Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста
статья

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта: ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано проявляется интерес к жизни и работе взрослых. Поскольку одним из основных видов деятельности дошкольника (в силу возрастных особенностей) является игра, то бесспорна роль игры, обучающей и воспитывающей – игры дидактической в подготовке их к школе.

Само название – дидактическая игра – говорит о том, что она имеет своей целью умственное развитие детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) и, следовательно, может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Необходимо учитывать меру программного содержания и конкретные задачи умственного воспитания, которые решаются в каждой отдельной игре. Из множества задач воспитатель может оставить одну познавательную задачу и решению ее подчинить ход дидактической игры и разнообразие игровых действий. В содержание дидактической игры входят дидактическая задача (определяется программой), игровая задача (цель конкретной игры), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры – ее итог. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом. Благодаря правилам (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно – образовательным процессом. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат (финал игры). Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия. Многие дидактические игры не вносят ничего нового в занятия детей, но они учат их применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Воспитатель детского сада должен продумывать связь дидактической игры с другими видами детской деятельности.

Существует много методов и приемов организации и руководства дидактическими играми. Воспитатель должен стремиться овладеть как можно большим их числом. И только хорошее знание, и умелое применение их на практике в сочетании с другими видами деятельности детей при соблюдении определенных педагогических условий сможет наиболее эффективно обеспечить умственное развитие дошкольников.

К умственной активности побуждают такие условия, как: формирование у детей эмоционально – положительного отношения к предстоящей деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих их отношение к умственному труду; поддержание интереса ребенка в процессе проведения дидактической игры; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; владение методикой подготовки и проведения дидактической игры. При соблюдении этих условий и умелой организации, и проведении дидактической игры может быть обеспечена ее ведущая роль в развитии и воспитании дошкольников.

Интерес детей к игре используется в разных педагогических целях. Первоначальное знакомство ребенка с окружающим начинается с познания предметной действительности, свойств и пространственного расположения предметов. Уже на этом возрастном этапе через дидактические игры закладываются основы сенсорной культуры. Если в группе раннего возраста воспитатель развивает у ребенка интерес к играм при ознакомлении с разными дидактическими игрушками, дает некоторые сведения о цвете, форме и величине предметов, то в младшей группе задача игры несколько усложняется – закрепляя и расширяя знания детей об окружающих предметах через сенсорные эталоны, воспитатель учит их выполнять определенные действия и соблюдать правила: по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действие.

С усложнением задач и игровых действий изменяется и роль ребенка в игре. В средней группе дети, знакомясь с новыми дидактическими играми, вместе с тем выступают уже в новом качестве – учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.

В старшей группе дошкольники приучаются уже самостоятельно организовывать игры, объединяясь в подгруппы по 2 – 4 человека, повышаются требования к точности выполнения ими правил и игровых действий.

Такая организация работы позволяет на новом возрастном этапе – в подготовительной группе закрепить у ребенка умение самостоятельно организовывать игры и исполнять роль ведущего и постепенно приучить согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, найти свое место в коллективе. На этом этапе развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу.

Играя, ребенок приобщается к труду – у дошкольников он сводится в основном к труду по самообслуживанию, но это важная ступенька приблизиться к труду взрослых, понять его необходимость. Общество готовит его к общественно – полезному труду; учит соблюдать нравственные нормы и правила. Дидактические игры, прежде всего сюжетно – ролевые, учат детей строить отношения между собой и со взрослыми на нравственной основе, воспитывая нравственное поведение, волю, эмоционально – положительный тон в процессе эмоционально – личностного и делового общения со взрослыми, доброжелательность.

Музыкально – дидактические игры в доступной игровой форме развивают музыкальные восприятия детей, формируют эмоциональную отзывчивость, приобщают к разным видам музыкальной деятельности (пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах), формируют музыкальные способности. Дидактические игры по художественно – эстетическое воспитанию не только формируют художественные способности, эстетическую и эмоциональную культуру ребенка, стимулируют его творческий потенциал, но и плодотворно влияют на общее психическое и умственное развитие.

В распоряжении воспитателя детского сада – большое разнообразие дидактических игр. Целенаправленное их использование поможет ему в решении вопросов разностороннего воспитания и развития ребенка и в формировании его готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

Рекомендации родителям Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка дошкольного возраста

Дидактическая игра является игровой формой обуче­ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В процессе игры дети легче усваивают знан...