Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС
материал

Кляузова Татьяна Александровна

Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.А. Кляузова старший воспитатель Муниципального

 дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад комбинированного вида

                                                                                                             №11 «Яблонька», г.Канск 

Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

        Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. 

В настоящее время проблема организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями является актуальной в педагогическом процессе и играет важную роль в развитии ребенка. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы для повышения знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, гармонизации детско-родительских отношений с целью привлечения внимания родителей к ребенку.

        В своей работе по взаимодействию с родителями мы увидели, что традиционные формы работы на сегодняшний день не являются эффективными. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ? Какие методы, формы работы необходимо использовать в работе с родителями, чтобы они стали активными участниками воспитательного процесса их детей? Ответы на эти вопросы мы стараемся искать ежедневно, так как именно в семье закладываются основы воспитания и от нее зависит, каким вырастет ребенок, и какие черты характера сформируют его личность.  Поэтому прежде чем делать родителей активными субъектами воспитательного процесса, необходимо выстроить с ними доверительные отношения, для того чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд, являются  Семейные клубы. Данная форма интересна тем, что учитывает актуальные потребности семей и способствует формированию активной жизненной позиции участников процесса, способствует передаче опыта в воспитании детей. Такая форма позволяет каждому из участников высказать своё мнение и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями, для этого в группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам.

Очень интересная форма «Детский совет»,  позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей. На «Детском совете» дети, родители и педагоги дошкольной организации, совместно выбирают тему проекта, планируют образовательную деятельность в центрах активности. С большой отдачей и интересно прошли проекты «Хлеб всему голова», «Зимние забавы», «Наши четвероногие друзья», «Мама, мамочка, мамуля», «Я здоровье сберегу, я здоровым быть хочу».

В наглядно-информационном направлении мы используем совместное оформление стендов, выставок и газет.  Эта форма работы позволяет родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а нам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Все чаще педагоги приглашают родителей воспитанников. Такая  форма сотрудничества с родителями, как «Гость группы», способствует сближению детей, родителей и воспитателей. Здесь родители - не пассивные зрители, а активные участники. Родители проводят весёлую утреннюю гимнастику, проводят опыты с детьми, рассказывают о своей профессии. Эти встречи имеют не только познавательное и развивающее значение, но и являются своеобразным психотерапевтическим средством. Просто надо увидеть глаза ребёнка в тот момент, когда его близкие становятся героями сегодняшнего дня в детском саду. 

Еще одна хорошая форма работы с родителями -  Тематические акции, ставшие уже традицией в нашем учреждении на различные темы: «Куклы из бабушкиного сундука» (пошив тряпичной народной куклы), «Поможем братьям нашим меньшим» (сбор корма для бездомных животных), «Внимание – дети!» (изготовление листовок), «Мы за чистый город» и др. Акции  способствуют укреплению сотрудничества детского сада и семьи в решении актуальных вопросов социально-нравственного и патриотического, эстетического воспитания.

Время сейчас информационное, и без информационных технологий нам ни куда. Созданы сайты у каждого дошкольного учреждения, вот только родителей туда не заманишь. Мы нашли одну из информационных и сравнительно новых форм сотрудничества детского сада, вернее сказать, самой группы детского сада с семьей – создание группы в Viber,  WhatsApp, в социальных сетях.

Все события и мероприятия, которые проходят в группах учреждения отражается в новостной ленте. Здесь представлены фотоматериалы, видеоматериалы, консультации, поздравления, объявления, конкурсы, опросы для родителей наших воспитанников. На странице родителям есть возможность оставить свои отзывы о работе дошкольного учреждения. В группах происходит виртуальное общение родителей с другими родителями, с воспитателями детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания. А воспитатель рассказывает о непосредственной жизни детского коллектива в реальном времени, добавляя фото и видео. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка и учитываем его особенности.

Родительская конференция –это форма работы для нас новая. Конференция подобного рода прошла в нашем городе впервые. На конференции присутствовало около 60 человек – это родители пяти садов центральной части  города.  Целью задуманного мероприятия: эффективное взаимодействие родителей и дошкольного учреждения в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей.

        Активными участниками конференций выступали сами родители. Они готовили анализ проблемы с позиции собственного опыта. Были продемонстрированы примеры успешного воспитания, презентация семейного опыта по ЗОЖ.   Ценность конференции  заключалась еще и в том, что в ней участвовали  не только родители и педагоги, но и общественность (представители здравоохранения, спорта, образования). На конференции работало на 4 площадки:

  1. Соматическое здоровье.
  2. Физическое здоровье;
  3. Психическое здоровье;
  4. Здоровое питание.

        Родители смогли получить отношение экспертов, других родителей к их методам, формам воспитания ЗОЖ, рекомендации. Все были заинтересованы, не осталось не замеченным ни одно выступление. На секциях «случилась» дискуссия, а это  одна из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии становилась неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражал свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Конференция прошла в атмосфере заинтересованности сторон. Все участники при подведении итогов отметили хорошую организацию и содержательную наполненность мероприятия.

        Кроме того, активное участие родителей в подготовке к праздникам, совместная работа по изготовлению поделок, созданию предметно-развивающей среды, совместные экскурсии, субботники также вовлекают родителей в воспитательный процесс детей. Это дает родителям возможность увидеть полный образ своего ребенка и правильно его воспринять посредством информации, которую невозможно получить в семье и которая оказывается неожиданной и интересной для них.

        Таким образом, наш опыт работы по тесному взаимодействию с семьями воспитанников показал, что использование интерактивных форм работы помогает сделать родителей активными участниками воспитательного процесса, проявляющими искренний интерес к проблемам своих детей и поиску их решений. Также через доверительные отношения, взаимоуважение и взаимоподдержку родители чувствуют себя компетентными в воспитании детей. А это, на наш взгляд, является важным условием для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружающему миру, а первый социальный их опыт будет успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС

В этой презентации я раскрыла направления и формы взаимодействия ДОУ и с семьёй в рамках ФГОС...

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию....

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС

В данной презентации я показала, какие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей существуют в нашем детском саду на примере одной единственной группы "Лучики", основным воспитателем которой я ...

"Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС"

В даннм материале воспитателю удобно рассказать о своей работе, а родителям в доступной форме понять цель работы ДОУ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОСКонсультация ля воспитателей...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС

   Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требуетвзаимодействие всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослыенепосредственно причастны к созданию бл...