«Формирование гражданских чувств у дошкольников в процессе знакомства с Великой Отечественной войной»
статья (старшая группа)

Новаева Юлия Сергеевна

«Формирование гражданских чувств у дошкольников в процессе знакомства с Великой Отечественной войной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskoe_vospit_novaeva.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Новаева Ю.С.,

                                            МДОУ «Детский сад № 43

комбинированного вида», г.о. Саранск,

                     воспитатель

«Формирование гражданских чувств у дошкольников в процессе знакомства с Великой Отечественной войной»

    Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование гражданских чувств.

   К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка

  Цель работы в данном направлении: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

 В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

Задачи:

  • расширить знания детей  о событиях военных лет, сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне;
  • расширить  знания о защитниках отечества, о функциях армии;
  • пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи, воспитывать чувство гордости за членов своей семьи;
  • развивать интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;
  • воспитывать уважение к ветеранам и к подвигам героев Великой Отечественной       войны;

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности.

В связи с  этим можно выделить следующие направления работы:

Социально-коммуникативное развитие

    Через какие формы и приемы работы мы реализуем задачи социально – коммуникативного развития? Это: рассматривание слайдов, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, из которых дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Один из результатов работы - использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры «Армия», «Партизаны», «Пограничники». Ребята стремятся подражать героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.

   Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города.
Экскурсии и прогулки к этим памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину.

Художественно-эстетическое  развитие

        Художественно-эстетическое  развитие  реализуется не только  непосредственно на занятиях художественно-эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных  и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства  служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать.

    К праздничным датам организуются выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны.

     Через музыкальную деятельность и прежде всего восприятие, понимание смысла музыкальных произведений.   Дети поют, вслушиваются в слова и представляют то, о чем поется.

   Через слушание песен военных лет у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание к людям, прошедшим и пережившим войну.

   Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «23 февраля – День Защитника Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А.Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы «День Победы» музыка Д.Тухманова. сл. В.Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В.  Лебедева-Кумача, дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата.

    Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

        

Физическое развитие

    Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. Проводятся спортивные соревнования, эстафеты, разные виды ходьбы и упражнения на координацию движений, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют развитию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

Познавательное развитие

    Относятся мероприятия, формирующие представление об армии, о празднике 9 Мая. Это: познавательные занятия; беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны; привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; тематические экскурсии; встречи с ветеранами войны и тыла. Исследование в проектной деятельности.

Речевое развитие

    Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений дети сопереживают персонажам ,волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и  национальностей.

   Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.
   Проводятся ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме «День Победы»; беседы по картинам о войне; составление рассказов об участниках войны; чтение художественных произведений о войне.

     Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    В процессе данной работы дети  учились  отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Для меня было важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому мне помогали такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей,  игровые приемы. Но самое главное, наши дети становятся патриотами своей Родины не на словах, а на деле.

   Несмотря на то, что в процессе работы  приходится столкнуться со значительными трудностями, знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны не только можно, но и нужно начинать в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимая работа Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом регионального компонента»

Данный проект является итоговой работой на курсах повышения квалификации в АСОУ Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом рег...

ОПЫТ РАБОТЫ Формирование гражданских чувств у дошкольников в процессе знакомства с Великой Отечественной войной.

«У страны должны быть герои,и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которыхсегодняшние  поколения могли бывоспитываться и воспитывать своихдетей. Это очень важно!»...

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного в процессе знакомства с Великой Отечественной Войной»

Цель опыта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной...

«Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувст...