«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»
план-конспект занятия (младшая группа)

Белоусова Анастасия Андреевна

Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальная работа учителя – дефектолога.

Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»

Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.

В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.

Опыт работы убеждает, что именно развитие осязания является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов.

Задачи следующие:

Обучающие:

Учить ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает опыт рефлексии. Учится понимать себя и других.

Развивающие:

Развивать осязательные способности и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать эмоционально – отзывчивое отношение детей к играм по развитию мелкой моторики.

Для того чтобы достичь успеха в овладении детьми комплексов дидактических игр и упражнений, необходимо, чтобы дети с нарушением зрения сначала научились свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук. Для этого провожу игры с пальчиками. Подбираю упражнения разнообразные, эмоционально-приятные, неутомительные и динамичные. Дети учатся точно выполнять произвольные движения по моей команде.

Перед выполнениями заданий, выполняем зрительную гимнастику. В процессе работы не забываем про динамическую паузу.

        Подготовка к работе пальцев рук:

Упражнение Черепаха:

Черепаха, черепаха (положить кулачки на стол),

В панцире живет (можно тихонько постукивать ими),

Высунет головку (поднять указательные пальцы),

Обратно уберет (убрать обратно).

«Червячки шевелятся»:

Локти лежат на столе в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук. В этом упражнении пальцы слегка приподнимаются от поверхности стола и быстро опускаются.

«Дождик идет»:

Руки лежат свободно на столе, кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Подушечки пальцев или коготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.

         «Деревья шумят листочками»:

Руки подняты вверх, пальцы расслаблены. Производятся легкие повороты кистей рук и одновременное покачивание ими то влево, то вправо.

«Брызги воды» Кисти расслаблены, пальцы растопырены; Изображается движение стряхивания с рук воды.

(После упражнений для рук, проводим зрительную гимнастику, и после приступаем к играм с дидактическим материалом).

Гимнастика для глаз: (с помощью предмета на палочке)

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Задания для развития мелкой моторики:

Упражнение: «Круглые бусины из чуда мешочка» (материал: цветные тела «Дары Фребеля»: куб и шар, цилиндр). Задание: собрать бусы из круглых цветных тел. Достать из мешочка обьемную фигуру, назвать ее, форму, цвет. Спросить подходит ли такое объёмное тело для бус. Те тела, что не подходят убирать в коробку (откладываем в сторону). (После выполнения задания, поспросить ребенка рассказать, что он делал и какие тела - бусины использовал и какого цвета).

Упражнение: «Дом высокий, широкий, низкий» (материал: цветные тела «Дары Фребеля»: куб и треугольники) Построить дома по схеме, назвать где низкий, широкий, высокий. Назвать с какой стороны высокий дом (справа), низкий (слева), широкий (по середине или между высоким и низким).

Физминутка: «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде» (под музыку Железновой.

Упражнение: «Солнышко». Отгадать загадку. Показать картинку солнца без лучиков. Спросить, чего же не хватает у солнца? (лучиков). Предложить сделать лучики с помощью прищепок. Предоставить прищепки разного цвета. Спросить какого цвета прищепки для лучиков, ребенок будет использовать.

Итог: Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"

В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической  работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...

Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с  инвалидностью, с ограниченными в...

Развитие мелкой моторики и осязания у детей раннего возраста с нарушением зрения.

В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением зрения. Раскрывается понятие мелкая моторика, а также важность развития мелкой моторики у детей раннего воз...

ПРОЕКТ Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке...