статья "Использование инновационной технологии "Лэпбук" в работе с детьми дошкольного возраста"
статья

Калиничева Альбина Алексеевна

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_a.a.docx155.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование инновационной технологии «Лэпбук» в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово

Калиничева Альбина Алексеевна

Современные требования к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями. На это нас нацеливает и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Кроме того, в нашей практике всё чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Именно поэтому, важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском дошкольном коллективе, направленных на развитие  его самостоятельной деятельности ребенка и на развитие его личности.

Одной из современных форм партнёрской деятельности является инновационная технология, интересное методическое пособие, лэпбук.

Что же такое Лэпбук?  – это одна из разновидностей метода проекта. На первый взгляд - новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий.  Лэпбук - это книжка на коленях. Еще его называют тематическая папка или самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать.

Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают детям быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность обучащихся, в результате которой, каждый дошкольник может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу. Но главная ценность лэпбука заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. К тому же отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участие взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе, было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме «Зима», который в течение зимних месяцев проходил у меня в разных режимных моментах. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.

В течение недели, включала работу с лэпбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность -в режимные моменты включала загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – наблюдения за явлениями природы зимой, за растительным  и животным миром (зимующими птицами; информацию о том, где животные добывают пищу зимой, какие животные впадают в спячку), труд людей, их одежда в холодное время года,  и прочее. Также игру с лэпбуком включала в самостоятельную деятельность детей. Для этого я не просто вносила тематическую папку в РППС группы, но и придумывала мотивацию. Например, звонок по телефону, проблемную ситуацию. Дети брали и играли в лото, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, играли в игру «Зимние забавы», «Какая одежда нужна для зимы?», «Новогодние праздники». Таким образом, у нас прошло знакомство с первым лэпбуком. Когда дети познакомились, заинтересовались и научились использовать лэпбук самостоятельно, было решено совместно создать лэпбук с детьми, как итог тематической недели «Правила дорожного движения». В течение недели мы с ребятами знакомились со знаками дорожного движения, учились переходить дорогу правильно, разгадывали загадки, учили четверостишия о правилах дорожного движения, смотрели обучающие мультфильмы и презентации по проблеме, ходили на экскурсию к перекрёстку, собирали информацию в Интернете (привлекали родителей), подбирали иллюстративный материал. В ходе «творческой мастерской» были нарисованы запрещающие, предупреждающие и предписывающие дорожные знаки; рисунки на тему «Дорожная безопасность». В конце недели весь материал был собран и оформлен в «умную книгу». Такой вариант использования лэпбука воспитанникам особенно понравился, т.к. дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, им они могут пользоваться по мере необходимости.

Следующим шагом, была организация творческой совместной с родителями выставки лэпбуков, сделанных своими руками. Родители охотно откликнулись. Кто-то из них воспользовался готовыми шаблонами из Интернета, кто-то проявил творчество, и придумал свой лэпбук, использовав картинки, открытки, готовые пластиковые конверты и кармашки; были и семьи, чей лэпбук был нарисован, склеен из подсобного материала.

В перспективе планируем создать в ходе совместной творческой мастерской (родители-дети-педагоги)  новую интерактивную тематическую папку – «Вода это - жизнь». Совместная работа объединит всех участников образовательных отношений, научит планировать, распределять, реализовывать задуманное, а также презентовать перед другими.

На основании проделанной работы, я сделала вывод, что использование игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

формирование творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитие положительной эмоциональной отзывчивости на музыку...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»

laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с детьми по экологическому воспитанию...

Доклад для педагогов на тему: Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Доклад для педагоговна тему:Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.«В песочной терапии мир детствавновь распахивает перед человеком свои двери,и эти же две...

Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее ...