Консультация на тему: Факторы, влияющие на возникновение психологических последствий инвалидности.
консультация (подготовительная группа)

Игнатова Ольга Ивановна

1. Психологические проблемы инвалидности.

2.Факторы, определяющие болезненно спецефические переживания инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktor.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ .                                                          «Школа 2001».                                                                  

Консультация на тему:    

Факторы, влияющие на                 возникновение психологических последствий инвалидности.

Современные проблемы реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

                                                  Выполнила: воспитатель

                                                               Игнатова Ольга.

                                            2019 .г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.1. Психологические проблемы инвалидов…………………………………….4

1.2. Факторы, определяющие болезненно-специфические переживания инвалидов…………………………………………………………..4

1.3.Специфические изменения психики инвалидов…………………………….5

Заключение………………………………………………………………………...7

Список использованной литературы……………………………………………..8



Введение

В современном мире достаточно актуальна теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Изучение психологических последствий инвалидности являются главным звеном в анализе личностной проблематики инвалида. Это важно, так как при каждой инвалидизации, кроме обычных клинических проявлений, болезнь сопровождается большими или меньшими изменениями психики больного.

Инвалидность – это отличительная особенность развития и состояния личности, которая часто сопровождаетсяразличными ограничениями жизнедеятельности во всевозможных её сферах.

В настоящее время велика вероятность развития психологических последствий у инвалидов, так как:

  • низкая удовлетворенность жизнью;
  • множество инвалидов имеют низкую самооценку;
  • эмоциональная сфера инвалидов представляет собой тревожность и неуверенность в будущем, пессимизм.
  • значимой проблемой для инвалидов является проблема взаимоотношений с людьми.У многих инвалидов не хватает социальных навыков для общения с окружающим миром. Они не имеют возможности уловить все нюансы взаимоотношений, воспринимают индивидов несколько в общих чертах, оценивают лишь нравственные и моральные качества-доброту, отзывчивость и др.

1.1. Психологические проблемы инвалидов.

Психологические последствия инвалидности начинаются уже с раннего детства при столкновении с оцениванием их внешнего вида другими людьми. Довольно-таки часто здоровые дети оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии, оскорбляя и унижая их. Через некоторое время у детей-инвалидов начинает формироваться замкнутость, избегание большого скопления людей, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия, характеризующаяся сниженным фоном настроения, негативным оцениванием себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованностью, пассивностью и заниженной самооценкой. У инвалидов при отсутствии благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению суицидальных мыслей. В скором времени у инвалидов формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети-инвалиды начинают понимать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению со здоровыми детьми снижен. Именно поэтому у них происходит сужение жизненного пространства, они становятся социально пассивны. 

Наиболее тяжело переживают психологических последствия инвалиды, которые внезапно потеряли слух, зрение. Они воспринимают данное событие, как конец оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов.

1.2. Факторы, определяющие болезненно-специфические переживания инвалидов.

Подавляющее большинство инвалидов имеют нарушения практически на всех уровнях функционирования психики:

– эмоционально-волевой регуляции;

– индивидуально-психологическом;

– социально-психологическом;

– на высшем личностном уровне ценностных ориентации, ведущих мотивов и установок.

Психологические нарушения инвалидов обусловлены двумя основными факторами:

1. Сама болезнь, которая ведет к физическим страданиям, страху перед будущим;

2. Собственно инвалидность.

Если человек получает группу инвалидности это автоматически меняет социальный статус человека. Негативное восприятие изменения своего положения приводят к неизбежным психологическим нарушениям. Важно, что психологические нарушения начинают препятствовать установлению хороших отношений с обществом, мешают работоспособности, сказываются на общем мировосприятии и еще больше углубляют социальную изоляцию инвалида.

1.3. Специфические изменения психики инвалидов.

Практически у каждого инвалида мы наблюдаем ухудшение качества жизни человека, затруднение процесса лечения и реабилитации, а также дополнительные психологические последствия инвалидности, провоцирующие нарушение психического здоровья или прогрессирование уже существующих психических отклонений.

У большинства инвалидов формируются следующие специфические изменения психики:

1. Нет интереса к жизни и потребности заниматься общественной деятельностью.

2. Отрицательное отношение к обществу и желанию объединяться с людьми, которые имеют идентичные заболевания.

3. Неудовлетворительная оценка собственной жизни. Понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” для инвалида зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению. Поэтому чем ниже материальный уровень инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на жизнь.

4. Низкая оценка собственного здоровья.

5. Неудовлетворительное самовосприятие. Самовосприятие включает самооценку следующих состояний: ощущения собственного счастья, активности, общительности, настроения.

Таким образом, можно с большой уверенностью сказать, что существует довольно большой перечень психологических последствий инвалидности. Данные болезни, без сомнений «оставляют свой след» на поведении взрослого инвалида и ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути человека-инвалида и его семьи к нормальной жизни, к их интеграции в общество.


Заключение

Человек, имеющий инвалидность, кроме проблем, которые аналогичны нуждам всех окружающих людей, имеет ещё свои особенные потребности и желания.

К особым потребностям инвалидов относят: восстановление (компенсация) нарушенных возможностей к различным видам деятельности; в переживании; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и другой сферы; возможности получать новые знания; трудоустройстве; социально-психологической адаптации и др.

Именно поэтому инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У большой части инвалидов достаточно низкий уровень материального дохода, маленькая возможность получения образования и социальной помощи. Многие из них не имеют своих семей, они одиноки. У большинства наблюдается полное отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

Таким образом, в результате всех этих факторов у инвалидавозникают различные психологические проблемы, которые связаны с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Нарушения в эмоционально-волевой сфере проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безынициативности).


Список использованной литературы:

  1. Абрамова Т. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учеб. пособие. – М.: ЛПА «Кафедра-М», 2004. – 285с.
  2. Калинычева Т. Инвалиды в зеркале общественного сознания //Вестник благотворительности. — 1995. №2. — С. 6-7.
  3. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психологические особенности самореализации личности с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание. Новосибирск: НГПУ.-2010. - №5. - С. 272-280.
  4. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания: 2-е изд.– М.,2007. – 122с.
  5. Морозова, Е.В. Субъективное отношение к инвалидности у пациентов в процессе прохождения медико-социальной экспертизы [Текст] / В.В.Козлов, Е.В. Морозова, Н.Б. Шабалина // Седьмая волна: сборник научных статей. Вып. 3. - Ярославль-Минск: МАПН, 2007. - С. 143-153.
  6. Морозова Е.В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания (на примере хронической эндокринной патологии и онкологических заболеваний): Автореф... дис. канд. психол. наук. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 26 с.
  7. Орлова М.М. Адаптационные стратегии в условиях тяжелого, инвалидизирующего заболевания как субъективная составляющая ситуации болезни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - № 4 том 13. - С. 64-69
  8. Соловьева Н.А. Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. 47 с.
  9. Шинина Т.В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». -2011. - № 1. - С. 145-150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей по теме "Факторы влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста"

В презентации даётся определение ОДА, рассматриваются его функции. Далее речь идёт о трёх основных факторах, влияющих на формирование ОДА у дошкольников: рациональном питании, двигательной активности ...

Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений

Консультация для родителей, дети которых посещают логопедическую группу...

Факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения дошкольников.

В данном материале рассматриваются фокторы, явления, причины которые влияют на  возникновение девиантного (оклоняющегося от нормы) поведения дошкольников. Этот материал может быть интересен и поу...

Конспект занятия на тему: Факторы влияющие на социализацию дошкольника.

Факторы влияющие на социализацию дошкольника....

Консультация для родителей "Факторы влияющие на физическое развитие ребенка"

Данный консультационный материал раскрывает подробно какие факторы  являются важным аспектом,влияющие на физичекое развитие детей, которым необходимо уделять акцентированное внимание родителям с ...

Консультация для воспитателей "Факторы, влияющие на развитие детской одаренности"

В консультации представлены факторы, влияющие на развитие детской одаренности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему «Факторы, влияющие на здоровье ребенка»

Выявить факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и его воспитанием....