Проект "Осенний урожай"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Балашова Ольга Сергеевна

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Продолжительность: 2 месяца.

Актуальность:

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

3. Активизировать речь детей.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.

- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов;

- Предварительная работа с родителями.

2. Практический этап.

План реализации проекта.

Содержание деятельности по образовательным областям:

Познавательное развитие.

НОД «Осенняя прогулка»;

НОД «Дарит осень чудеса»;

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;

Экскурсия по территории ДОУ;

Экспериментальная деятельность с осенними листьями;

Д/и Осенняя викторина», «Осенний марафон», «С какого дерева лист», «Запасы зверей», «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко», Чудесный мешочек».

Речевое развитие.

Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;

К. Бальмонт «Осень»;

А. Майков «Осенние листья»;

Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;

Игры-читалки «Золотая осень», «Поздняя осень»;

Д/и «Какой сок?», «Какой лист?», «Две корзинки».

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу»;

Д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;

Беседа «То, что растет живое»,

Беседа «Сколько красок у осени?».

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование (монотопия) «Деревья в лесу»;

Рисование (штампование листьями) «Разноцветный лес»;

Коллективная аппликация «Осенний ковер»;

Д/и «Найди самый красивый листок»;

Рассматривание репродукций картин:

И.С. Остроухов «Золотая осень»,

И.И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

П.М. Гричишкина «Мостик в лесу»,

«Озеро в березках», «Осень в Архызе».

Прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Времена года»,

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

Физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

Дыхательная гимнастика «Ветерок»;

Хороводная игра «К нам осень пришла»;

П/и «Овощи-фрукты», «Вершки-корешки», «Найди пару»;

Эстафета «Соберем осенний букет».

Спортивное развлечение «Осенние игры».

Взаимодействие с родителями.

Папка-передвижка «Осень»;

Выставки книг об осени, растениях «Читаем дома»;

Совместное изготовление лэпбука «Осень»;

Сбор природного материала;

Участие в выставке «Поделки из овощей и природного материала».

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

- выставка «Волшебные листочки»,

- выставка «Поделки из овощей и природного материала»,

- оформление раздевалки с использованием работ детей.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.

 

Литература:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Про...

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре­комендации / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009
         Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009

Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. Ставрополь 2004.

Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 1. Ставрополь 2010.

Литвинова Р.М. Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 2. Ставрополь 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Картотека дидактических и подвижных игр на тему «Осень».

 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

                                                 Я-чудесный мешочек,

                                                 Всем ребятам я — дружочек.

                                                 Очень хочется мне знать,

                                                 Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

                                                             

Дидактическая игра «Две корзинки».

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

Примечание: игра может быть индивидуальной.

 

Дидактическая игра «Запасы зверей».

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

 

Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».

 

Дидактическая игра «С какого дерева лист? ».

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

 

Дидактическая игра «Какой лист?».

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы – берёзовый лист.

 

 Дидактическая игра «Хлопай в ладоши».

 Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание.

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают    в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде.

Вот вам морковка
Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам репка      

И   огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты
Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот горошек сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил    наш огород!

 

По грибы

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали           

Рыжики срывали.           

Лисичка бежала            
Лисички собирала.           

Скакали зайчатки             

Искали опятки.                 

Медведь проходил,            

Мухомор раздавил.         

 

    ***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,  
Персики пушистые,  
Груши золотистые,     
Осень принесла.     
В. Волина

 

Чудо-огород

Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».


Буду делать я салат…

Буду    делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры  и  редиску.

Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами   я  впрок
Запасаться   не  устану.

 

Овощная считалка:

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон

 

***

Стала тыква нас просить:

Жарко! Дайте нам попить! -

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,

- Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

 

***

Словно в заячьей столовой 

На полянке – пень сосновый,                                                                                                                

На пеньке стоит обед            

И чего там только нет          

И капуста, и картошка,         

Горка свежего горошка.        

И петрушечки немножко.    

А зайчишкам-ребятишкам   

Травка сладкая горой,          

По морковочки одной.        

Ведь морковка с грядки      

Слаще шоколадки!               

         

***

В огороде много гряд       
Есть и репа, и салат.        

Тут и свёкла, и горох          

А картофель разве плох?  

Наш зелёный огород          

Нас прокормит целый год!

 

***
Летом огород – что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

 

 

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,      

И яблоки, и груши.               

Плоды мы утром соберём   

И всех соседей позовём.     

И солнышку     помашем    

«Спасибо, осень!» скажем.  

У. Рашид

 

Летний сад.
Как хорош он, летний сад,
Фруктами    всегда  богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.     
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш  и  яблок  аромат,    
Съесть одно бы каждый рад.

 

Ваза с фруктами.

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим   мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин


***

В огороде нашем      

Нет редиски краше.  

Как сочна, красна, кругла,   

Не   смотрите, что мала.

Репка тоже   удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

 

***
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для   братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка    
Вот  и сыта стала кошка.
А   Максим ест огурец.
Наш  мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех  мальчишки угощают.
Витамин  есть заставляют.

А. Максаков

 

***

Что растет на нашей грядке

Огурцы, горошек сладкий. 

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка – просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

 

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).   

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши). 

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).               

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!      

 

Подвижная игра «Овощи — фрукты».

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

                   «Раз, два, три — предмет любой бери!»

Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

                 

Подвижная игра «Вершки и корешки».

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

                    Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

                   

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

 Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.

 Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три – лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару – листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару – листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева…)

Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

 

 

«Осенние игры»

Спортивное развлечение.

Цель: доставить радость, положительный эмоциональный отклик от развлечения.

Задачи:

·                    Совершенствовать технику основных движений;

·                    Обеспечивать разностороннее развитие личности;

·                    Создавать положительное эмоциональное настроение;

·                    Воспитывать смелость, ловкость;

·                    Развивать умение ориентироваться в пространстве;

·                    Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание помогать.

Материалы и оборудование:

Канат, 2 руля, 2 грузовика, овощи, 2 обруча.

Фонограммы: Марш из кинофильма «Весёлые ребята»,

Песня-игра «Весёлая зарядка» автор А. Стихарёва,

Песня «Осень наступила» С. Насауленко.

Танец под песню «Наступила Осень» С. Насауленко.

 

Участвуют две команды – команда «Солнышко» и команда «Звёздочка».

Дети входят в зал под маршевую музыку. Команды строятся.

 

Ведущий. В нашем зале осенний стадион.

                  Всех спортсменов-ребят приглашает он.

                  Осень, осень пришла,

                  Любит осенью играть весёлая детвора.

 

Сегодня мы собрались, чтобы убедиться, какими вы выросли крепкими, здоровыми, сильными, ловкими.

Я представляю участников осенних игр:

Команда «Солнышко» и команда «Звёздочка»

 

Приветствие команд.

Команда «Солнышко» приветствует команду «Звёздочка» - «Физкульт-привет!»

Команда «Звёздочка» приветствует команду «Солнышко» - «Физкульт-привет!»

 

Ведущий. Все готовы вы ребятки?

                  И наш день начнём с зарядки!

 

1 реб.        Мы выходим на площадку,

                    Начинается зарядка:

                    Шаг на месте – два вперёд,

                    А потом наоборот.

 

  2 реб.        Зарядка всем полезна,

                    Зарядка всем нужна,

                    От лени и болезней

                    Спасает нас она!

 

Песня-игра «Весёлая зарядка» автор А. Стихарёва

 

Ведущий. Сегодня у нас необычные соревнования, они посвящены всему, что связано с осенью, я это сбор урожая овощей.

 

Ведущий. Внимание, внимание, начинаем наши осенние соревнования!

 

1. И первое задание для разминки: «Чья команда первой построиться?»                    

(Проверим реакцию и организованность ребят.)

 

2. Ведущий. Посмотрим, все ли ребята готовы к сбору урожая

                      Есть у нас одна игра.

                      Вам понравится она.

                      Посмотрим, чья же команда сильнее!

 

   (Перетягивание каната).

 

3. Ведущий.  К сбору урожая все готовы, а теперь поехали на поле.

 Эстафета «Грузовик»

 (Участвуют мальчики, передают руль)

Ведущая.  Посмотрите, дождь осенний
                  К нам в окошко постучал.
                  И девчонок, и мальчишек
                  По домам он разогнал.

Ребёнок.     Дождик за окошком

                   Тук, тук, тук!

                   Мы сидим и слышим

                   Звонких капель стук.

  Что стучишь ты, дождик,

                   Что ты слёзы льёшь?

                   Может, заблудился,

                   И домой дороги не найдёшь?       

 

Песня «Осень наступила» С. Насауленко.

 

4. Ведущий. Дождик закончился пора и урожай собирать.

(перенести в ложке картофель, лук, свеклу из обруча в корзинку)

 

5. Ведущий. Урожай собрали вы, и сейчас надо овощи перевезти на грузовой машине в детский сад. (участвуют капитаны, закручивают на палочку привязанную машину с овощами)

 

6. Ведущий. Урожай перевезли, а теперь его нужно убрать на хранение в погреб.    

     (Эстафета с обручами.

     Играющие строятся перед стартовой чертой. На расстоянии 6-8 м от команд кладутся по одному обручу. По сигналу бегут к обручам, поднимая, пролезают в них, кладут место и бегут к команде, дотрагиваются до следующего встают в конец колонны.)

 

Ведущий. Сбор урожая закончили, можно и потанцевать.

 

Танец под песню «Наступила Осень» С. Насауленко.

 

Подводится итог всей встречи. Преподносятся сувениры.

 

Ребёнок.       Ловкость и силу, и смелость свою

                     Мы показали в спортивном бою.

 

Ребёнок.       Будем в группе мы дружить,

                      Будем спорт всегда любить,

                      Потому что все ребята -

                      Ловкие, умелые.

                      Потому что все ребята -

                      Быстрые и смелые!

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Продолжительность: 2 месяца.

Актуальность:

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

3. Активизировать речь детей.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.

- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов;

- Предварительная работа с родителями.

2. Практический этап.

План реализации проекта.

Содержание деятельности по образовательным областям:

Познавательное развитие.

НОД «Осенняя прогулка»;

НОД «Дарит осень чудеса»;

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;

Экскурсия по территории ДОУ;

Экспериментальная деятельность с осенними листьями;

Д/и Осенняя викторина», «Осенний марафон», «С какого дерева лист», «Запасы зверей», «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко», Чудесный мешочек».

Речевое развитие.

Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;

К. Бальмонт «Осень»;

А. Майков «Осенние листья»;

Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;

Игры-читалки «Золотая осень», «Поздняя осень»;

Д/и «Какой сок?», «Какой лист?», «Две корзинки».

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу»;

Д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;

Беседа «То, что растет живое»,

Беседа «Сколько красок у осени?».

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование (монотопия) «Деревья в лесу»;

Рисование (штампование листьями) «Разноцветный лес»;

Коллективная аппликация «Осенний ковер»;

Д/и «Найди самый красивый листок»;

Рассматривание репродукций картин:

И.С. Остроухов «Золотая осень»,

И.И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

П.М. Гричишкина «Мостик в лесу»,

«Озеро в березках», «Осень в Архызе».

Прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Времена года»,

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

Физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

Дыхательная гимнастика «Ветерок»;

Хороводная игра «К нам осень пришла»;

П/и «Овощи-фрукты», «Вершки-корешки», «Найди пару»;

Эстафета «Соберем осенний букет».

Спортивное развлечение «Осенние игры».

Взаимодействие с родителями.

Папка-передвижка «Осень»;

Выставки книг об осени, растениях «Читаем дома»;

Совместное изготовление лэпбука «Осень»;

Сбор природного материала;

Участие в выставке «Поделки из овощей и природного материала».

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

- выставка «Волшебные листочки»,

- выставка «Поделки из овощей и природного материала»,

- оформление раздевалки с использованием работ детей.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.

Литература: 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Про...

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009
        Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009

Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. Ставрополь 2004.

Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 1. Ставрополь 2010.

Литвинова Р.М. Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 2. Ставрополь 2010.

Приложение

Картотека дидактических и подвижных игр на тему «Осень».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

                                                 Я-чудесный мешочек,

                                                 Всем ребятам я — дружочек.

                                                 Очень хочется мне знать,

                                                 Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

                                                             

Дидактическая игра «Две корзинки».

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
 дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Запасы зверей».

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра «С какого дерева лист? ».

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Какой лист?».

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы – берёзовый лист.

 Дидактическая игра «Хлопай в ладоши».

 Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание.

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают    в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде.

Вот вам морковка
Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам репка     

И   огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты
Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот горошек сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил    наш огород!

По грибы

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали            

Рыжики срывали.            

Лисичка бежала            
Лисички собирала.            

Скакали зайчатки              

Искали опятки.                 

Медведь проходил,            

Мухомор раздавил.          

 

    ***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,  
Персики пушистые,  
Груши золотистые,      
Осень принесла.      
В. Волина

Чудо-огород

Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь
редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И
 картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».


Буду делать я салат…

Буду    делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры  и  редиску.

Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами   я  впрок
Запасаться   не  устану.

Овощная считалка:

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон

***

Стала тыква нас просить:

Жарко! Дайте нам попить! -

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,

- Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

***

Словно в заячьей столовой  

На полянке – пень сосновый,                                                                                                                

На пеньке стоит обед            

И чего там только нет          

И капуста, и картошка,          

Горка свежего горошка.        

И петрушечки немножко.    

А зайчишкам-ребятишкам    

Травка сладкая горой,          

По морковочки одной.        

Ведь морковка с грядки      

Слаще шоколадки!                

         

***

В огороде много гряд        
Есть и
репа, и салат.        

Тут и свёкла, и горох         

А картофель разве плох?  

Наш зелёный огород          

Нас прокормит целый год!

***
Летом огород
 – что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,      

И яблоки, и груши.                

Плоды мы утром соберём    

И всех соседей позовём.      

И солнышку     помашем    

«Спасибо, осень!» скажем.  

У. Рашид

Летний сад.
Как хорош он, летний сад,
Фруктами    всегда  богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.      
Рядом здесь растёт и
слива,
Плодами сочными красива.
Груш  и  яблок  аромат,    
Съесть одно бы каждый рад.

Ваза с фруктами.

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим   мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин


***

В огороде нашем      

Нет редиски краше.  

Как сочна, красна, кругла,    

Не   смотрите, что мала.

Репка тоже   удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

***
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для   братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка    
Вот  и сыта стала кошка.
А   Максим ест огурец.
Наш  мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех  мальчишки угощают.
Витамин  есть заставляют.

А. Максаков

***

Что растет на нашей грядке

Огурцы, горошек сладкий.  

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка – просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).    

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).  

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).                

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!      

Подвижная игра «Овощи — фрукты».

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

                   «Раз, два, три — предмет любой бери!»

Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

                 

Подвижная игра «Вершки и корешки».

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

                    Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

                   

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

 Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.

 Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три – лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару – листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару – листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева…)

Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

«Осенние игры»

Спортивное развлечение.

Цель: доставить радость, положительный эмоциональный отклик от развлечения.

Задачи:

  •  Совершенствовать технику основных движений;
  •  Обеспечивать разностороннее развитие личности;
  •  Создавать положительное эмоциональное настроение;
  •  Воспитывать смелость, ловкость;
  •  Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  •  Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание помогать.

Материалы и оборудование:

Канат, 2 руля, 2 грузовика, овощи, 2 обруча.

Фонограммы: Марш из кинофильма «Весёлые ребята»,

Песня-игра «Весёлая зарядка» автор А. Стихарёва,

Песня «Осень наступила» С. Насауленко.

Танец под песню «Наступила Осень» С. Насауленко.

Участвуют две команды – команда «Солнышко» и команда «Звёздочка».

Дети входят в зал под маршевую музыку. Команды строятся.

Ведущий. В нашем зале осенний стадион.

                  Всех спортсменов-ребят приглашает он.

                  Осень, осень пришла,

                  Любит осенью играть весёлая детвора.

Сегодня мы собрались, чтобы убедиться, какими вы выросли крепкими, здоровыми, сильными, ловкими.

Я представляю участников осенних игр:

Команда «Солнышко» и команда «Звёздочка»

Приветствие команд.

Команда «Солнышко» приветствует команду «Звёздочка» - «Физкульт-привет!»

Команда «Звёздочка» приветствует команду «Солнышко» - «Физкульт-привет!»

Ведущий. Все готовы вы ребятки?

                  И наш день начнём с зарядки!

1 реб.        Мы выходим на площадку,

                    Начинается зарядка:

                    Шаг на месте – два вперёд,

                    А потом наоборот.

  2 реб.        Зарядка всем полезна,

                    Зарядка всем нужна,

                    От лени и болезней

                    Спасает нас она!

Песня-игра «Весёлая зарядка» автор А. Стихарёва

Ведущий. Сегодня у нас необычные соревнования, они посвящены всему, что связано с осенью, я это сбор урожая овощей.

Ведущий. Внимание, внимание, начинаем наши осенние соревнования!

1. И первое задание для разминки: «Чья команда первой построиться?»                     

(Проверим реакцию и организованность ребят.)

2. Ведущий. Посмотрим, все ли ребята готовы к сбору урожая

                      Есть у нас одна игра.

                      Вам понравится она.

                      Посмотрим, чья же команда сильнее!

   (Перетягивание каната).

3. Ведущий.  К сбору урожая все готовы, а теперь поехали на поле.

 Эстафета «Грузовик»

 (Участвуют мальчики, передают руль)

Ведущая.  Посмотрите, дождь осенний
                 К нам в окошко постучал.
                 И девчонок, и мальчишек
                 По домам он разогнал.

Ребёнок.     Дождик за окошком

                Тук, тук, тук!

                Мы сидим и слышим

                Звонких капель стук.

  Что стучишь ты, дождик,

                Что ты слёзы льёшь?

                Может, заблудился,

                И домой дороги не найдёшь?        

Песня «Осень наступила» С. Насауленко.

4. Ведущий. Дождик закончился пора и урожай собирать.

(перенести в ложке картофель, лук, свеклу из обруча в корзинку)

5. Ведущий. Урожай собрали вы, и сейчас надо овощи перевезти на грузовой машине в детский сад. (участвуют капитаны, закручивают на палочку привязанную машину с овощами)

6. Ведущий. Урожай перевезли, а теперь его нужно убрать на хранение в погреб.    

     (Эстафета с обручами.

     Играющие строятся перед стартовой чертой. На расстоянии 6-8 м от команд кладутся по одному обручу. По сигналу бегут к обручам, поднимая, пролезают в них, кладут место и бегут к команде, дотрагиваются до следующего встают в конец колонны.)

Ведущий. Сбор урожая закончили, можно и потанцевать.

Танец под песню «Наступила Осень» С. Насауленко.

Подводится итог всей встречи. Преподносятся сувениры.

Ребёнок.       Ловкость и силу, и смелость свою

                     Мы показали в спортивном бою.

Ребёнок.       Будем в группе мы дружить,

                      Будем спорт всегда любить,

                      Потому что все ребята -

                      Ловкие, умелые.

                      Потому что все ребята -

                      Быстрые и смелые!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «СОБРАЛИ УРОЖАЙ – ГОСТЕЙ СОБИРАЙ»

В сценарии осеннего фольклорного праздника представлен интересный материал по четвованию труженников  Подольского района  Лаговского сельского округа. Материал интересен для музыкальных руко...

Урожай собирай

Сценарий праздника в подготовительной группе...

Конспект логопедического занятия "Собираем урожай"

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью автоматизации звука "Р" в словах....

Праздник урожая в кафе "Осеннее"

Утренник для детей разновозрастной группы малокомплектного детского сада....

Календарно -тематическое планирование. Тематическая неделя "Что нам осень принесла"(урожай, труд по сбору и заготовке урожая, труд людей осенью) старшая группа

Понедельник 3 октября. Тематическая неделя «Что нам осень принесла? » (урожай, труд по сбору и заготовке урожая, труд людей осенью) Цель: обобщить и расширить знания детей об осенних явлен...

Адвент календарь на « говорящей магнитной стене»: «Урожай, урожай витамины собирай!»

Детям сложно осознавать понятие времени. Адвент календари помогают структурировать и заполнять время в ожидании какого-либо праздника. «А сколько нужно поспать, сколько раз позавтракать и т.д ...