«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
опыты и эксперименты по математике (старшая группа)

Малахова Ольга Анатольевна

целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                  «Детский сад № 1 «Золотой ключик»

Обобщённый педагогический опыт

воспитателя старшей разновозрастной группы «Почемучки»

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного  учреждения                      «Детский сад № 1 «Золотой ключик»

Малаховой Ольги Анатольевны

Тема опыта: «Развитие и  формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Идея опыта: целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников.

                                             Мордово – 2019 г.

Сведения о педагоге.

В 1996 году окончила Тамбовский педагогический колледж №1 имени К. Д, музыкальное отделение.

В 2013 году окончила ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально – педагогический институт С.В. Рахманинова.

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой ключик».

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 24 года.

Стаж в занимаемой должности: 14 лет.

Квалификация: первая.

Награды: Почётная грамота управления образования и науки Тамбовской области.

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

                                                            Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

      Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником познания для дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт.

Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математике посвящена учебная дисциплина «формирование элементарных математических представлений у дошкольников». Полноценное математическое развитие обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в процессе которой воспитатель последовательно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

Процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены, также и в формировании элементарных математических представлений применение игровых методов и приемов делает процесс обучения более эффективным.

Использование в практике работы на занятиях в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

 Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы педагогических условий для развития математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Теоретическая база опыта.

Изучив специальную литературу по проблеме, я искала ответ на вопрос: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала?  Разные  авторы  высказывают  свою  позицию  о  понятии  сущности творчества и творческих способностей, но все сходятся в одном – необходимости их развития.

Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим.

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского говорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т.д. Ушинский говорил, что надо просто "приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и дробить... "

В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М. Монтессори. Суть её в том, что когда трёхлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трёх. Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. "...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка ..." Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски один за другим по их длине, им предлагают считать красные и синие отметки. Теперь к упражнениям чувств для распознавания более длинных и более коротких брусков присоединяются упражнения в счёте. Так происходило обучение математическим представлениям в "Доме ребёнка" М.Монтессори.  

Известный психолог Прейнер в одном из своих исследований говорит, что "имея перед глазами группу предметов в числе трёх, мы можем непосредственно узнать это число, не производя счёта, и называет такой процесс условным выражением " бессознательный счёт".

Л.В.Глаголева использовала разные методы при обучении сравнению величин предметов, а именно - лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядный методы и игру, как метод обучения сравнению величин.

М. Морозова и Е.Тихеева в книге "Счёт в жизни маленьких детей" описывают примерную программу для детей от 2 до 8 лет: "Объёмы числовых представлений нормальных детей":

2 года - распознавание понятий: один - много, большой - маленький.

3 года - счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию форм: шар и куб.

4 года - счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий - высокий, широкий - узкий, длинный - короткий, толстый -тонкий, тяжёлый -лёгкий.

5 лет - счёт до пяти, употребление названий: глубокий - мелкий, высокий - низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.

6 лет - счёт до десяти и двадцати, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.

Ф.Н.Блехер предложила общие пути работы по формированию математических представлений. Она выделила два основных пути в работе с детьми.

Актуальность:

        Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

        Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

           Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

            Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

          Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Новизна опыта:

        Новизна опыта состоит в  работе в  соответствии с  требованиями ФГОС. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в  дошкольном возрасте. И самый эффективный метод - использование игровых приёмов и дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности дошкольников.

Вся работа ведется в соответствии с ООП учреждения, разработанной с учётом программы "От рождения до школы"  под ред.  Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А Васильевой и  парциальной программы:

-«Я считаю 5, 10, 20»,  Е. В.Колесниковой.

Кроме того, применяю в своей работе пальчиковые игры и математические диктанты.

Для этого были созданы:

• перспективное планирование занятий и развлечений;

• цикл консультаций с родителями;

• праздники, досуги, развлечения;

• составление перечня дидактических игр для формирования

элементарных математических представлений.

При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. Формировать самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? » - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был средний 3,9%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

1. В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты,

кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

2. Затем мною была разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:

  • развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
  • закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
  • обучение решению арифметических задач, действий над числами;
  • развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
  • развитие логического мышления;
  • формирование основных логических операций.

Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

  • системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
  • системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
  1. Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в 3-х направлениях:

• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

• «Как научить детей играть в математические игры»;

• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

На своих занятиях я решила, как можно больше включать игровой занимательный материал по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

2. Работа с родителями.

В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

Темы консультаций:

• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

• «Учим детей логически мыслить»

Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах.

3. Работа с детьми проводилась по этапам:

На 1-м этапе я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала не только занимательный материал, сделанный мною, но и игры, изготовленные нашей промышленностью, а также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д. На 2-м этапе мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных  движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.

Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Во  время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей  рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям, было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие

проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.

Результативность опыта

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером. Родителям я рекомендовала, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте, с родителями и детьми мы добились хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. Участвую во Всероссийской олимпиаде «Юный математик» образовательного центра «Аврора». По результатам  воспитанники являются победителями олимпиады.  По результатам мониторинга   уровень усвоения детьми ООП  по ФЭМ   (образовательная область «Познание») увеличился.

Мониторинг эффективности   формирования  у детей старшего дошкольного возраста элементарных  математических способностей.

Вывод: из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в

повседневной жизни.

Приложения:

  1. Приложение  №1 – Конспект НОД  в старшей группе «Волшебный сундучок»
  2. Приложение №2 - Конспект НОД  в средней группе «Сказочный лес»
  3. Приложение №3 – Конспект НОД в старшей группе

 «Встреча с героями сказки «Теремок»

  1. Приложение №4 – Конспект НОД в  старшей группе «Путешествие во времени»
  2. Приложение №5 – Конспект НОД в средней группе «Подарок от фокусника»
  3. Приложение  №6   Информационный материал для родителей.

Тема: «Математическая игротека» в группах старшего возраста.

  1. Приложение №7 Задачи-загадки с использованием чисел, цифр.
  2. Приложение №8 Родительское собрание: «Путешествие по математическим планетам».
  3. Приложение  №9 – Организация и содержание уголков занимательной математики.
  4. Приложение №10 – Перечень дидактических игр по ФЭМП.

Приложение № 1

К О Н С П Е К Т

НОД по формированию элементарных математических представлений

«Волшебный сундучок»

Тема: «Волшебный сундучок»

Программное содержание:    

  1. Закрепить счет в пределах 10 и цифры от 1 до 10.
  2. Продолжать учить делить геометрические фигуры на 2 и 4 части, сравнивать часть и целое.
  3. Закрепить название дней недели и их последовательность.

   4.  Развивать у детей смекалку, внимание, сообразительность

   5.Индивидуальная работа …

Предварительная работа:

      Дети научились считать до 10. Познакомились с цифрами от 1 до 10, делили круг и прямоугольник на 2 и 4 части,  познакомились с днями недели, календарём.

Материал к занятию:

  Демонстрационный: игрушка Карлсон, сундучок, мяч.  

  Раздаточный материал: квадраты, ножницы, карточки с геометрическими фигурами, цветные карандаши, тетради, ручки.

     Ход НОД:

I часть. Ребята, посмотрите, кто это к нам опять прилетел и принёс свой волшебный сундучок. Правильно это Карлсон. Он опять приготовил нам интересные задания, давайте посмотрим какие. Вот тут у Карлсона лежат разноцветные квадраты, нам с вами нужно разделить их на 2 части, как просит Карлсон. Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы ровно поделить квадрат на 2 части? (Сложить пополам, разрезать по линии сгиба). Правильно, давайте попробуем это сделать. Сколько частей у нас получилось? (2 части). Как называется каждая из этих частей? (Половинка). Что больше, целый квадрат или половинка? (Целый квадрат). Сколько половинок в квадрате? (Две). Ребята, а теперь Карлсон просит, чтобы вы разделили квадрат на 4 части (дети рассказывают и выполняют задание, как и при делении на 2 части). Ребята, скажите, а что больше квадрат или четвертинка, сколько четвертинок в половинке? Молодцы, правильно отвечали на вопросы Карлсона. Теперь Карлсон хочет, чтобы вы пересчитали предметы вот на этих карточках и написали в каждой четвертине их количество (даю карточки с предметами 5, 7, 8, 10 предметов, дети считают, определяют количество и на четвертинках цифрами записывают его). Молодцы ребята, справились ещё с одним заданием Карлсона.

II часть.  А теперь давайте немного отдохнём, поиграем в игру «Живая неделя». (Игра проводится на  ковре, на закрепление дней недели и их последовательности).

III часть. Давайте, заглянем в сундучок к Карлосону и посмотрим, что ещё приготовил нам Карлсон. (Достаю карточки, на которых с левой стороны нарисовано 4 фигуры, в которых стоят точки, а с правой стороны написаны цифры и отмечены цвета). Задание: закрасить фигуры, а чтобы узнать каким цветом закрасить, надо пересчитать сколько, точек нарисовано в фигуре, найти цифру, обозначающую это количество и цветом, что нарисован около неё закрасить фигуру, также выполнить и задание с другими фигурами. (Дети выполняют задание, рассказывают, как выполнили задание: каким цветом закрасили ту или иную фигуру и почему).

IV часть. Работа в тетради. (Дети выполняют очередное задание: графическое письмо).

Приложение №2

КОНСПЕКТ

НОД по формированию элементарных математических представлений

«Сказочный лес»

для детей 4-5 лет

Тема: «Сказочный лес»

      Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей считать до 5, закрепить цифры от 1 до5.
  2. Закрепить умение на глаз сравнивать ширину и длину предметов.
  3. Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  4. Развивать у детей память, внимание, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
  5. Индивид, работа с детьми.

Предварительная  работа:

     Научились с детьми сравнивать предметы по ширине, длине, считать до 5 и познакомились с цифрами от 1 до 5, познакомились с геометрическими фигурами, играли в игры с ними.

    Организация работы:

    По подгруппам, в группе.

     Материал к занятию:

Демонстрационный материал:  атрибуты  леса, дорожки, разные по ширине и длине, домик, зверюшки, божьи коровки, домики с цифрами, конверт.

Раздаточный материал: божьи коровки.

     Ход работы:

I часть. Ребята, посмотрите, что это за конверт у нас на столе? Давайте прочтём, что в нём написано. Достаю из конверта письмо  и читаю:

              Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в наш сказочный лес. В         нашем лесу много тропинок и можно заблудиться, запомните, чтобы найти наш домик, нужно идти по самой длинной и самой широкой дорожке.                                                                                

     Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным зверюшкам? Тогда, в путь! А вот и лесная полянка. Посмотрите сколько здесь дорожек: длинные  и короткие, широкие и узкие. Вспомните, по какой дорожке нам нужно идти к домику зверюшек? Правильно, по самой длинной и самой широкой дорожке. (Дети сравнивают дорожки по длине и ширине, находят нужную им дорожку и по ней идут к домику.)

     II часть. Подходим к домику зверюшек (на доске домик с балконами разной формы: квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной, овальной формы, на каждом балконе «сидит» зверюшка).

     Посмотрите, ребята, сколько зверюшек живет в этом домике и у каждого из них есть свой балкон и каждый балкон похож на одну из геометрических фигур, которые мы знаем. Давайте посмотрим и назовем, на какую геометрическую фигуру похож домик у мышки, у лягушки и т.д. (дети определяют и называют – балкон у мышки треугольной формы, балкон у лягушки круглой формы, добиваюсь, чтобы дети отвечали полными предложениями). Молодцы, ребята, правильно называли форму всех балконов. Зверюшки очень рады, что пришли к ним, что мы правильно нашли именно ту дорожку, которую нужно, а это значит, что вы умеете находить и различать дорожки по длине и ширине. Давайте теперь посмотрим к кому бы мы с вами попали, если бы пошли по другим дорожкам (открываю домик Бабы-Яги, Кощея Бессмертного).

     III часть. Ребята, зверюшки приглашают нас на лесную полянку погулять, набрать подснежников. А вот и подружки – божьи коровки собрались на солнышке погреться, ведь наступила весна, солнышко припекает, появились первые проталинки. Но вдруг солнышко спряталось за тучку, стало холодно, божьи коровки замерзли, их надо всех спрятать в их домики. А чтобы найти домик каждой божьей коровки, нужно посчитать точки на их спинке, количество точек обозначает номер их домика, обозначенного цифрой (дети выполняют задание, божьи коровки благодарят их и дарят на память каждому ребенку свой портрет). Ребята, божьи коровки спрятались, зверюшки спрятались, и нам пора с вами возвращаться в детский сад. Ребята, вам понравилось в сказочном лесу? К кому ходили в гости?  Кого встретили на лесной полянке?

Приложение № 3

К О Н С П Е К Т

НОД по формированию элементарных математических представлений

«Встреча с героями сказки «Теремок»

     Тема:      Встреча с героями сказки «Теремок»

Программное содержание:

  1. Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10, цифры от 1 до 10, умение видеть равенство и неравенство предметов, правильно пользоваться знаками «больше»,  «меньше», «равно».
  2. Продолжать учить детей находить предыдущие и последующие числа.
  3. Закрепить название частей суток и их символы.
  4. Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, умение находить правильное решение, ориентироваться в определенной обстановке.

Предварительная  работа: познакомились с количественным и порядковым счетом до 10; познакомились со знаками «больше», «меньше», «равно», научились пользоваться ими; дети узнали как находить последующие и предыдущие числа названного числа; познакомила детей с символами частей суток.

Демонстрационный материал: конверт, карточки со стихами, макет «теремка», плоские и объемные игрушки героев сказки, таблица с божьими коровками, стихи о частях суток, символы, таблицы с предметами, знаки «больше», «меньше», «равно», таблицы с изображением зверей, лавочка, сказочные атрибуты.

Ход НОД:

     Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло вот такое красивое письмо. Герои нашей любимой сказки, приглашают нас к себе в гости. А, герои какой сказки вы сейчас сами отгадаете, слушайте внимательно:

                           Раз, два, три, четыре, пять,

                           Вышел месяц погулять,

                           Шесть, семь, восемь, девять, десять,

                           В небе звездочки повесить,

                           Чтобы видеть каждый мог

                           На поляне теремок.

                           Мышка по полю бежала,

                           Мышка домик увидала,

                           «Приглашу я в дом друзей,

                           Будет в доме веселей».

                           И теперь все вместе тут

                           Звери разные живут.

     Ребята, вы правильно отгадали -  это герои сказки «Теремок» пригласили нас к себе в гости. Ребята, посмотрите, а в теремке то никого нет, зверюшки все спрятались от нас. Но они положили в конверт свои портреты и написали на них, где находится их окошко, звери хотят, чтобы мы нашли их и поставили их портрет на окошко. Читаю стихотворение:

    Выше всех живет наш Петя

    Он нас будит на рассвете.

    Ходит он по чердаку

    И кричит ку-ка-ре-ку!

            Слева Мышка наверху

            Из наперстка ест уху,

            Справа добрая Лягушка,

            Разливает чай по кружкам.

                 Под Лягушкою внизу,

                 Белка плещется в тазу,

                 В центре домика Лисица,

                 Фартук шьет себе из ситца.

                          Между ними в серединке

                          Зайка слушает пластинки.

                          А под Мышкиным окошком

                          Еж плетет себе лукошко.

                                   Ниже Белки на этаж

                                   Сделал Волк себе гараж,

                                   А в углу Козы квартира

                                   Постучите – даст вам сыра.

                                               Возле волка, рядом с входом,

                                               Угощает Мишка медом,

                                               Заселился домик наш

                                               У кого какой этаж?

Молодцы, ребята, всех зверюшек расселили. А теперь зверюшки хотят с нами поиграть. Они нам приготовили интересные задания (дети поочередно подходят к столам и выполняют задания).

  1. Петушок и Мышка – помогите каждой божьей коровке найти свой домик (нужно, сосчитать сколько точек на спинке у божьей коровке и найти домик на котором цифра будет обозначать это количество).
  2. Заяц  - просит составить его портрет по образцу из геометрических фигур (игра «Танграм»). (Дети по схемам собирают птиц, зверей, затем составляют о них рассказы и делятся друг с другом).
  3. Лягушка и Еж – вставьте пропущенные числа (игра «Найди соседей» - последующие и предыдущие числа).
  4. Лисичка – приглашает поиграть в игру «Найди пару» (карточки с цифрами и карточки с разным количеством предметов).
  5. Белочка – просит детей отгадать про какую, часть суток стихотворение и показать соответствующий символ.
  6. Медведь – предлагает детям в таблицах расставить знаки «больше», «меньше», «равно».
  7. Волк – просит детей рассмотреть картинку и ответить на вопросы (у кого самый длинный хвост, у кого самая длинная (короткая) шея, кто самый толстый (тонкий) и т.д.)

     Молодцы, ребята, вот и выполнили все задания. Давайте теперь посадим всех зверюшек на лавочку. Ребята, кто у нас сидит первый, если считать слева направо, второй, какая по счету Лиса, Белка, кто сидит последний и т.д.? Ну, а теперь, ребята, нам пора прощаться с героями сказок. (дети прощаются с героями сказки)

Приложение № 4

К О Н С П Е К Т

НОД по формированию элементарных математических представлений

«Путешествие по стране Времени»

Тема: «Путешествие по стране Времени»

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать у детей чувство времени.
  2. Закрепить название времен года, частей суток, дней недели.
  3. Закрепить название осенних, зимних, весенних, летних месяцев.
  4. Продолжать учить детей определять время по часам.
  5. Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
  6. Развивать у детей внимание, смекалку, творческое мышление, самостоятельность.

Предварительная работа:

Познакомила детей с временами года, частями суток, днями недели; учились   определять время по часам.

Материал к занятию: сказочная атрибутика, «часы», показывающие определенное время; таблицы; карточки с заданиями; кубик с кругами; круг-сигнал остановки.

Ход занятия: 

     Ребята, посмотрите как красиво и сказочно сегодня в нашем кабинете, вам нравится? Я приглашаю вас, ребята, поиграть в интересную игру, которая называется «Путешествие в страну времени». В этой игре вы встретитесь с героями ваших любимых сказок и мультфильмов, каждый из них приготовил вам интересное задание. Вот у меня в руках «волшебный» кубик, он поможет нам в игре. Сейчас я вам объясню, как мы будем играть. По всему полу нашей группы  лежат макеты часов, которые показывают время, вот по ним мы и будем передвигаться. Мы бросим кубик, сколько кружков покажет верхняя сторона кубика, настолько часов мы должны пройти вперед. Если встретится красный кружок – сигнал предупреждения, он говорит какие задания мы не выполнили и возвращает нас к ним. Выполнив все задания, мы должны найти замок времени. Начинаем играть.   Задания:

  1. Белоснежка – заполнить таблицу со словами «вчера», «сегодня», «завтра».
  2. Лес Бабы-Яги – решить кроссворд (решив примеры, дети находят ответ).
  3. Лесовичок – рассади птиц в гнезда (ориентировка на плоскости).
  4. Черепаха Тартила – назовите дни недели по порядку.
  5. Кот в сапогах – назовите какие виды часов вы знаете и покажите их на столе.
  6. Колобок – определи по картинке какое время года, как ты догадался, покажи символ, обозначающий это время года.
  7. Добрая волшебница – назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы и покажите их на пособии «Год».
  8. Зайчик – определи день недели, заполни пустые клеточки числами по порядку.
  9. Три медведя – определить время, которое показывают часы.
  10. Волк и семеро козлят – найди, что перепутал художник (картинки с изображением времен года, но кое-какие детали в них напутаны – взяты из другого времени года).
  11. Братцы – опятки – определи по картинке, какая часть суток изображена и покажи символ ее.

     Вот, мы ребята, и справились со всеми заданиями, а вот и Замок Времени. А живут в нем минутки, секунды, часы, сутки, года и века. Читаю и показываю картинки:  

                        Раз – секунда пролетела,

                       Оглянуться не успела,

                       60 секунд промчались –

                       И минуткой оказались.

                       Ну, а 60 минут

                       Целый час с собой ведут.

                       Час за часом 20 раз

                       И четыре – про запас –

                       Сутки полные проходят

                       День и ночь с собой уводят.

Вот и время нашей игры прошло, и нам пора прощаться.

Приложение № 5

К О Н С П Е К Т

НОД по формированию элементарных математических представлений

«Подарок от фокусника» в средней группе

Тема: «Подарок от фокусника».

Программное содержание:

  1. Упражнять детей в счете предметов на ощупь.
  2. Учить раскладывать геометрические фигуры в возрастающем и убывающем порядке.
  3. Учить детей подбирать предметы заданной формы: круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной, соотносить их с геометрическим образцом.
  4. Развивать у детей активность, самостоятельность, логику мышления, сообразительность.
  5. Индивидуальная работа…

    Предварительная  работа: Дети знают и различают геометрические фигуры, упражнялись в счете предметов на ощупь, играли в игры на нахождение предметов по заданной форме.

     Материал к НОД: Демонстрационный: цилиндр фокусника, фокусный ящик, волшебная палочка, грузовая машина, яблоко, шар, кубики разные по величине, пирамидка-головоломка.

Раздаточный на каждого: 5 треугольников, 4 круга, 5 квадратов, 4 прямоугольника. Треугольники – самый большой со стороной 8 см, самый маленький – 2 см, круги – самый большой диаметром – 8 см, маленький –  2 на 2 см, прямоугольники – большой  8 на 4 см, маленький – 2 на 1 см, фигуры разложены на розетках, накрыты салфетками.

Ход НОД:

     Ребята, к нам в детский сад пришел багаж: волшебный ящик, волшебная палочка, цилиндр. Предлагаю детям подумать, чьи это вещи. Затем рассказываю детям, что у фокусника продырявился ковер-самолет и он не сможет сегодня прилететь. Но он прислал «звуковое письмо». Включаю  запись монолога фокусника о том, что он передает весь инвентарь детям, но только тем, кто самый умный, послушный, аккуратный, внимательный, вежливый. Сказать детям о том, что на занятии вместо математики будем показывать фокусы. Назначаю ребенка, надеваю ему на голову цилиндр, даю в руки палочку, подвожу к фокусному ящику, предлагаю взмахнуть волшебной палочкой над ящиком. Затем говорю, что нужно просунуть руки и нащупать первый попавший предмет, описать его свойства: какой формы предмет, на какую фигуру похож. Затем предложить вынуть из ящика и снова описать предмет, глядя на него: какого он цвета, формы, на какую фигуру похож. После этого предложить роль фокусника другим детям. И так до тех пор, пока в ящике ничего не останется. В конце первой части спросить у детей, по сколько предметов разной формы, каких предметов больше, меньше. Также обобщить действия детей–фокусников, что они учились определять предмет и его свойства на ощупь и проверять их с помощью глаз. Сказать о том, что фокуснику это наверняка понравилось. Потом сказать детям, что фокусник прислал также огромную сумку, в которой было множество предметов, но я разложила их и теперь они лежат на тарелочках.

     Предлагаю детям, не поднимая платочка (или с закрытыми глазами), нащупать предметы и определить какие фигуры лежат под платочком и сколько их. Аналогично проделываем с другими фигурами. Затем предлагаю детям поднять платочки и разложить фигуры слева направо от самой большой до самой маленькой.

     После этого предлагаю детям найти предмет, который стоит третьим, спрашиваю, какая это фигура по размеру (3-4 ребенка). Предлагаю детям из фигур построить лесенку, башенку, елочку, снеговика. Как дети составят, какой либо предмет, спрашиваю, одинаковые ли фигуры по величине, как они расположены, если смотреть сверху вниз, на каком по счету месте находится самый большой треугольник (квадрат, круг, прямоугольник), поскольку разных  фигур.

     Ребята, фокуснику, наверное, бы очень понравились ваши предметы, составленные из фигур. Сообщаю детям, что в сумке лежит еще очень интересная игра, называется она «Иллюзион». Предлагаю детям поиграть в нее. С помощью считалочки выбираем фокусника, он облачается в одежду (цилиндр, накидку), берет в руки фокусную, волшебную палочку и «колдует» над ящиком, потом фокусник волшебной палочкой дотрагивается до любого из детей, тот до кого дотронулись, выходит к ящику, фокусник открывает коробку и предлагает ребенку взять один из пакетов, и не вынимая предмета, угадать, что это. Если ребенок угадывает, то фокусник отдает ему свой «костюм» и волшебную палочку, и садится к детям. Игра повторяется несколько раз, но дети не должны выбирать одних и тех же детей. В конце занятия предлагаю детям собрать все вещи, присланные фокусником, сложить их в «волшебный» ящик, и как только фокусник сможет, он их заберет.  

                                                                                          Приложение № 6

Материал для па.

     Любому человеку жизненно важно научиться ориентироваться во времени.  У маленьких детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм («невидимо» и «не слышимо»), - так и особенностями детского мышления. Меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

      Что же может и должен знать о времени ребенок средней группы? Первая единица измерения, с которой надо познакомить малыша, - это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослого. Самых маленьких детей (еще до 3-х лет ) надо учить различать время суток  и называть их: утро, день, вечер, ночь. Лучше начинать с контрастных частей суток: день – ночь, утро – вечер, затем уже познакомить со смешанными частями суток: утро – день, вечер – ночь.

     В повседневной жизни взрослому надо чаще использовать названия частей суток, а также давать конкретные характеристики временных отрезков. Например: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику,  оделись, умылись и теперь будем завтракать».

     После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся такие понятия, как «сегодня», «вчера», «завтра». На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток  происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются «завтра», а те сутки, которые прошли, называются «вчера».

     Для  лучшего закрепления и усвоения этих понятий можно использовать следующий материал и игры:

  1. Упражнение  с картинками «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Используется тематический набор картинок с изображением действий производимых в разное время суток. Детям дается задание:

  1. Расскажи, что нарисовано на картинке?
  2. Когда это бывает? (если ребенок затрудняется, подскажите, но так, чтобы он сам выбрал ответ, например: « Когда это бывает, днем или ночью?»)
  3. Почему так думаешь? Как ты узнал, что наступил день (ночь)?
  4. Что ты делаешь днем (ночью)?
  5. Какое сейчас время суток?
  1. Игра «НАЗОВИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».

Взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …», мы будем спать ночью, а гимнастику будем делать …» и т. д.  Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда, например картинка с изображением названной части суток.

  1. Игра «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ».

Взрослый говорит задание: «Назови соседей утра». За каждый неправильный ответ с играющего берется фант.

4.  Игра «ЧАСТИ СУТОК».

     Ребенку дается 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), на которых изображена природа, а у взрослого подборка стихов о разных частях суток. Взрослый читает стихотворение, а ребенок,  прослушав его, показывает картинку, на которой изображена часть суток о которой прочитали.

5. Игра «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ».

    Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали утром». Дети изображают разные действия, но не называют их. Взрослый (или ведущий ребенок) должен угадать, что они изображают.

    Такую же игру можно провести со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

  1. Упражнение «КТО, КОГДА СПИТ?».

     Детям раздаются картинки, на которых изображены: филин,  медведь, волк, курица, кошка, собака, бабочка, летучая мышь и т.д. Ребенок должен назвать, кто спит днем,  а кто ночью.

  1. Игра «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА».

     Взрослый бросает мяч ребенку (или нескольким), говоря короткую фразу: «Мы рисовали…», поймавший ребенок отвечает, как бы заканчивая фразу и отвечая на вопрос «когда»?

Пример:

Мы пойдем гулять в парк…(сегодня).

Мы навещали бабушку… (вчера).

Мы будем читать книгу… (завтра). И т.д.

  1. Задание – игра «ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ».

    Взрослый и ребенок по очереди составляют рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным.

Темы рассказов:

1.Что со мной было вчера.

2. Что я делал сегодня.

3.Что со мной случится завтра. (и т.д.)

      Вот такие игры и упражнения можно организовать с детьми, а можно их придумать самим. Еще можно проводить путешествия – прогулки с ребенком в разные части суток, обращая внимание ребенка на изменения положения солнца, разный цвет неба, на действия людей. После прогулки предложить ребенку нарисовать увиденное или услышанное утром (вечером).

Приложение №7

Задачи-загадки

с использованием чисел, цифр

  • Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)
  • Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
  •  В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)
  • Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
  • В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
  • Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
  • Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
  • 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
  • Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)
  • Много рук, а нога одна. (Дерево.)
  • Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)
  • Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)
  • Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
  • Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)
  • В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)
  • Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
  • В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
  • Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)
  • 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (Ветряная мельница.)
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)
  • Кто становится выше, когда садится? (Собака.)
  • Что становится легче, когда его надувают? (Резиновых шарик.)
  • 3 брата по одной дорожке бегут. 1 впереди, а 2 - позади: эти 2 бегут, но никак переднего догнать не могут. (Колеса детского велосипеда.)
  • На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу. (Стол.)
  • Как только с места тронусь я, так четверо начнут кружиться. (Телега.)
  • 4 брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомобиля.)
  • Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Морковь.)
  • 5 братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы.)
  • Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3.)
  •  Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика? (8)
  •  Какая цифра похожа на висящий замок? (6)
  •  Какая цифра показывает, сколько ушей у большого слона? А у маленького слоненка? (2)
  •  Если цифра 6 перевернется, что случится? (9)
  •  Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика? (1)
  •  Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника? (5)

Приложение № 8

Родительское собрание: «Путешествие по математическим планетам».

Цель:

1. Познакомить родителей с разделами познавательного воспитания (ФЭМП).

2. Познакомить родителей с играми, которые способствуют успешному усваиванию нового материала.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. Оказать помощь родителям в овладении математических приёмов в развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их.

2. Повысить активность и интерес родителей к развитию у детей математических способностей.

3. Продолжать развивать взаимодействие детского сада и семьи в вопросах воспитания детей.

Предварительная работа: изготовление наглядного материала, создание слайдов для презентации.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Повестка дня:

1. Консультация на тему «Математика в ДОУ».

2.Игра - путешествие с родителями на тему «Путешествие по математическим планетам»

3. Решение текущих вопросов.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители!

 Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать о математике в детском саду. Вы познакомитесь с разделами математического образования, с играми, которые способствуют быстрому усваиванию детьми нового материала.

 Математика - царица наук. Обучение математике начинается в дошкольном возрасте с использованием занимательных игр, задач, развлечений.

 Система математического образования включает в себя следующие разделы:

 1. Количество и счёт: в где дети познакомятся с числами первого десятка.

2. Величина: дети научатся группировать фигуры разного цвета и размера.

3. Форма: дети научатся сравнивать 3-5 предметов по размеру. Овладеют сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, ещё короче, самая короткая).

4. Ориентировка в пространстве: дети научатся ориентироваться в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений : где лицо - вперёд, спина - сзади, правая рука - направо, левая рука - налево, то есть ориентировка «на себе». Затем познакомятся с ориентировкой «от себя»: впереди меня, позади меня, слева от меня.

5. Ориентировка во времени: в где дети познакомятся с чередованием трёх суток и значением слов: вчера, сегодня, завтра.

Дети легко усваивают любой материал в игровой форме. Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми играми, которые помогут ребёнку лучше усвоить материал. Итак, мы отправляемся путешествовать по планетам, выручать Незнайку, которого похитили злые человечки (1и 2 слайды).

1планета - Счётная. На этой планете растут красивые цветы. Сосчитайте, сколько цветов (3 слайд).

2планета – Величинная . (4 слайд). На этой планете живут весёлые колобки. Они потерялись, помогите им найти свои дома (родители подбирают к кругам разных размеров аналогичные круги).

 Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (5слайд).

3планета - Сравнительная. (6 слайд) .На этой планете сломался мост. Нужно его отремонтировать, чтобы двигаться дальше. Начинается мост с самой длинной жёрдочки, затем длина жёрдочек уменьшается и заканчивается мост самой короткой жёрдочкой (родители выкладывают мост, проговаривая: эта жёрдочка длинная, эта короче, эта ещё короче, эта самая короткая).

 Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

(7 слайд).

4 планета – Пространственная. (8 слайд). Здесь живут весёлые игрушки. Они любят прятаться. Нужно их найти и назвать их месторасположения от «себя». (Воспитатель раскладывает игрушки в разные места, родители называют месторасположение игрушек. Например: лисичка стоит впереди меня, зайчик сидит позади меня и т. д.)

5планета – Временная. (9 слайд) .На этой планете живут весёлые человечки. Они любят загадывать загадки. Отгадайте когда происходили действия, о которых они расскажут: это было вчера, а может, происходят прямо сейчас, или будет происходить завтра.

1. Я кружилась, танцевала. Пела песни до темна, А когда я поспала, то совсем позабыла, когда же это было? (вчера).

2. Подарю подарок маме, её буду целовать крепко, крепко обнимать. Только надо мне поспать. Ну скажите же, когда Мамочку поздравлю я? (завтра).

3. Идёт бычок по мостику, Вздыхает на ходу. Вот кончилась доска, Упал бычок с моста. Ну, скажите же, друзья, Это происходит когда? (сегодня) .

Посмотрите, а вот и Незнайка (10 слайд).

Все планеты обошли и Незнайку мы нашли. Ну, вот наше космическое путешествие закончилось.

Спасибо Вам, уважаемые, родители за помощь. Вот Вы и познакомились с разделами математического образования, с играми, которые способствуют быстрому усваиванию детьми нового материала.

 Уважаемые родители, а в какие математические игры играете с детьми дома Вы? (выступление родителей).

В заключении хочется пожелать Вам, уважаемые родители, больше играйте дома с детьми. Спасибо за внимание!

Решение текущих вопросов

Приложение № 9

Организация и содержание центра  занимательной математики

                                    Перечень материала вцентре.

Средняя группа

  1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5.
  2. Игрушки разные по величине.
  3.  Таблицы с предметами двух видов по величине.
  4. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.
  5. Картинки с предметами составленными из геометрических фигур или похожие на них.
  6. Картинки с изображением времен года (деятельность детей).
  7. Дидактические игры соответственно возрасту.
Старшая группа

  1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10,20.
  2. Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета.
  3. Игрушки разной величины от 1 до 5.шт.
  4. Геометрические фигуры средней и старшей группы.
  5. Картинки с изображением разных частей суток (явления природы).
  6. Картинки с изображением времен года (явления природы).
  7. Таблицы с изображением символов частей суток и времен года.
  8. Счетные палочки.
  9. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.
  10. Логические игры, лото,  домино и др.
  11. Дидактические игры соответственно возрасту.

Приложение №10

   П Е Р Е Ч Е Н Ь

ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО  ФЭМП  

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1.Количество и счет

«Что изменилось?», «Магазин», «Шары», «Будем считать», «Кому сколько», «У кого столько же», «Сосчитай» и другие.

2.Величина

«Кто скорее соберет?», «Спрячь шарик в ладошке», «Найди такое же колечко», «Найди полоску такой же длины», «Наоборот», «Какая игрушка спрятана» и другие.

3.Геометрические фигуры

«Найди по форме», «Что изменилось?», «Найди по описанию», «Домино», «Гаражи», «Найди такое же», «Чудесный мешочек» и другие.

4.Ориентировка в пространстве

«Что изменилось?», «Угадай, где что находится», «Составь узор и расскажи», «Кто выше», «Куда мы бросим мяч» и другие.

5.Ориентировка во времени

«Когда это бывает?», « День и ночь», «Наш день» и другие.

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Количество и счет

«Какой игрушки не стало?», «Скажи наоборот», «Найди столько игрушек, сколько…», «Чудесный мешочек», «Отметь цифрой», «Рассеянный художник», «Найди пару», «Найди соседей», «Считай дальше», «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Не ошибись», «Исправь ошибку», «Назови число на 1 больше (меньше)», «Торопись, да не ошибись», «Примеров много – ответ один», «Рассеянный художник», «Сколько, какой», «Цветные цифры» и другие.

2.Величина

«Два бассейна», «Большой –маленький», «Ставь правильно», «Расставь по порядку», «Сложи лесенку», «Что изменилось?», «Расставь по высоте», «У кого длиннее хвост», «Скажи наоборот», «Два бассейна», «К какому домику быстрее добежит Волк» и другие.

3.Геометрические фигуры

«Чудесный мешочек», «Найди пару», «Гаражи», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Домино», «Лото», «Что изменилось?», ««Какая фигура здесь лишняя?», «Где мой домик?», «Домино», «Лото», «Уборка комнаты», «Какой формы картина?», «Собери игрушки в ящик», «Какой формы посылка или разложи посылки по почтовым ящикам» и другие.

4.Ориентировка в пространстве

«Помоги слонику добраться до…», «Куда пойдешь, что найдешь», «Скажи куда мы положили…?», «Что, где стоит?», «Найди флажок», «Путешествие», ««Помоги Чебурашке добраться до крокодила Гены», «Помоги Буратино дойти до школы», «Куда спрятался Котенок», «Расставь игрушки на полку» и другие.

5.Ориентировка во времени

«Когда это бывает?», «Наш день», «Дни недели», «Продолжай», «Наоборот», «Вчера, сегодня, завтра», «Было, будет», «Символ - часть суток», «Символ – время года», «Кто когда спит?», ««Живая неделя», «Назови скорей!», «Покажи какое время», «Символ – часть суток», «Символ – время года», «Машенькин день», «В какой день недели ходил в гости петушок?», «Какой день недели спрятался?» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель:Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообрази...