Программа кружкка "Знай и люби свою родину" для подготовительной группы.
рабочая программа (подготовительная группа)

Пронюшкина Светлана Юрьевна

Полный план кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_patriotizm.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Теремок»

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по патриотическому воспитанию дошкольников «Знай и люби свою Родину» для детей подготовительной группы.

Пронюшкина Светлана Юрьевна,

воспитатель подготовительной группы

стаж: 9 лет

МДОУ д/с №4 «Теремок»

г.Козьмодемьянск

г. Козьмодемьянск,

2018

Пояснительная записка

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

Отсюда вытекают следующие проблемы:

1. какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

2. какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

Актуальность

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города, а так же в разнообразии форм проведения кружка.

Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу кружка по патриотическому воспитанию дошкольников «Люби и знай свою Родину!».

Цель программы:

-  Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и Республики Марий Эл.

Задачи программы:

- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом и Республикой..

-  Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

-  Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

- Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

-  Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

-  Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

Срок реализации:

1 год, с сентября 2018г.  по май 2019 года. Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

В основу реализации программы положены следующие методы работы:

-принцип историзма

-принцип доступности

-принцип личностно-ориентированного общения

-принцип непрерывности

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы проведения кружка:

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- заочные путешествия,

- развлечения,

- посиделки,

- мастер – классы,

- исследовательская деятельность.

Ожидаемые результаты:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны:

1. Знать свой домашний адрес, название города, республики.

2. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказать о них.

3. Знать профессии своих родителей.

4. Знать краткие сведения об истории города.

5. Знать символику города Козьмодемьянска и Республики Марий Эл.

6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города.

7. Знать о почетных гражданах родного города.

8. Знать стихи поэтов родного города.

9. Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.

10. Иметь элементарные представления об охране природы.

11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Содержание программы.

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:

- географическое положение нашего края;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает:

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- ознакомление детей с творчеством марийских поэтов;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:

- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;

- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;

-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;

- знакомство с русскими народными инструментами;

- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;

- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных русских, марийских народных игр.

В программе «Люби и знай свою Родину!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, лучшими людьми города; с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем городе, градообразующими предприятиями  «Потенциал», «Копир»  и их значением в социально-экономической жизни республики  и нашей страны; с достопримечательностями, традициями, православным центрам нашего города.

Программа состоит из 3 блоков:

1. «Вот эта улица, вот этот дом»

2. «Город, в котором я живу»

3. «Наша кладовая»

Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.

Тематическое планирование.

п/п

Тема. Задача.

Форма проведения

1.

Мониторинг

2.

Тема "Как всё начиналось"

Задачи: расширять и закреплять знания детей о родном посёлке, познакомить детей с историей возникновения посёлка. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.

НОД .Беседа об возникновении города, презентация «Козьмодемьянск- моя малая Родина".

3.

Тема "Администрация города"

Задачи. Формировать элементарные представления о деятельности органов управления города, познакомить детей с символикой города и Республики Марий Эл.

Экскурсия

4.

Тема: "Если скажут слово «Родина»…"

Задачи: познакомить детей с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.

НОД с показом презентации

5.

Тема "Моя улица"

Задачи: познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса. Формирование представлений детей о том, что город растёт, расширяется, изменяется.

Экскурсия

6.

Тема "Городские здания"

Задачи: познакомить детей с разными видами зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, поликлиника, администрация, музей.

НОД с показом презентации

7.

Тема "День рождения города"

Задачи: познакомить детей с традицией празднования Дня посёлка, предложить принять участие.

развлечение

8.

Тема "День леса"

Задачи: дать детям представление о заготовке древесины. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям труда

Беседа

9.

Тема "Наши умельцы"

Задачи: дать детям представление о профессиях, которые распространенны в городе. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом.

Встреча с интересными людьми.

10.

Тема "Дом культуры"

Задачи: знакомство с профессиями работников дома культуры, представление профессии актера и режиссера, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.

НОД с показом презентации

11.

Тема "Путешествие на почту"

 Задачи: развивать у детей интерес к родному посёлку, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом.

Беседа и обсуждение

12.

Тема "В здоровом теле – здоровый дух" Задачи: формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии медицинских работников.

Беседа

13.

Тема "Книжкин дом"

Задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.

Экскурсия

14.

Тема "Талантливые люди города"

Задачи: познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш город в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

Конкурс чтецов

15.

Тема "Знаменитые люди РМЭ" 

Задачи: познакомить детей с советским и российским композитором, музыковедом, хорйместором и педагогом. Формировать понимание значимости его деятельности для страны.

Беседа, работа по иллюстрированным картинам.

16.

Тема "На встречу олимпиаде"

Задачи: познакомить детей со знаменитыми спортсменами. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за земляков.

Развлечение

17.

Тема "Новый год у ворот"

Задачи: формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.

НОД

18.

Тема "Вифлеемская звезда" 

Задачи: познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением.

Игра – путешествие

19.

Тема "Рождественские колядки"

Задачи: продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Развлечение

20.

Тема "Растительный мир родного края"

Задачи: расширять представления детей о природе родного города, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

КВН

21.

Тема "Лекарственные растения родного края"

Задачи: познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.

Посиделки

22.

Тема "Животный мир родного края"

Задачи: расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения.

НОД

23.

Тема "Русская изба"

Задачи: формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских и марийских  народных сказок.

Посиделки

24.

Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"

Задачи: познакомить детей с особенностями празднования масленицы в посёлке, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

Развлечение с чаепитием

25.

Тема "Сошью маме сарафан"

Задачи: познакомить детей с народным праздничным и повседневным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха...

Показ иллюстраций

26.

Тема "В краю старых вещей"

Задачи: познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

Экскурсия в музей купеческого быта

27.

Тема "Что расскажет о себе посуда".

Задачи: познакомить с посудой деревянной, глиняной.

Исследовательская деятельность

28.

Тема "Наши руки не знают скуки"

Задачи: воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства.

Ярмарка

29.

Тема "Имена и именины"

Задачи: познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям.

Беседа

30.

Тема "Церковь"

Задачи: показать особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства. Познакомить с правилами поведения в храме.

Рассматривание иллюстраций

31.

Тема "Пасха"

Задачи: обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.

Развлечение

32.

Тема «Памяти героев Отечества посвящается»

Задачи: обогатить знания детей о Дне Победы; показать памятники находящиеся на территории города. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.

Презентация и участие в параде юных армейцев в стенах детского сада.

33.

Мониторинг

34.

Тема "Они сражались за родину"

Задачи: встреча с ветеранами. Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш город

Беседы и изготовление открыток

35.

Тема "Что мы знаем о своей Родине?"

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и поселке.

КВН

 Работа с родителями.

Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.

Формы и методы включения семьи в совместную работу:

-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.

-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины).

-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

Ресурсное обеспечение:

1. Географическая карта России;

2. Географическая карта Республики Марий Эл;

3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб и флаг Республики Марий Эл и города Козьмодемьянск;

4. Методическая литература, репродукции;

5. Альбомы: «Нет краше города нашей», «Козьмодемьянск старая и новая», «Герои войны», «Природа родного края», «Животные родного края»;

6. Папка «Все профессии важны»;

7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Русская изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.

8. Бумажные куклы в народном костюме;

9. Русские народные детские музыкальные инструменты;

10. Мини – музей «Русская изба»

11. Магнитофон.

13. Музыкальный репертуар: «Песни о Родине», «Русские народные песни» марийские мотивы.

14. Презентации «С чего начинается Родина».

Литература:

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М.: 2005.

2.. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010.

3. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М.: АРКТИ,2003.

4. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие- СПб. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО», «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

5. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М.: «Скрипторий»,2008.

6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004

7. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004.

8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез, 2010.

9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003.

10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Знай и люби свой край"

Знакомство с Санкт-Петербургом...

Проект «Учимся любить книгу» в подготовительной группе

Проект «Учимся любить книгу» в подготовительной группеПродолжительность проекта: краткосрочный (февраль)Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, в...

Конспект НОД по ФЭМП «Мы любим математику» в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе «Мы любим математику»в образовательной области «Познание: ФЭМП»Образовательные задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память, р...

На тему: «Люби и знай свою страну» (подготовительная группа)

Во время игры-викторины создаются условия для систематизации знаний и умений обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий; формируются умения: ор...

Программа "Знай и люби свой край!"

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...

Квест – игра «Родной свой край – люби и знай» (подготовительная группа)

Квест - игра "Родной свой край - люби и знай" способствует развиватию игровой деятельности детей; формированию патриотических чувств, эмоционально-положительных отношений и ин...