ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Слапыгина Наталья Николаевна

Среди самых  интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одну из ведущих мест. Проблема ее диагностики и развития волнует много педагогов и ученых на протяжении многих столетий.  Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Вот почему создание условий, обеспечивающих выявление, адресную поддержку одаренных детей, максимальное развитие их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач на современном уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slapygina.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

Н.Н. Слапыгина

воспитатель

МДОУ « Детский сад №5»

( Ракитянский район, с. Центральное)

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                

        Среди самых  интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одну из ведущих мест. Проблема ее диагностики и развития волнует много педагогов и ученых на протяжении многих столетий.  Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Вот почему создание условий, обеспечивающих выявление, адресную поддержку одаренных детей, максимальное развитие их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач на современном уровне.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, которые проявляют свой талант в любой творческой деятельности за которую они берутся,  бывают, конечно же, и такие воспитанники, у которых проявляется яркий талант, лишь в одной определенной сфере. Выявление одарённых детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей, мы,  в нашем детском саду направляем усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания.

        Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых,  осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека. В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у дошкольников выдающихся способностей. 

Перед нами,  как педагогами, работающим в современном детском саду  и акцентирующими свое внимание на работе с одаренными детьми, возник целый комплекс проблем:

   1) определение направления и степени одаренности ребенка;

   2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности;

   3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка. 

        В настоящее время в нашем детском саду сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений. В своей работе по выявлению одаренности у детей  мною  используются современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие,  создаются  благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.

         Работа по выявлению одарённых детей начинается с дошкольного возраста. С детьми, проявляющими особенные способности в вокале, хореографии, изобразительном искусстве мы занимаемся индивидуально, таким образом,   стараемся развивать одаренные способности детей.
Для развития творческой одаренности дошкольника в области хореографии на  музыкальных занятиях  в структуру, которого входит музыкально- ритмическая деятельность,  применяю следующие инновационные педагогические технологии. 

 • Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей ребенка. Это могут быть: просмотр дошкольников  на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; 

 • Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в дошкольниках чувства толерантности; 
•   Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности; 
Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик. 

 • Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу. 

Кроме указанного выше, в работе с одаренными детьми нами активно используются репетиции, которые  проходят в рамках индивидуально-групповых занятий  во 2 половине дня. 

Посредством  музыкально - ритмической деятельности на музыкальных занятиях   были выявлены  признаки одаренности у  6  из 24 детей нашей группы в области  хореографии, это проявлялось в более высоком уровне выполнения  танцевальной деятельности         детьми. Одаренность в сфере хореографии мы  определили  как совокупность выдающихся качеств ребенка по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях, определенных художественных образов.

         Внимание наших воспитанников, всегда привлекало  танцевальное творчество.  Танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического, гармоничного и физического развития. Это подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. В танце ребёнок проявляет  свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности, где ребёнок сам учится создавать пластические образы.

         Взаимодействия детей в коллективе и в коллективных  выступлениях  перед зрителями  на утренниках в детском саду, на  районных праздничных мероприятиях,  таких как:  «Празднование дня района», «Юсуповские собрания»,  так же положительно влияют на развитие одаренности у дошкольников.  Посредством таких коллективных выступлений у детей прививается   чувство патриотизма и любви к малой Родине, ответственности, дружбы, товарищества,  переживание успеха приносит им  моральное удовлетворение, таким образом, в детском саду  создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка.

        Для того, чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе,   подбираем для занятий необходимый музыкальный репертуар,  который соответствует эстетическому уровню восприятия дошкольников, это могут быть: популярные песни из мультфильмов,  эстрадные песни, которые вызывают желание двигаться в танцевальном ритме. Отсюда можно сделать вывод, что движение под музыку –  это универсальное средство развития личности ребенка.         

        В работе по выявлению  одаренности у дошкольников  нашей группы  создаем необходимые условия, которые обеспечивают эффективность развития  их творческой активности, это:

- возможность овладения детьми  опытом самостоятельной разнообразной для них деятельности, через использование игрового метода в учебном процессе; 
- создание обогащенной, информационной и досугово-развивающей среды; 
- совместная деятельность педагогов, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

        Воспитанники нашей группы  ежегодно принимают активное участие   и занимают призовые места в  конкурсах  и фестивалях на различных уровнях,  таких как: «Мозаика Детства», «Конкурс чтецов», «Дошкольник года, «Зимние волшебники».  На муниципальном конкурсе « Дошкольник года» вниманию зрителей  дошкольники представляли: портфолио воспитанника, визитную карточку,  продемонстрировали   вокальные и танцевальные способности, умение выразительно читать стихотворения. На муниципальный этап регионального фестиваля «Мозаика детства»  в трёх из четырёх номинаций фестиваля ребята заняли призовые мета:

- интеллектуальный конкурс «Умное поколение- интеллект 0+» - 2 место;

- конкурс творческих способностей «На крыльях слова, музыки и танца» - 2 место;

- спартакиада «Быстрее, выше, сильнее» - 2 место.

        Еще одним из  главных направлений, позволяющих развивать одаренность дошкольников,  является   художественно-эстетическое воспитание.  Многие родители и даже педагоги думают, что к художественному творчеству способны  немногие, лишь особо одаренные дети, которых отбирают по специальным  методикам, что другие дети не способны, им это не нужно, и они не могут развиваться в художественно творческом отношении. Это глубоко не правильно, так как  развитие художественной одаренности,   норма для каждого нормального развивающегося человека. Это необходимо для всех детей, это психологически необходимо для развития здорового нормального человека. Именно художественно-эстетическое воспитание через формирование нравственных представлений призвано решать задачу развития творческого отношения к окружающей действительности, что составляет основу для появления предпосылок одаренности.

        Самые лучшие работы одаренных детей нашей группы по художественно-эстетическому направлению         занимают призовые места в различных конкурсах:

- на муниципальном этапе международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» - 1 место;

- на муниципальном этапе областного конкурса фестиваля «Радость души моей» - 1место;

- на муниципальном этапе «Святые заступники Руси» - 2 место;  

- на муниципальном этапе регионального конкурса детского рисунка «Мир науки глазами детей»- 1 место.

             Первые нравственные представления и понятия наиболее успешно формируются у детей под воздействием произведений искусства. Художественно-эстетическое воспитание детей обеспечиваем с помощью разнообразных методов: побуждение к сопереживанию; убеждение при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. Выявление и развитие детской одаренности  дошкольников нашей группы в художественно-эстетическом направлении  происходит в различных формах организации: в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, конкурсах и т.д. Совместные действия  с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для развития одаренности.

        Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Пронизывает все сферы детской жизни  познавательно-исследовательская, в том числе и игровая деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.  В ходе  наблюдений было выявлено, что у одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет ребенку  погрузиться в творческий процесс обучения,  и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям  компетентностно-ориентированного обучения. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

         Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

        Одаренные дети   принимают ежегодное  участие в муниципальном  этапе всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», цель которого   - выявление и поддержка одаренных детей дошкольного возраста в разных видах творческой деятельности, приобретения детьми опыта публичного выступления и презентации творческого продукта. В 2018 году  ребята достойно представили свою исследовательскую работу «Лук от семи недуг?»  в форме публичной защиты с презентацией. По итогам итогового тура   дошкольники стали призерами муниципального конкурса и заняли 1 место.

        Подводя итоги к вышесказанному, делаем вывод, что  в нашем  детском саду  разработана система работы по выявлению и поддержки одарённых детей, через разные виды творческой деятельности такие как: хореографическое искусство, художественная  деятельность и познавательно- исследовательская.  Для  выявления и поддержки творчески одарённых дошкольников   в детском саду организуются   мероприятия, фестивали, конкурсы, выставки, проводится анализ особых успехов и достижений талантливых и одарённых детей. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Работа над выявлением творчески одаренных детей в детском саду  актуальна и не вызывает сомнений. Опыт нашей работы  может быть полезен для студентов, педагогов дошкольных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...

Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через разные виды творческой деятельности

laquo;Творческий ребенок , творческая личность- это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности» ...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов".

В данной статье рассказывается родителям как можно с помощью разных видов рассказывания способствовать развитию связной речи у детей....

«Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности»

Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме: «Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возрас...