Применение современных образовательных технологий для развития логического мышления и познавательных интересов детей в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла
методическая разработка

Гайсина Рамиля Минсагитовна

Известный психолог Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1 слайд)

Применение современных образовательных технологий

 для развития логического мышления и

познавательных интересов детей

в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла

(выступление на окружной конференции работников ДО)

(2 слайд) Известный психолог Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.

(3 слайд)        

(4 – 6 слайды) Во многих ДОО в последнее время успешно внедряются разные педагогические технологии. Сегодня наше ДОО познакомит вас опытом работы по использованию игровых технологий интенсивного развития интеллектуальных способностей детей, которые внедряются педагогами с 2015 года. Особая роль  отводится  нестандартным дидактическим средствам, среди которых  мы  выделяем   «Логические  блоки  Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера», развивающих логическое мышление, обеспечивающих интеллектуальное развитие.

Почему именно эти технологии начали внедряться в нашем ДОО?

1.Внедрение ФГОС ДО, который предусматривает реализацию одного из важных принципов документа - принцип поддержки разнообразия детства.

2.Запросы со стороны родителей, так как по результатам анкетирования они считают главным в воспитании ребенка – развитие физических и умственных способностей.

 (слайд 7)

3.Основной вид деятельности дошкольников – это игра.  Именно в игре можно с помощью  данных технологий развивать не только интеллектуальные способности, но и творческие, коммуникативные.

4.Развитие умственных способностей, имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

 (на 8 слайде)  Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Дошкольники же с развитым интеллектом, быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. 

(слайд  9)

С целью повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей, развитию логического мышления детей дошкольного возраста через систему инновационных игровых  технологий создана парциальная образовательная программа ДОО «Умный дошколенок».

На основе использования данных технологий  в ДОО разработаны конспекты образовательной деятельности, методический материал, картотеки игр, планирование работы по каждой возрастной группе по внедрению данных игровых технологий, диагностический материал по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников

 (на основе  диагностических методик Р.С. Немова) Программой  предлагаются создание в группах центров активности,  обязательным из которых  является центр математики и манипулятивных игр.

(слайд  10 - 14)  Игровой материал используется как во время образовательной деятельности, так и в играх, в свободное время. Дети с удовольствием, с большим желанием и интересом занимаются, играют, фантазируют, придумывают свои варианты игр с дидактическим материалом. Используется в разных видах детской деятельности, в интеграции образовательных областей.

Игровые технологии активно используется в группе компенсирующей направленности, с целью развития мыслительных процессов и коррекции речевых нарушений.

 (слайд 15) Формирование мыслительных операций у дошкольников помогает им в их дальнейшем развитии. Многие наши воспитанники, принимали участие в различных интеллектуальных, познавательно – исследовательских, творческих конкурсах и занимали призовые места. 16 воспитанников приняли участие в интеллектуальных детских конкурсах (за прошлый учебный год). Их успехи, достижения  доказывает о том, что наши воспитанники стали более уверенными в себе, умеют мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать, творить, экспериментировать.  

Мониторинг достижения воспитанников

СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышлаза 2018 год

Ф.И.О. ребенка

Наименование конкурса

Результат

Исламов Радмил

Окружной конкурс детских исследовательских проектов «Мои первые открытия»

участник

6 участников

Окружной конкурс детских исследовательских проектов «Мои первые открытия» г.о. Кинель

1 место

Гайсин Ильмир

Дерзиманова Азалина

- Абрамова Виктори

- Хамидуллин Реваль

Областной конкурс детского рисунка «Мое любимое животное. Я твой друг и мне необходима твоя защита».

«Грызуны Самарской области»

участники

Валиева Ясмина

Загретдинов Далиль

 Хайбрахманов Реналь

Окружной конкурс, проводимый в рамках регионального фестиваля детского творчества «Экология. Творчество. Дети.»

1 место

участник

участник

Коллектив детей

(педагог

 Зиннурова А.М.)

Региональный фестиваль детского творчества «Экология. Творчество. Дети» в номинации «Елочка, живи!»

победители

 Каримов Тимур

 Шатдинова Камила

Гайсин Ильмир

Абдрахимов Амир

 Гайсин Альмир

Окружной конкурс «Театральный калейдоскоп»

1 место

3 место

3 место

3 место

3 место

Насибуллин Радмил

Загретдинов Далиль

Окружной конкурс

«Талантики - 2018»

участник

участник

Гафиятуллин Дамир

Окружной конкурс детского мультипликационного творчества «Мультфейерверк»

1 место

Шайдуллин Эмиль

Исламов Радмил

Нуриева Аделина

Гилязов Ильдар

Гайсин Ильмир

Гайсин Альмир

Шаймарданов Ильдар

Первая районная интеллектуальная Олимпиада для дошкольников «Совушка – 2018»

1 место

1 место

участники

Команда «Моряки»

Команда «Солдаты»

Первая районная военно – патриотическая игра «Зарничка – 2018»

1 место

3 место

(слайд 16) С целью выявления и  поддержки дошкольников, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей, в мае 2018 года на базе нашего детского сада была организована районная детская интеллектуальная олимпиада для дошкольников «Совушка – 2018». На олимпиаде приняли участие 23дошкольника (7 участников с нашего детского сада). Два первых призовых места заняли воспитанники нашего детского сада. (слайд 17 - 19)

 (слайд 20)Совместная деятельность с детьми подтолкнула нас педагогов на создание авторских игровых пособий на основе блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, отвечающих возможностям и интересам детей: «Волшебное дерево», «Поле чудес», «Найди нужный предмет», «Прочитай зашифрованное письмо», «Заполни пустые клетки», «Засели жильцов», «Угости гостей», «Путешествие по сказке», «В царстве  блоков», «Космический корабль», «Морские обитатели», «Путешествие в сказку», «Наряди елку», «Собери бусы», «Логические кубики» и др.

(слайд 21-24) Более 20 авторских игровых пособий созданы педагогами на основе данных игровых пособий.

 С авторскими игровыми пособиями  приняли участие  на «III фестивале педагогических идей и инноваций» - Лауреаты очного этапа конкурса с опытом работы по данному направлению.

(слайд 25) С целью развития логического мышления была проделана проектная деятельность с детьми старшего  дошкольного возраста на тему «Развитие логико – математических способностей дошкольников с использованием игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».  

В результате проведенной работы, у детей  видна положительная динамика развития различных мыслительных  операций с применением современных образовательных технологий  способствующих формированию логического мышления у дошкольников.

Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций, сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.

С проектной деятельностью приняли участие на очном этапе Окружного конкурса педагогических проектов на тему: «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, как один из методов формирования мыслительных операций у дошкольников» и стали лауреатами конкурса

(слайд 26) Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы.  Цель взаимодействия с родителями в программе «Умный дошколенок» - это установление партнерских отношений участников образовательного процесса. Родители присутствуют при организации  непосредственной образовательной деятельности, вместе с детьми осваивают новые технологии.

 (Взаимодействие осуществляется в разных формах:

  • Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
  • Проведение бесед;
  • Организация совместных мероприятий. Открытых дверей;
  • КВН с родителями

Для родителей представляются открытые НОД с использованием инновационных игровых технологий  блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Традиционным стало  проведение совместно с родителями и с детьми КВНы с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

(слайд 27)

Для  эффективной работы ДОО использовались различные методы и формы методической работы, такие как, методические объединения, консультации,  презентации, открытые показы образовательной деятельности,  интерактивные методы и проектная деятельность.  

Форма работы

Название мероприятия

Кол-во уч-ков

Представление опыта

2016- 2017 учебный год

1

Семинар - практикум с учителями начальной школы ГБОУ СОШ с. Камышла.

«Готовимся к школе»

5

Мастер – классы,

Презентация опыта

2

районный семинар

«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных игровых технологий в соответствии с ФГОС ДО.

7

НОД,

Мастер – классы, выставка пособий,

презентация опыта

3

Окружной методический день

«Опыт работы ДОО по развитию у дошкольников логического мышления с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».

6

НОД,

Мастер – классы

4

окружной семинар

«Развитие логико – математических представлений у дошкольников с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в соответствии с ФГОС ДО».

7

НОД,

Мастер – классы, выставка пособий,

презентация опыта

(слайд 28-33)

 (слайд 34)

 (35 -40 слайд)

- Начиная с 2017  года мы начали внедрять данные игровые технологии с младшего возраста.  Параллельно с блоками Дьенеша и  палочками Кьюизенера используем и другие технологии: наборы Фребеля, игры Воскобовича, соты Кайе, метод моделирования, мнемосхемы, ИКТ, метод проектов, исследовательская деятельность, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.

Форма работы

Название мероприятия

Кол-во уч-ков

Представление опыта

2017- 2018 учебный год

1

окружной методический день

«Использование инновационных технологий в разных видах детской деятельности по разным образовательным областям в сотрудничестве всех педагогов»

5

Мастер – классы,

Презентация опыта

2

окружной семинар

«Проектирование учебного занятия в рамках ФГОС ДО на основе современных образовательных технологий».

8

НОД,

Мастер – классы, выставка пособий,

презентация опыта

3

Окружной методический день

«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников».

(применение  инновационных игровых технологий по речевому развитию, развитию логического мышления в интеграции образов. областей)

8

НОД,

Мастер – классы, выставка пособий

(41 слайд)  Педагоги ДОО представляют свой  опыт работы по развитию логического мышления на различных конкурсах, фестивалях педагогического мастерства:

Название мероприятия

Участники

Форма участия

1

«Окружной конкурс педагогических  проектов»  

Гайсина Р.М.

Гарифуллина В.Н.

Каримова А.М.

Шайдуллина Г.А.

лауреат

2 место

2 место

участник

2

«Окружной конкурс «Воспитатель года»

Кашапова Г.Х.

лауреат

3

 «III фестиваль педагогических идей и инноваций»

Гайсина Р.М.

Гаязова Э.Р.

лауреат

4

«Фестиваль педагогических идей и инноваций «ИнноФест»

Гаязова Э.Р.

Гафиятуллина Ю.Ф.

Шайдуллина Г.А.

Мухаметзянова А.Р.

победитель

победитель

участник

участник

5

7межрегиональный фестиваль педагогического творчества работников ДО Самарской области г.о. Кинель

Гайсина Р.М.

Участник очного

 этапа конкурса

6

«Всероссийский интернет конкурс НОД по ФЭМП»

Яриева А.С.

Зиннурова А.М.

1 место

2 место

7

Окружной конкурс НОД по ФЭМП

Зарипова Ф.Ф.

2 место

8

Окружной конкурс «Электронных дидактических пособий»

Шайдуллина Г.А.

Участник очного этапа конкурса

9

Окружной конкурс «Театральный калейдоскоп»

Салахова С.А.

Яриева А.С.

Зиннурова А.М.

1 место

3 место

3 место

10

Окружной конкурс «Мультфейерверк»

Кашапова Г.Х.

победа

(42 – 45 слайд)

Более 45 педагогов за этот период поделились опытом работы с коллегами из других детских садов района, округа.

С целью обмена опытом 151 педагогов района и округа посетило наше ДОО.                                                                              

Опыт показал, что эти методики, дают большую возможность развития мыслительных навыков, формирования элементарных математических представлений, развитие речи, памяти, творческих возможностей, интеллектуальное развитие детей.

(слайд 46) Результаты в перспективе:

Работа  по данной долгосрочной проектной деятельности продолжается. Надеемся, что развитие мыслительных процессов дошкольников будет проходить на более высоком уровне и наши воспитанники – к выпуску получат результаты еще лучше. Пойдут они в школу умеющими логически мылить, рассуждать, доказывать свое мнение, ответственными, добрыми и отзывчивыми.

(слайд 47)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Применение современных образовательных технологий. "Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет"

Серия: "Здоровьесберегающая педагогика"Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью. ...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Применение образовательных квест-технологий при развитии логического мышления старших дошкольников

Дошкольный возраст самое благотворное время развития творческих способностей и логического мышления у ребенка. Данная статья посвящена опыту проведения образовательного квеста "Мир экологии"...

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Применение современных образовательных технологий для развития речи дошкольников"

Развитие речи детей с помощью современных образовательных технологий (из опыта работы)....