Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: "Путешествие по России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тимофеева Светлана Леонидовна

Цель:

Закреплять знания детей о Родине , её достопримечательностях .

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям.

Воспитывать бережное отношение к Родине, умение защитить её в любую минуту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_zanyatie.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по духовно- нравственному воспитанию

в подготовительной группе

Тема: "Путешествие по России"

                                                                         

                                                                      Воспитатель: Тимофеева С.Л.

                                               

Программное содержание:

Цель:

Закреплять знания детей о Родине , её достопримечательностях .

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям.

Воспитывать бережное отношение к Родине, умение защитить её в любую минуту.

Познание: Познакомить детей с государственной символикой России, с её достопримечательностями.

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, закрепить умение лепки;   воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.

Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Материал: готовые плоскостные силуэты матрёшек, крупы, горох, зёрна кофе, плакаты с изображением достопримечательностей России и нашего города.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: Беседа  о России. Рассматривание альбома с достопримечательностями России и своего города. Просмотр костюмов народов России. Знакомство с символикой России. Заучивание стихов о родине, лесе, животных, поговорок, пословиц о дружбе, взаимопомощи. Рельефная лепка на силуэте матрёшки.

– Сегодня у нас с вами не обычный день, а интересное путешествие по России. Угадайте загадку на каком транспорте мы отправимся путешествовать.

-- Смело в небе проплывает

   обгоняя птиц полёт,

   человек им управляет,

    что такое.. ( самолёт)

Вос-ль:

Мы полетим с вами в самый главный город нашей России ?  Куда, как вы думаете? ( Москва) Правильно, Москва является столицей России. Кто управляет нашей Россией ( президент-Путин В.В.) Где находится Путин ( В кремле)   Постарайтесь  быть внимательными, всё запоминать.

Давайте вспомним правила поведения в самолёте, и в неизвестных, незнакомых вам местах.

Пока мы летим давайте поговорим:

Вос-ль: Как называется страна в которой мы живём ? (Россия). Что такое Россия?.( Россия – это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает.)

- А, мы, живущие в ней? (россияне).Россия -это наша родина . Что значит Родина?( родная , как мать и отец).

Вос-ль:   У каждой страны есть своя символика, свои отличительные знаки. Какие?

дети:  Это: флаг, гимн, герб, главный город.

Да, гимн – это главная торжественная песня. Гимн исполняется каждое утро, с него начинается день страны. Его исполняют на торжествах, во время вручения наград.

А какое основное правило при исполнении гимна вы знаете?

Дети: Его слушают стоя.

Много пословиц и поговорок сложил народ о своей Родине. Назовите их.

– “Родина любимая, что мать родимая”,

– “Если дружба велика, будет Родина крепка”,

– “Жить – Родине служить”,

– “На чужой стороне и весна не красна”,

– “Человек без Родины, что соловей без песни”,

– “Родина – мать, умей за неё постоять”,

– “Нет в мире краше Родины нашей”.

вос-ль: А вот мы и сделали посадку в столице нашей России. Где? (в Москве)

Выходим по лестнице осторожно. Подойдите все ко мне. Мы с вами отправимся в большой музей. Посетим несколько залов, Старайтесь всё запомнить.

(1зал-  достопримечательности России .) Вос-ль: Что это? (Галерея). Рассмотрите картины и скажите, что вам известно.

дети: Красная площадь в Москве, храм Василия Блаженного, Третьяковская галерея в Москве, висячий крымский мост над рекой Москва, московский кремль, Храм Христа Спасителя , памятник-рабочий и колхозница , арбат-улица , Московский Кремль, город заповедник -Суздаль .Царь пушка, царь колокол. Как это можно назвать коротко? (достопримечательности России)

Что такое достопримечательности? (это место, вещь или объект заслуживающее особое внимание, знаменитые чем-либо, исторические наследия , художественная ценность. Памятник - большая статуя, сооружение в честь кого или чего ни будь, чтобы сохранить память.

Вос-ль: Какие стихи вы знаете о России, родине нашей?

***

Арина-----Россия -  любимая наша страна.

Россией гордимся,

России верны.

И нет на свете лучше страны!

***

Глеб----Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колосится.

Много у Родины общего с мамой

Самой красивой, ласковой самой!

Так и должно быть: что дорого нам -

Напоминает всегда наших мам!

***

вос-ль: Переходим в другой зал№2.  Что вы здесь видите.( людей в разных национальных костюмах.).Ребята это зал дружбы народов.

Вос-ль: Какие народы  вы знаете ?

Дети: Таджики, армяне, азербайджане, украинцы, белорусы и др)

Вос-ль: Почему вы так одеты?

Дети: Мы приехали с разных стран.

***

На свете живут разноцветные дети

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

Вос-ль: Люди, которые живут на территории России, называются россиянами независимо от их национальности.

Все люди, которые живут на территории России, имеют равные права, свои традиции, свою культуру, которую нужно ценить и уважать.

На территории нашей страны проживает более 100 различных народов — больших и малых. Все они имеют свои обычаи и язык. И каждый народ – это ручеек, впадающий в огромное озеро под названием РОССИЯ. Наша страна не делит свои народы на плохие и хорошие. Посмотрите, ведь в  нашей группе нет одинаковых ребят, и воспитатели не делят вас по национальности. Человека в нашей стране оценивают, любят и уважают за его дела. Чем больше хороших дел ты сделаешь, тем больше будет у тебя друзей.

В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга и могли общаться.

Ребята в России живут люди разных стран. Они разные и похожи друг на друга.

-Чем похожи все люди? Посмотрите друг на друга .

Дети: Умеют думать, говорить, строение тела, бывают весёлые и грустные.

Вос-ль : А чем они отличаются друг от друга?

Дети: Большие и маленькие, высокие и низкие, отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу и цвету глаз.

вос-ль: Хоть мы и отличаемся  друг от друга , но мы все  дружим.

Давайте вспомним пословицы о дружбе:

-- Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть,

но дружба народов вечна и нерушима.  

-- Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца.

-- Дружба людей гору сокровищ создает.

-- Язык дружбы не нуждается в переводе.

-- Если бы не дружба, то люди бы пропали.

-- Дружба и братство — Лучше богатства.

- Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

Ребята, у каждого народа,  есть не только национальная одежда, но и любимые игры.

Какие любимые игры русских людей вы знаете? (Примерные ответы детей: “Лапоть”, “Горелки”, “Дрема”, “Лапта”, “Плетень”).

* Проводится русская народная игра “Плетень”.

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:

Есть старинная игра,

 Называется “Плетень”,

 Нам в нее играть охота,

 Нам в нее играть не лень.

 Раз плетень, два плетень,

 Спрячемся от солнца в тень.

 Посидим, отдохнем

 И опять играть начнем.

Пока вы еще маленькие , но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких , не будете ссорится. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся  и  не будем забывать , что мы с вами- россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

« Если дружба велика- будет родина крепка».

Вос-ль: С чего начинается дружба?

Дети: с улыбки.

Вос-ль: Давайте улыбнёмся и перейдём в другой зал №3.

вос-ль: Что это за зал ? Как его можно назвать?( здесь картины леса, животных. )

Беседа: Чем богата наша Россия.( лесами)

Надо ли беречь лес?(Надо) Почему?

Дети: ( В лесу  живут животные , а лес их дом, пища, только одно дерево может дать приют и корм многим зверям( животным )и птицам))

Вос-ль: Все помнят как нужно вести себя в лесу?

( вспомнить правила поведения в лесу, показать карточки с изображением -чего нельзя делать в лесу)

Дети: Нельзя кричать – испугаешь птиц., нельзя разрушать гнёзда, разводить костёр, мусорить,  рвать цветы (другие не смогут ими полюбоваться),

Вос-ль: Ребята , а почему так говорят: " У леса жить, голодным не быть?"

Дети: В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов, ягод, съедобных трав.

 (подходят к мольберту, где смешаны деревья и их семена)

Какие дереввья вы знаете?( липа, берёза, клён, ель, дуб, тополь, сосна, боярышник,, рябина, ясень, кедр)

Отгадайте, что это за дерево?

 (загадки – «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не волос»,

«Стоят столбы белены, на них шапки зелены») – береза.

Что вы можете сказать о берёзе?

 Как можно ласково назвать ее? (Кучерявая, кудрявая, скромница, белоствольная…)- используем иллюстрацию березки.

Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. Из берёзовых веток делали банные веники, лучины для освещения изб, из коры берёзы изготавливали берестяную посуду, пили берёзовый сок. Берёза очень выносливое дерево давая много семян она засевает недоступные для других деревьев места. Почками берёзы лечат людей от простуды. Берёзовые дрова дают много тепла. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.

***

Люблю берёзку русскую

 То светлую, то грустную,

 В белом сарафанчике

 С платочками в карманчиках,

 С красивыми застёжками,

 С зелёными серёжками.

Во-ль: Смотрите ребята тут произошла путаница- семена и деревья смешались. Давайте поможем разобраться: найдём дереву его семена.

Игра: «Найти дерево по семенам» (на мольбертах)

Вос-ль: ребята посмотрите на это дерево, что с ним?

Дети: Засохло, сухое дерево.

Вос-ль: Какие добрые дела можно сделать, чтобы помочь дереву?

Дети: полить, окопать, обрезать сухие ветки.

"ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что такое заповедник?

- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?

- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?

- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Дети: Красная книга.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Физкультминутка

 Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, еще нужно каждый день делать зарядку. А вы, ребята, умеете делать зарядку? Давайте покажем.

На лесной полянке,

 Звери делают зарядку.

 Заяц головой вращает-

 Мышцы шеи разминает.

 Делает старательно каждое движенье,

 Очень ему нравится это упражненье.

 Полосатенький енот

 Изображает вертолёт:

 Лапками машет назад и вперед,

 Словно собрался в далёкий полёт.

 Серый волк немного сонный,

 Выполняет он наклоны:

 "Ты, волчишка, не ленись!

 Вправо, влево наклонись,

 А потом вперёд, назад,

 Получишь бодрости заряд!

 Медвежонок приседает,

 От пола пятки не отрывает,

 Спинку держит прямо-прямо!

 Так учила его мама.

 Ну а белки, словно мячики,

 Дружно прыгают и скачут!

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы зарядились бодростью, и теперь сможем продолжать путешествие.

Вос-ль: Вот и ещё один зал остался, это зал народного творчества.

кого мы видим ? (матрёшек )Что вы знаете о них?

Матрёшка – старинная русская народная игрушка. Эта весёлая игрушка – расписная матрёшка - родилась сто лет назад.

 Ребята, а вы знаете, кто такие мастера?  (ответы детей).

(  мастер это тот кто хорошо умеет делать дело)

Воспитатель: Верно, про таких людей говорят: «Золотых рук мастер». Вы знаете пословицы, поговорки о мастерах и о том, как они трудятся? (ответы детей)

(дети рассказывают пословицы)

·         Дело мастера боится.

·         Кто не работает, тот не ест.

·         Труд человека кормит.

·         Без топора не плотник, без иглы не портной.

·         Каков мастер, таково и дело.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия. «Матрешка – символ русского народного творчества»

Вос-ль:    А сейчас, дорогие ребята,

                  На минутку закройте глаза.

                  Позабудьте заботы, усталость,

                  Ведь начнутся сейчас чудеса!

  И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. 

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными, а изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. Приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.

( дети работают, звучит музыка- широка страна моя родная..)

Вос-ль: Анализ занятия, напомните мне какие вы знаете символы России?

Дети: Гимн, герб, главный город, берёзка, матрёшка. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Вос-ль:- К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.

- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости?  Угадайте, загадывается загадка:

«В этой молодице прячутся девицы,

каждая сестрица -

для меньшей темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

хлопают в ладоши веселые (матрешки).

 вос-ль: Давайте подарим  наши сувениры сделанные своими руками гостям на память.

Ведь недаром говорят,

 Край российский так богат:

 Эти дивные игрушки, сувениры и зверушки –

 До чего же хороши!

 Дарим вам их от души!

 Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: “Мы дружные ребята” I младшая группа

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в I младшей группе....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе Тема: «Добрые помощники»

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группеТема: «Добрые помошники»...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дорогою Добра».

Тема занятия "Дорогою Добра"Занятие разработанно для формирования эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к окружающим через художественно-эстетич...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада.

Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (доброта, взаимопонимание, вежливость); по формированию положительного опыта нравственных отношений и общения, которые характеризуются потре...

Конспект открытого занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Вербное воскресенье»

Конспект  открытого занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Вербное воскресенье»...