении всего учебного года. Предварительно нами, педагогами группы, был просмотрен вебинар одного из авторов программы Смирновой Е. О., в котором она рассказывала о Программе, ее особенностях и отличии от других образовательных программ. Мы познакомились с программа и «Методическими материалами» к ней в двух частях.

        Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н. и Мещеряковой С. Ю., которые считают, что программы для детей раннего возраста должны составлять психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность и особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются прежде всего психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста.

          Программа «Первые шаги» соответствует всем требованиям к структуре Образовательных программ в рамках ФГОС ДО. В «Методических материалах к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» в двух частях представлены различные игры, игры-занятия для детей, которые разделены по пяти образовательным областям развития и методические рекомендации по их организации, также дается характеристика то или иной области развития, определяются ее главные цели и задачи для раннего возраста и психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию педагога с детьми.

        В целом Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» схожа со всеми основными образовательными программами ДО, но имеет ряд отличительных особенностей, на которые мы обратили внимание:

      - это образовательная программа создана только для работы с детьми раннего возраста с 1 года до 3-х лет с учетом психологических особенностей, потребностей и возможностей данного возраста;

      - в ней подобраны различные игры, игры-занятия именно для детей раннего возраста, разделенные по пяти образовательным областям, с учетом основных видов детской деятельности (игровая (предметная); познавательно-исследовательская (сенсорное развитие, экспериментирование); коммуникативная (общение со взрослым, а после со сверстником); изобразительная; самообслуживание; конструирование; музыкальная; восприятие литературы и фольклора);

     - авторы программы уделяют огромное внимание формированию игровой деятельности у детей раннего возраста, которая является условием эмоционального комфорта и эффективного развития ребенка, в одной из глав программы они подробно описывают развитие игры у детей до 3-х лет, указывая на важную роль организации предметной среды и игровых зон, на обогащение жизненного опыта через наблюдение за взрослыми и детьми, чтение и рассматривание книг и иллюстраций, постепенное введение в детскую игру предметов-заместителей;

       -для развития творческих способностей детей в раннем возрасте авторы Программы рекомендуют использовать нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Это может быть «кляксография», рисование пальцами, щетками, губкой, печатками; фломастерами на бумаге разного вида и качества, ткани, дощечках и других материалах. Рисовать можно не только за столом, но и на полу, стене. С детьми можно и нужно в этом возрасте выполнять аппликации, коллажи, использовать для этого природный и бросовый материал;      

       -программа предлагает совместные просмотр не мультфильмов, а диафильмов, которые способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, понимать ее, развивают умение рассматривать картинки, узнавать в них знакомые предметы и новые слова;

       - в программе отдельное место отводится тому «Каким должен быть воспитатель», именно так называется одна из глав, рассказывающая о личностных и профессиональных качествах личности педагога, работающего на группе раннего возраста (искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность, умение понимать не только слова ребенка, но и то, о чем он умалчивает, или, то, чего он даже не осознает), поскольку одной из важных потребностей данного возрастного периода является потребность в сотрудничестве со взрослым, взаимодействие с которым – это важнейший фактор формирования положительного отношения ребенка к себе;

      - говоря о трудностях работы с детьми раннего возраста, авторы указывают на невозможность фронтальной работы и предлагают проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми. В прошлом году мы с напарницей обратили внимание на то, что посадив всех детей группы перед собой и предлагая им любую простую пальчиковую игру (даже просто похлопать в ладоши), мы «играем сами с собой, а дети просто смотрят на нас, даже не пытаясь повторить». Оказалось, что пытаясь научить детей именно таким образом действуем не совсем правильно. Программа предлагает более эффективный способ научения подобным играм: сначала я учу этой игре каждого ребенка индивидуально, потом такую работу следует проводить в парах, группах и лишь потом со всеми детьми вместе. Мы попробовали так действовать и увидели реальный результат своей работы. По нашим наблюдениям для таких индивидуальных игр лучше всего подходят игры-потешки («Ладушки», «Сорока» и т.п.), любые дидактические игры, игры с предметами;

        -в организационном разделы программы авторы представляют свои рекомендации к организации РППС (оформление помещения, перечень материалов и оборудования для группы и прогулочной площадки);

         - мы обратили внимание и на ежедневное планирование работы педагога. В Программе авторы предлагают свой способ планирования деятельности педагога при реализации Программы «Первые шаги»: для удобства планирования они советуют составить картотеку игр, состоящую из 6 комплектов (областей развития ребенка) описаний игр именно для детей раннего возраста в соответствии с разными направлениями развития ребенка, причем карточки каждого комплекта окрашиваются определенным цветом. Мы попробовав написать ежедневное планирование работы педагога с детьми так, как это рекомендуют делать авторы Программы и столкнулись с проблемой, которая заключалась в отсутствии готовой картотеки этих игр. Чтобы ее создать потребуется довольно много времени, а издательство на тот момент еще ее не выпустило.

        -в работе с родителями предлагают завести «почтовый ящик», в который родители будут опускать записки со своими вопросами и предложениями, а с целью более полного представления о семье воспитанника желательно посещение семьи на дому, организации семейных вечеров, встреч по интересам, родительских клубов и кружков, проводить тренинги, привлекать родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях группы в качестве действующих лиц, а не просто наблюдателей;

      В целом программа довольно интересная, написана простым, понятным языком, думаю, что ее можно предложить и обычному родителю для ознакомления и всем педагогам, работающим в группах раннего возраста особенно молодым специалистам.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги ». ПАНКОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «УЛЫБКА».

Слайд 2

АВТОРЫ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ»: Смирнова Е. О. – профессор, доктор психологических наук; Галигузова Л. Н. – кандидат психологических наук; Мещерякова С. Ю. – кандидат психологических наук.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ». учет психологических особенностей детей раннего возраста, их потребностей и возможностей; ситуативность психики и поведения ребенка данного возрастного периода;

Слайд 4

Отличительные особенности Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги »: образовательная программа предназначена только для работы с детьми раннего возраста с 1 года до 3-х лет с учетом его особенностей; подобраны различные игры, игры-занятия именно для детей раннего возраста; в программе уделяется внимание формированию игровой деятельности у детей раннего возраста;

Слайд 5

ИГРАЕМ.

Слайд 6

для развития творческих способностей детей в раннем возрасте рекомендуется использовать нетрадиционные методы изобразительной деятельности;

Слайд 7

просмотр детьми диафильмов, а не мультфильмов ; к аким должен быть воспитатель? трудность работы с детьми раннего возраста, заключается в невозможность фронтальной работы; рекомендации по организации РППС (оформление помещения, перечень игрушек, материалов и оборудования для группы и прогулочной площадки); планирование ежедневной работы педагога;

Слайд 8

День недели. Время в режиме дня. Направление образовательной деятельности-подразделы комплектов игр Подготовительная работа ПОНЕДЕЛЬНИК. УТРО. Физическое развитие. – 6.1 (№4 «Флажок») Познавательное развитие (развитие предметной деятельности). – 1.3 (№15 «Сачки и черпалки», №16 «Удочки с магнитом»). Художественно-эстетическое развитие . - 5.1 (№6 «Печатки»). Речевое развитие . -2 (№1 «Иди ко мне »). Подготовить сачки, удочки; бумагу, печатки, краски. Выучить стихотворение о природе. Подготовить коробочки с секретом . ПРОГУЛКА. Наблюдение за природой. Познавательное развитие (развитие предметной деятельности). – 1.5 (№ 26 «Куличики»). Речевое развитие . – 2 (№2 «Возьми мячик»). Социально-коммуникативное развитие (развитие общения со сверстниками). – 4.5 (№2 П/И «Вороны», №4 П/И «Паровозик».) ВЕЧЕР. Познавательное развитие (развитие предметной деятельности). – 1.2 (№ 9 «Каталки»). Формирование игровой деятельности . – 3.1 (№4 «Кукла проснулась»). Социально-коммуникативное развитие (развитие общения со сверстниками). – 4.6 (№65 Д/И «Бусы для куклы»). Планирование образовательной деятельности педагога при реализации программы «Первые шаги».

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».

Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа  «Первые шаги» стала ...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Картотека к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»

Картотека игр занятий (речь) к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые Шаги"....

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»

Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей...

Реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» в МБДОУ д/с № 22

Реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» в МБДОУ д/с № 22...

Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» на базе МБДОУ д/с № 22

Оснащение РППС в рамках краевой апробационной площадки ГБОУ ИРО Краснодарского края по теме «Апробация комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» ...