Сообщение к педсовету на тему: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
материал

Игнатьева Надежда Игорьевна

Сообщение к педсовету на тему: «Духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchen_k_pedsov_duh_nrav_vos.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к педсовету на тему:

«Духовно-нравственное воспитание

 старших дошкольников»

 В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания и воспитания детей. Н.К.Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Личность каждого ребёнка, забота о  моральном развитии требует повседневного внимания педагогов. В реализации программы в частности задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребёнка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребёнка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизирует волевые усилия деией, влияет на их сознание.

Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношение её членов, отношения к событиям – всё это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Ведущую роль в становлении личности играет семья. На основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

В этих простых словах заложен смысл патриотического воспитания, та основа, без которой оно не может существовать. Это нравственное начало каждого человека – дом, мать, друзья. Нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьёй.

Я.А.Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело», «чтобы всякая работа приносила более,  чем один результат». Общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать интерес, развивать любознательность. Необходимо изучать с детьми места, где живёшь, бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся. Процесс ознакомления с природой не должен носить стихийный характер. Каждый  объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по – своему привлекателен. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому важно показать детям, как человек оберегает природные богатства.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

 Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по – новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей, Многое зависит от того как педагог прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет о героях войны и труда. Искренность взрослого непременно передаётся и его воспитанникам.

Нельзя представить себе человека, любящего свою Родину, но не знающего произведений великих писателей, художников, композиторов.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках воспитывает в детях гордость за талант простого народа. Народ создал меткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие.

 Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно – прикладного искусства. Дети с большим вниманием слушают рассказы педагога о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликации характерные особенности узоров декоративного искусства.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников…приоткрывает всё новую и новую красоту в окружающем мире» - писал В.А.Сухомлинский. Очень важно акцентировать внимание детей на таких видах труда, которые дают возможность показать главное в содержании трудовой деятельности. Дети знают, что людям помогают работать различные машины. Следует рассказать им, кто сделал эти машины, кто ими управляет. Необходимо в доступной форме познакомить дошкольников с предприятием, где работают их родители. Так же детей следует познакомить с работой тех людей, которые имеют к ним непосредственное отношение: врача, медицинской сестры, воспитателя и т.д. Дети должны знать героев труда своего края, своей семьи.

Воспитатель широко использует детскую книжку: читает и рассказывает на прогулке, организует инсценировки. И от того, как сумеет педагог донести до детей идею произведения, раскрыть характер героев, во многом зависит не только восприятие, но и «отдача» детей. Например, дети хорошо знают стихотворение С.Маршака,  «Вот какой рассеянный», где автор добродушно смеётся над своим героем. И дети понимают, что неаккуратность, рассеянность могут привести к нелепым ситуациям.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С её помощью создаю условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. В игре ребёнок становится как бы на голову выше самого себя, может решать сложные задачи, как практические, так и умственные. Н.К.Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения огромное значение. Об этом она часто говорила и писала в своих трудах.  «Игра для дошкольников – способ познания окружающего утверждала она. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, об Армии, о людях разных профессий, о труде людей.

Знания об окружающей жизни даются детям в определённой системе. Так, ознакомление их с трудом взрослых проходит в такой последовательности: сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, далее с этапами производства. Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение и закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл?», «Кем рубашка сшита?» и другие содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей, о машинах, которые помогают им в работе, об этапах их труда.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности. Особая роль принадлежит правилам игры. Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определённой задаче». – Леонтьев А.Н.

Но не только правила игры способствуют формированию нравственного поведения детей. Большое значение имеет также и содержание игр. Основным содержанием является усвоение ребёнком культуры поведения.

Формируются также социальные качества личности ребёнка, такие, как доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым.

Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового. В дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно – ролевые игры.

И последнее. Успех проведения игры во многом зависит от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приёмы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать друг другу вопросы и воспитателю.

Приём сравнения необходим на занятиях, на которых детей знакомят с народами нашей страны (что общего и различного в быте людей разных национальностей), с природой. Сравнение помогает формированию активного отношения к окружающей жизни. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное или услышанное и делать выводы.

Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: подкормка птиц, выращивание цветов, помощь на огороде.

Занятия, которые знакомят детей с явлениями окружающей жизни, дополняют беседы, изобразительная деятельность. Дети шестого года жизни получают обширную информацию: они смотрят телевизор, рассматривают фото в газетах и журналах, беседуют со взрослыми. Полученные ими представления педагог уточняет и углубляет. Ребята не всегда являются инициаторами непринуждённых и недлительных бесед им должен стать педагог, а темы могут быть разными (о событиях в стране и мире). Непринуждённые разговоры важны тем, что воспитывают у них чувство причастности к событиям, происходящим в стране, потребность узнавать что – то новое.

Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать. Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести метод приучения ребёнка к положительным формам общественного поведения. Воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребёнка, на его сознание. Метод приучения даёт больший эффект, если он сочетается с использованиемпримера взрослого или других детей. Но чтобы ребёнок начал действовать по примеру старшего, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность.

Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения,  организуемого педагогом. Например, младшие дети наблюдают за играми старших дошкольников.

Можно использовать и показ действия. С его помощью формируется такое, например, важное качество, как самостоятельность.

К первой группе методов относится также метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем общественно полезный характер. Например, уборка групповой комнаты, участка, посадка деревьев, цветов, подкормка птиц, изготовление подарков. Педагог определяет цель работы и обдумывает её организацию. В старшей группе воспитатель, организуя разнообразную трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизиции: рекомендует ребятам самим обдумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу и т.п. Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценивать и общие результаты, и трудовые усилия каждого. Показателями нравственного развития детей этого возраста наряду с самоорганизацией являются доброжелательность, готовность во взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы,чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, телепередач. Методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать вне занятий.

Можно использовать и такие. Более частные методы: вопросы к детям, побуждающие к выбору («Чтобы ты сделал, как поступил, если бы мальчик сломал ногу?»); картинки, на которых изображены разные ситуации, настольные игры и т.п. Методы второй группы используют главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращение моральных представлений в мотивы поведения. Используя методы второй группы, воспитателю нужно не только знакомить детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участники каких – то событий, о которых шла речь в беседе педагога, но и включать детей в обсуждение и анализ собственного практического опыта. Темы таких бесед должны подбираться с учётом возраста детей, но во всех случаях дети будут ориентироваться на свой практический опыт и воспитателю следует направлять их высказывания именно таким образом. В беседах с детьми старшего возраста воспитатель стремится к тому, чтобы обобщенные высказывания детей сочетались с описанием, анализом практических ситуаций.

Широко применяется метод убеждения. Ведь его успешно можно использовать и через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.

Применяется в педагогическом процессе опора на положительный пример. Воспитатель использует этот метод, руководя нравственным воспитанием детей в повседневной жизни: пример вежливого заботливого сверстника или взрослого, пример хорошего выполнения роли в игре или трудового поручения, положительный пример литературных героев. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы положительный пример становился для ребёнка образцом для подражания. В реальной жизни так не всегда бывает: ребёнок видит положительные примеры, а подражает дурным. Чтобы положительный пример стал образцом для подражания, важно помочь увидеть самые главные, ценные черты этого человека, увидеть его конкретные дела, нравственные проявления. Нужно помочь ребёнку так играть или трудиться, чтобы в деятельности, пока еще чисто детской. Могли бы воплотиться хоть в некоторой мере черты образца, который его привлекает.

В педагогической практике довольно широко применяется метод поощрения. В поощрениях чаще всего фиксируются результаты воспитанности. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки воспитателя, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребёнка поступать хорошо. В старших группах вопрос о достижении ребят, о том достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время  общей беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Духовно-нравственное воспитание в ДОУ"

"В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой"Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет в...

Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"

Данную работу я готовила  на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".ВведениеЗадачиФормы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективомМетодическая ра...

Сообщение на педсовете на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Сообщение на педсоветена тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»...

Педсовет на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников"

Методическая разработка  в игровой форме о повышении знаний педагогов в области "Духовно - нравственом воспитании дошкольников"...

Доклад на педсовет на тему: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО."

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....