"Реализация познавательного развития воспитанников ДОУ в условиях ФГОС"
статья

Болтенкова  Татьяна Валерьевна

"Реализация познавательного развития воспитанников ДОУ  в условиях ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

"Реализация познавательного развития воспитанников ДОО в условиях ФГОС ДО"

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. 

Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада «Колокольчик» является познавательное развитие, поскольку взаимодействие  человека с окружающим миром возможно благодаря его активности  и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Цель работы нашего педагогического коллектива : « Создание модели воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление  её здоровья, воспитание культуры природолюбия»

Одной из ключевых задач   в работе  является  создание условий, способствующих самореализации ребёнка в разных видах деятельности, выявление  талантливых и одарённых детей.

Решающую роль в развитии познавательных способностей играет РППС.

Мы , как педагоги при организации развивающей предметно-пространственной среды применяем накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей.

Развивающая предметно-пространственная среда при организации познавательного развития должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Для формирования элементарных математических представлений в группах оформлены  « Математические центры», в  содержание которых входит наличие наглядного, счётного материала, различные дидактические игры, головоломки, картотеки  математических задач, загадок, т.д.  В феврале 2019года прошёл внутрисадовский смотр-конкурс «Лучший центр занимательной математики». Проводя его мы решали ряд задач:

- Пополнить материально-техническую базу групп по познавательном развитию;

- объединить художественные интересы и активный творческий потенциал педагогов разных групп;

- выявить лучший опыт в оформлении математических уголков .

Ребёнок-дошкольник-неутомимый исследователь, который хочет всё знать , во всём разобраться.

Для развития  познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в средней, старшей, подготовительной  группах создали «Центры науки и естествознания» (Центры художественно оформлены, оснащены дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. В экспериментальном центре  дети под руководством взрослого проводят элементарные опыты: сравнивают особенности природных ископаемых(глины, песка, соли), исследуют  степень загрязнения  водоёмов Родинского района, узнают, как из зерна получается мука и т.д.  Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в  центре. Результатом педагогической деятельности является положительная динамика развития интереса детей к поисковой исследовательской деятельности. Так, в начале работы предпочтение исследовательской деятельности отдают лишь 5 детей из 20, что составляет 25 % от общего количества детей. С организацией центра и проведением ряда мероприятий - 13 детей (65 %). Для достижения намеченной цели  педагогами разработана система познавательных задач.

В средней, старшей и подготовительных группах, оформлены «Центры краеведения».    Краеведческий материал, который  мы используем в рамках экологического образования, несомненно, обладает  полифункциональностью, носит одновременно и исследовательский, и прикладной, и воспитательный характер. Знакомясь с темой «Воды», дети узнают  о водных ресурсах Родинского района. Кроме того, они получают сведения и  проверяют  на практике и во время экскурсий как загрязнена вода. Знакомясь с темой «Зелёное золото Алтая» дети узнают о зерновых культурах, которые произрастают в Родинском районе,  знают, что  хлеб -всему голова, сколько труда люди вкладывают  на  полях, прежде чем горячая булочка попадёт на стол. Альбомы, буклеты, иллюстрирующие  экосистему  района, обогащают впечатления детей о сезонных изменениях  в природе родного края. Отправляясь на экскурсии, дети обязательно собирают гербарий растений.  Мы считаем,  что именно  краеведческое  образование  даёт возможность  раскрыть ребёнку  значение природы как части  культуры, как универсальной  ценности , поскольку  помогает  проявить ценностное  отношение  к собственному дому, к планете, по имени  Земля вообще к ближайшей  окружающей среде, в частности , к явлениям духовной культуры- сказкам, песням, народным играм, обычаям, традициям.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о видах деятельности человека. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребёнка. Огромную роль в познании предметного мира стало организация «Мини-музеев» различной тематики  в группах.

На территории детского сада  есть цветники.  Для повышение качества воспитательно-образовательного процесса и популяризации  детского экспериментирования  в детском саду функционирует  Эко - огород «У бабушки Лукерьи». Огород привлекает к участию  в экспериментальной деятельности  родителей и воспитанников разных групп. Оказывая посильную помощь взрослым, дети наблюдают за ростом и развитием растений, делают выводы, приобретают трудовые навыки. Рассаду выращиваем с детьми на окнах. Удобно проводить циклические наблюдения. С удовольствием наши воспитанники принимают участие в уборке  урожая.

На территории ДОУ  работает  учебная площадка «Метеостанция». Создание метеостанции открывает возможность  наблюдать за погодой в любое время года, получать наиболее объёмные знания: как дует ветер, сколько выпало снега, какие осадки и т.д. Неоценимый вклад в экологическое образование  вносит создание на территории  развивающей площадки «Птичья столовая». Ежегодно в детском саду  проводится акция «Поможем птицам». Дети вместе с родителями изготавливают кормушки, приносят корм, чтобы поддержать наших пернатых друзей.

. Использование  совремнных образовательных технологий

Одним из инновационных направлений в деятельности  дошкольного учреждения является опытно-экспериментальная деятельность.

Проектная деятельность  как специфическая форма творчества  вошла  прочно в педагогический процесс нашего детского сада. Воспитанники детского сада  ежегодно становятся победителями и призёрами  окружных конкурсов конкурса  исследовательских работ: «Юный Знайка», «Учёный малыш». Ежегодно мы представляем работы   в Краевом этапе Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь».

В копилке детского сада восемь лауреатов конкурса. Если мы хотим, чтобы наши дети  были инициативными, активными, творческим – нужно обязательно принимать участие в проектной деятельности. В 2016 году в первые наши педагоги Колоскова Е.Б., Комисар Л.М, вместе с детьми Борзуновой Ангелиной, Ситник Матвеем, приняли участие в краевом открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Первые открытия», стали победителями конкурса.  В 2017 году  воспитанница Ситник Ирины Васильевны Зубкова Катя заняла второе место в краевом конкурсе «Я-исследователь», в 2019году Поляйкина Кира стала победителем  в окружной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

При создании условий для развития познавательной активности  многое зависит от личности, профессионализма педагога, развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.Педагоги детского сада «Колокольчик» активные и творческие.  В современных условиях нам необходимы новые современные образовательные технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, формирование у обучающихся ключевых компетенций, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, и познания.  Внедрение метода лэпбук помогает нам решить проблему формирования не только умений, но и навыков исследовательского труда, реализовать принцип связи обучения с жизнью, обеспечить творческую самореализацию в обществе. Вашему вниманию  мы представляем выставку лепбуков.

Взаимодействие с социумом.

 Детский сад активно взаимодействует с  социальными объектами  села. С сотрудниками районной библиотеки разработан план мероприятий по реализации регионального компонента. С 2019 года мы начали активно сотрудничать с юнормайским отрядом «Юность» СОШ № 2. Вместе сруководителем отряда и ребятами мы разработали  перспективный план мероприятий , способстующих познавательному развитию наших воспитанников.

В завершении своего выступления ,хотелось бы отметить, что для эффективного развития познавательной активности  дошкольников важно умение видеть и ценить в каждом ребёнке единственную, неповторимую и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Данная презентация представляет теоритечиский материал по теме "Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО", а имеено раздел "Формирование элементарных математических представл...

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Материал является разделом общеобразовательной программы ДОО и отражает структуру и содержание процесса познавательного развития в дошкольном учреждении....

Речевое развитие воспитанников в условиях ФГОС ДО

Данная публикация освещает основные пути формирования и развития речи в ДОУ...

Реализация познавательного развития воспитанников в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и ...

Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС

Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС»        На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольног...

Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС

познавательное развитие дошкольников...