Рабочая программа кружка "Смышленыш"
рабочая программа (подготовительная группа)

Грищенко Наталья Владимировна

Данная программа разработана для детей с высоким уровнем усвоения образовательной программы.

Основной целью программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_smyshlenysh.docx148.63 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User01\Desktop\Кружок.jpg

Оглавление

Раздел 1.

Целевой

Стр

1.1.

Пояснительная записка

2

Цель и задачи реализации рабочей программы

2

Принципы формирования рабочей программы

2

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

3

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

4

Раздел 2.

Содержательный

2.1.

Содержание рабочей программы

4

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

5

2.3.

Взаимодействие с семьями

5

Раздел 3.

Организационный

3.1.

Режим дня

5

3.2.

Перспективное планирование работы педагога

6

3.3.

Традиционные праздники, развлечения и события

7

Список литературы

7

Раздел 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

*Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Основной целью программы является формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • побуждать детей к фантазированию и воображению
  • повышать познавательную активность и любознательность
  • формировать доброжелательное отношение к окружающему миру
  • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности
  • способствовать дальнейшему развитию слухового, зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти,  произвольности внимания, самоконтроля.

        

Основные принципы формирования рабочей программы:

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Сотрудничество ДОУ с семьей.
  5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

На занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки.

Таким образом, создаются условия для его самореализации.

Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения:

*наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений, таблицы, схемы и т.д..

*доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.

*систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.

*индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.

*увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.

*сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.     

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. 

        Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от педагога), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится взрослым широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество.

Серьёзное внимание необходимо уделять  развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

  • дети с интересом фантазируют
  • у воспитанников повысилась познавательна активность и любознательность
  • у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающему миру
  • у воспитанников сформировались такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия.
  • для детей сформированы все условия для развития слухового, зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти;  произвольности внимания и самоконтроля.

Раздел 2. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

Данная программа разработана для детей с высоким уровнем усвоения образовательной программы.

Для таких детей характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому “видеть”, находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность

Категория участников: дети подготовительной к школе группе с высоким уровнем развития (6-7 лет).

Срок освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения детей 6-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

Количество занятий в неделю – 1

         Общее количество занятий на курс - 20

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы и методы используемые на занятиях:

  1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
  2. Практические – упражнения, игровые методы.
  3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
  4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все вышеперечисленные  методы используются в комплексе.

Воспитанники группы быстро овладевают программным материалом. Поэтому при разработке программы важно учитывать разнообразие предлагаемых заданий для поддержания познавательного интереса ребенка, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого воспитанника. Виды деятельности организуются в формах игровой ситуации. Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр.

2.3. Взаимодействие с семьями

Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Раздел 3. Организационный

3.1. Режим дня

Встречи проходят в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. С октября по апрель месяцы. Один раз в неделю. Продолжительность 25-30 минут.

Участники клуба дети подготовительного возраста с высоким уровнем развития. Численность группы – не более 6 воспитанников.

Место проведения: кабинет психолога.  

3.2. Перспективное планирование работы педагога

Календарно-тематическое планирование

№, тема

Содержание

Материал:

1.Создание «Лесной школы»

Приветствие. Игра «Давай познакомимся»; «Поезд»; «Ветер дует на…»; «Доброе животное». Сказка «Создание «Лесной школы». Упражнение «Раскрась ёжика»; «Найди всех зверей».

Цветные полоски (по количеству детей), степлер, карандаши, картинки к заданиям.

2. Букет для учителя

Приветствие. Игра «Делай, как я», «Составь картинку», «Подари мне свою улыбку». Сказка «букет для учителя»Упражнение «Букет», «Профессии»,Словарик эмоций, «Букет для учителя»

Раздаточный материал, карандаши, пиктограмма

3. Смешные страхи

Приветствие, сказка «Смешные страхи», Упражнение «Помоги зайчикам встретиться», «Составь картинку», «Словарик эмоций», «На что похоже?», «Бывает- не бывает»

Раздаточный материал, карандаши,

4. Игры в школе

Приветствие, «Игры в школе», «Рассказ о своей группе», «Раскрась всех рыб», «Животные и созвездия», «Лабиринт», «Времена года»

Раздаточный материал, карандаши

5.Школьные правила

Приветствие. «Правила на занятиях», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Картинки «+» и «-» поступков

6.Собирание портфеля

Приветствие. «Доскажи словечко», «Школьные принадлежности, «Школьные предметы», «Раскрась филина»

Раздаточный материал, карандаши

7. Белочкин сон

Приветствие.  «Что спрятано в белочкином рюкзаке?», «Составь картинку»,  «Лабиринт»,  «Закономерность», «Воздушный шар»

Рюкзак с предметами, пиктограмма, раздаточный материал, карандаши

8. Госпожа аккуратность

Приветствие.  «Ежик и предметы», «Цветочки для зайки», «Кричалки-шепталки-молчалки»

Раздаточный материал, карандаши

9. Жадность

Приветствие. «Мостик дружбы», «Цепочка», «Зайцы в лабиринте»  «Угадай, кто мой друг»

Раздаточный материал, карандаши

10.Волшебное яблоко

Приветствие.  «Составь картинку», «Право-лево»,  «Лисёнок и фигуры», «Мячик», «Передай мяч»

Раздаточный материал, карандаши

11. Подарки в день рождения

Упражнение «Я рад вас видеть», «Раскрась всех птиц», «какой игрушки не хватает», «Запоминайка», «Рыбка», «Подарки»

карандаши, картинки к заданиям.

12. Домашнее задание

Упражнение «Колокольчик», «Картинки-загадки», «Коврики», «Лисенок и листочек», «4 лишний». Игра «доброе животное»

Раздаточный материал, карандаши

13. Школьные оценки

Игра «мячик», «парные картинки», «Продолжи в определенной последова-тельности», «найди каждой пчелке свой цветочек»

Раздаточный материал, карандаши,

14. Ленивец

Игра «Ладошки», упражнение «Медвежата», «Мишкин квадрат», «Прятки с картинками», «Право-лево» «Кричалки –шепталки -молчалки»

Раздаточный материал, карандаши

15. Списывание

Игра «Колокольчик», «Определения», «продолжи ряд», «Найди силуэт бабочки», «Еж и фрагменты»

Бумага, карандаши

16. Подсказка

Упражнение «Я рад вас видеть»,«Противоположность», «Белочка и квадрат», «Угощенья», «Диктант»

Раздаточный материал, карандаши

17. Обманутый отдых

Игра «Поймай взгляд», «Распорядок дня», «Диктант», «Найди отличия», «Волшебный лес»

пиктограмма, раздаточный материал, карандаши

18. Бабушкин помощник

Игра «Зеваки», «Лабиринт»

Раздаточный материал, карандаши

19. Прививка

Приветствие, игра «Составь картинку», «Замри», «Говорящие рисунки»

Раздаточный материал, карандаши

20. Больной друг

Приветствие, упражнение «снеговик», «Найди белку», «Помоги зайчику», «Новогодние подарки». Игра «подарки».

Раздаточный материал, карандаши

3.3. Традиционные праздники, развлечения и события.

Игровой компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. Итоговым мероприятием для воспитанников является интеллектуальная викторина. Так же дети активно принимают участие в интеллектуальных играх и конкурсах.

Наименование мероприятия

Сроки
проведения

Участие в интернет-конкурсах

Декабрь, март

Интеллектуальная викторина «Вдохновение»

Февраль  

Участие в интеллектуальных конкурсах, на уровне города

Октябрь-май

Список литературы:

  1. Алексеева Н.В. «Развитие одаренных детей»
  2. Береславский Л.Я. «Интеллектуальная Мастерская»
  3. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении
  4. Гатанов Ю. «Развиваю воображение»
  5. Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь»
  6. Гринин Л.Е, Ситникова Л.Н. «Вообрази себе. Поиграем-помечтаем»
  7. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы
  8. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?»
  9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения
  10. Козлова Е.Г. «Ступени к интеллекту»
  11. Лесина С.В., попова Г.П., Снисаренко Т.Л. «Коррекционно-развивающие занятияпо развитию воображения»
  12. Луньков А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома
  13. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»
  14. Куражаева Н.Ю., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников»
  15. Тушканова О.И. «Развитие одарённости»
  16. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...