Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду.
статья (старшая группа)

Харальцова Марина Анатольевна

Доклад посвящён опыту работы по развитию нравственнно - патриотических чувств с детьми старшего  дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание

детей в детском саду.


Подготовила: Харальцова М.А. - воспитатель

Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. 

В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта:  (в своём городе, в семье, детском саду, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры), «складывается» человек.                                                                                                                    Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.                                         

 Традиции народа открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.                                                                                          Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.                                                                                         Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников педагогу необходимо придерживаться следующих ориентиров:  детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, театрализованная деятельность.                                                                                   Планируя свою работу патриотической направленности, мы используем тематическое планирование, что способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.                                                                                                        Осуществление работы начинаем  с тем:  «Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад», « Моя малая родина», « Моя страна»,  где стараемся поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует, приучать самостоятельно, анализировать увиденное,  делать обобщения,  выводы.                                        Отдельные темы стараемся  приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.                                В  работе с детьми нами используется широкий спектр иллюстраций и фотографий  с видами родного города, картины с изображением родных пейзажей.  Мы стараемся  отобрать материал так, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.                                                                                                                 На занятиях изучаются произведения устного народного творчества, символика родного города и страны,  обогащаются знания о народных орнаментах, способах создания узора, история традиционных элементов («Моя игрушка», « предметы русского быта» и др.)                                                        Во время прогулок мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так нами решаются задачи не только познавательные, но и нравственные.                                                                Знакомство детей  с компонентами народной культуры мы осуществляем средствами народной игры. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Мы проводим игры, такие как «Золотые ворота», «Русская Лапта», « Городок» и  др.. Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств.                                                                                                              В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы также проводим дидактические игры. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном содержание самой игры. Образовательными структурными элементами дидактической игры являются образовательная, воспитательная и развивающая задачи, а также правила и игровые действия. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.                            С детьми проводим дидактические игры, такие как «Наш детский сад», «Путешествие по родному городу», «Флаг России», «Наша страна», «Кому, что нужно для работы?», «У кого какой домик», «Моя семья» и другие. Такие игры и упражнения мы проводим во время утреннего приема, на прогулке, в период свободной деятельности детей, в вечерние часы. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира , систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах.                                                                                              Позиция родителей является основой семейного воспитания. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «Родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.                                                                   При работе с родителями мы  используем информационные стенды, привлекаем к участию в конкурсах, тематических проектах, организуем совместные праздники, что позволяет более эффективно работать в этом направлении.                                                                               Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду...

Нравственно – патриотическое воспитание детей в детском саду

Патриотическое воспитание дошкольников- это не только воспитание любви к родному дому, семье,городу, но и воспитание уважительного отношения к труженнику и результатам его труда, родной земле, защитни...

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, и...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду." + памятка для родителей (по нравственно-патриотическому воспитанию)....

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду...