Проект "Русско-народные игры"
проект (старшая группа)

Каргальская Надежда Константиновна

Выходом проекта является праздник посвящённый Дню матери "Матрёна и Ерёма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russko-narodnye_igry.docx320.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Русские народные игры»

C:\Users\Надежда\Downloads\ррррр.jpg

Москва 2019г

Актуальность проекта:

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.

Цель:

Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.

Задачи:

-Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;

-Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;

-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;

-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;

-Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;

-Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;

-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.

Вид проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный.

Продолжительность проекта: один месяц (ноябрь)

Участники проекта: дети старшей группы №4, дети подготовительной к школе группы №5, воспитатели.

Образовательные области содержание которых включено в проект:

- познавательное развитие;

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- художественно — эстетическое развитие;

- социально - коммуникативное развитие.

Материально - технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- подбор необходимой литературы;

- подбор русских народных игр,

-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов).

План реализации проекта:

1 этап- подготовительный:

- изучение методической литературы по данной теме;

- сбор необходимой информации, подбор игр;

- написание плана проекта;

-написание сценария праздника.

2этап- основной

- реализация проекта (НОД)

3 этап- заключительный:

- проведение праздника посвящённому Дню матери «Матрёна и Марфушечка» в гр 5 и «Матрёна и Ерёма» в гр 4

Ожидаемый результат:

В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:

-умение самостоятельно организовывать игру;

- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;

- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).

План реализации проекта: (ноябрь)

1 неделя

Беседа на тему: «Для чего нужны русско-народные игры?»

Цель: познакомить детей с русско-народными играми, рассказать, как появились игры на Руси, пополнить новый словарный запас детей  (познакомить с новыми словами которые встречаются в играх, объяснить значение).

2. Знакомство с игрой «Красны девицы и добры молодцы», «Дударь» 

2 неделя

1. Беседа на тему: «Многообразие русских народных игр».

Цели: познакомить детей с русскими народными играми и считалками; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

2. Знакомство с играми: «Игра с платком»», «Перетягивание каната»

3 неделя

1. Беседа на тему: «Традиции и обычаи русского народа»

Цели: получение знаний о народных календарных праздниках; систематизация сведений о русских праздниках; воспитывать любовь к русской национальной культуре.

2. Знакомство с играми: «Золотые ворота», «Шёл козёл по лесу»

4 неделя

1.Беседа на тему «Русско-народные песни и музыкальные инструменты»

Цель: знакомство детей с русско-народными песнями и музыкальными инструментами.

2. Знакомство с игрой: «Капуста»

3. Разучивание русской народной песни «Самая милая»

4. Разучивания оркестра ложкарей.

Русско-народные игры:

Игра с платочками

Матрена под музыку машет платками по очереди, мальчики топают (на синий платок), а девочки хлопают (на красный платок).

Русская народная хороводная игра «Дударь»

Матрёна (с помощью считалочки) выбирает Дударя, тот становится – в круг. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют песню:

Дударь, Дударь, Дударище,
Старый, старый, старичище.
Его под колоду,

Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него якобы болит (голова, спина, коленки, руки и т. д.). Дети кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Игра повторяется три(четыре) раза, Дударь каждый раз новый.

Чтобы закончить игру, Дударь говорит: «Выздоровел!».

Игра «Перетягивание каната» (играют мальчики)

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть его в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту на свою сторону.

Игра с платком

Начинает Марфушечка. Девочки стоят в хороводе, под музыку Марфушечка идёт с платком по внешней стороне круга. С остановкой музыки останавливается сзади девочки и кладёт ей на плечо платочек, девочки встают спиной к друг другу, дети стоящие в хороводе считают.

«Раз, два, три, беги, место красное займи»

Девочки под музыку оббегают хоровод с двух сторон, кто занимает место, тот и водит (берёт платок) и так несколько раз.

Игра «Шёл козел дорогою»

Матрёна с Ерёмой с помощью считалочки выбирают козла. Дети встают в хоровод, козёл ходит в кругу, находит девочку и с ней танцует.

С остановкой музыки добавляются ещё два козла, а потом и ещё два.

1 Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу нашел.

Припев

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.

2 Шел козел по мостику, по мостику, по мостику,
Нашел козу без хвостика, без хвостика козу.
Припев

3 Шел козел тропинкою, тропинкою, тропинкою,
Нашел козу с горбинкою, горбинкою козу.
Припев

4 Шел козел канавою, канавою, канавою,
Нашел козу корявую, корявую козу.
Припев
На этом завершаем, тарам-парам-пам-пам.
Всё!

Хороводная игра «Капуста»

Дети берутся за руки и образуют длинную вереницу, неспешно идут, завивают капусту.  Затем «капустка» начинает «развиваться».

Игра «Золотые ворота»

Матрёна и ребёнок встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные дети с Ерёмой берутся за руки, образуя цепочку. Игроки-ворота поют считалку, а игроки-цепочка должны быстро пройти между ними:

Золотые ворота
Проходите, господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет,
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

С последними словами дети опускают руки – ворота захлопываются. Те дети, которых поймали, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Вывод:

     

    К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы, переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.

Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений), совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Используемая литература:

1. ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.

2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.

3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.

4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.

5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.

Сценарий развлечения

с русскими народными играми и плясками

«Матрёна и Ерёма»

Действующие лица:
Взрослые: Матрёна, Ерёма, Козёл.

Под музыку заходит Матрёна..

Матрёна: 

Здравствуйте, люди добрые! Спасибо, что пожаловали ко мне в горницу. Вижу, что пришли ко мне и добры молодцы, и красны девицы, и матушек.

В день осенний, в ноябре,

Есть праздник замечательный.

Будем мамочек мы наших,

Поздравлять с Днём матери!

В самый добрый день на свете

(смотрит на мам)

Будете играть, как дети!!!

В горнице нам некогда скучать,

Давайте уже праздник начинать!

Матрёна: 

А для затравочки, для проверочки давайте узнаем, подготовились ли вы, гости дорогие, к празднику веселому. 

(Обращается к мальчикам.) Добры молодцы, умеете ли вы ногами богатырскими топать? 

(Обращается к девочкам.) Красны девицы, умеете ли вы руками рукоделистыми хлопать? (Дети отвечают.) 

Вот сейчас я и проверю.

Есть платочки у меня-синий есть и красный,

Как только красным я взмахну, красны девицы хлопать начинайте, как только синим-добры молодцы топотом отвечайте!

Готовы, ну тогда начинаем.

Игра с платочками

Матрена под музыку машет платками по очереди, мальчики топают (на синий платок), а девочки хлопают (на красный платок).

Матрёна:
За окошком ноябрь, дожди, снег первый срывается, да холодно так, что нос не охота на улицу показывать, а у нас то в горнице тепло да радостно. Сегодня праздник добрый, все матушек своих почитают, а мой сыночек Ерёма- куда подевалась?

Под музыку выходит Ерёма и обращается к Матрёне.

Ерёма:
Ой, матушка, как же мне скучно, как же мне грустно, как же мне тоскливо, ничего делать не хочется. Солнышко не светит, не греет, на улице пасмурно, вот, вот дождь или снег пойдёт. Дайка я на печку залезу да и посплю. 
(подходит к печке)

Матрена:
Что ты, что ты, Ерёма, куда ж ты спать-то собираешься? Посмотри, сколько в горнице гостей веселых, на праздник пожаловали за хорошим настроением.

Ерёма:
Ой, матушка, не до гостей мне. Хочу подушку мягкую, перинку взбитую да одеяльце пуховое. И скажи гостям своим чтобы потише себя вели, чтобы покой мой давеча не нарушить. 
(Берёт подушку, взбивает её и говорит)

Ах да… С праздником тебя, матушка. (Зевает)

Матрёна:
Спасибо тебе сыночек мой, только кто ж так матушку то свою поздравляет.
(говорит в сторонку) Эх, смотри Ерёма, ведь так и слежишься весь, невесту себе никогда не найдёшь. Встал бы ты, размялся что ли. Да и с нами этот праздник как полагается отметил-играми и плясками русскими.

Ерёма:
Да как размяться-то матушка, когда ручки, ножки да спинка болят.

Матрёна:
Так от того и болят, что ты лежишь все время, прямо как Дударь.

Ерёма:
Какой такой Дударь?

Матрёна:

Если с нами поиграешь,

Всё про Дударя узнаешь.

Ерёма:

Поиграю.

Русская народная хороводная игра «Дударь»

Матрёна (с помощью считалочки) выбирает Дударя, тот становится – в круг. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют песню:

Дударь, Дударь, Дударище,
Старый, старый, старичище.
Его под колоду,

Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него якобы болит (голова, спина, коленки, руки и т. д.). Дети кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Игра повторяется три(четыре) раза, Дударь каждый раз новый.

Чтобы закончить игру, Дударь говорит: «Выздоровел!».

Матрёна:
Ну что, Ерёма, понял, кто такой Дударь? Веселее тебе стало?

Ерёма:
Веселее, матушка. А я не хочу в Дударя превратиться.

Матрёна:

Тогда хватит хандру наводить,

Давай лучше гостей веселить!

Ерёма:

А давай. Сейчас я вам что расскажу, со стульев от смеха попадаете.

Матрёна:

Прям попадаем? От смеха? Тогда рассказывай.

Ерёма:

Наш добрый сосед, Егор Кузьмич на кобыле скакал, забор поломал, через сени проскакал, в огород попал. А в огороде-то у тебя платок на веревке висел, сушился, вот он то по всему огороду-то и летал, пока на капусту не упал.

Матрёна:
Как так летал? Прям на капусту упал?

Ерёма:
Да да… 

Матрёна:
Ну, пойдем, веревку новую найдём, получше да потолще. Добры молодцы, и тут нам без вашей помощи не обойтись. Помогите проверить на прочность вот эту веревку. 
(Показывает на канат.)

Игра «Перетягивание каната» (играют мальчики)

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть его в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту на свою сторону.

Ерёма:

(показывает платок) А с платком то что делать будем, я его нашёл, сухой вроде уже.

Матрёна: А с платком, Ерёма, мы поиграем. Выходите красны девицы, да вставайте в кружок.

Игра с платком

Начинает Марфушечка. Девочки стоят в хороводе, под музыку Марфушечка идёт с платком по внешней стороне круга. С остановкой музыки останавливается сзади девочки и кладёт ей на плечо платочек, девочки встают спиной к друг другу, дети стоящие в хороводе считают.

«Раз, два, три, беги, место красное займи»

Девочки под музыку оббегают хоровод с двух сторон, кто занимает место, тот и водит (берёт платок) и так несколько раз.

Ерёма:
Ой, матушка…

Матрёна:
Что еще случилось?

Ерёма:
Егор Кузьмич на кобыле то скакал, забор поломал, через сени проскакал в  огород попал, а там платок твой разметал. А это ещё что…Возле горницы козел наш к столбу привязан был. Так вот он эту веревку-то и изрубил. А козёл в лес ушёл, невесту искать.

Матрёна:
Да что ж за напасть то такая! Верёвку изрубил, козла в лес отпустил?

Ну тогда в игру сыграем,

Где козёл сейчас узнаем.

Игра «Шёл козел дорогою»

Матрёна с Ерёмой с помощью считалочки выбирают козла. Дети встают в хоровод, козёл ходит в кругу, находит девочку и с ней танцует.

С остановкой музыки добавляются ещё два козла, а потом и ещё два.

Матрёна:

Вот так гулёна, вот так козёл.

Ерёма:
Ой, матушка, и на этом не закончились проделки Егора Кузьмича. Даже не знаю, как тебе и сказать.

Матрёна:

Ерёма, а можно я сама начну? Егор Кузьмич на кобыле скакал, забор поломал, в огород попал, платок разметал. Козла в лес отпустил. А что дальше то было?

Ерёма:

А дальше, матушка, бочка у тебя стояла, а в ней капуста. Вот он бочку-то эту и опрокинул.

Матрёна:
Ох, придется снова капусту завивать, да и квасить после.

Хороводная игра «Капуста»

Дети берутся за руки и образуют длинную вереницу, неспешно идут, завивают капусту.  Затем «капустка» начинает «развиваться».

Звучит музыка Козла.

Матрёна:

Ой, ребятки, разбегайтесь, кажется козёл мой возвращается.

Выходит Козёл выносит капусту

Козёл:

Вот так капустка, вот так кочан,

Стоял наливался, меня дожидался.

(Козёл спрашивает у мам сколько может весить его кочан капусты, а после приглашает на игру)

А не хотите ли, мамочки, свои умения показать,

Кто красивей да быстрей капусту сможет нашинковать.

Конкурс для мам «Кто быстрее капусту нашинкует»

Вызываются 8 мам, делятся на две команды. Конкурс, кто быстрее нашинкует капусту.

После игры козёл уносит столы и прощается со всеми.

Ерёма:
Ой, матушка…

Матрёна:
Ну, что еще там Егор Кузьмич натворил?

Ерёма:
Даже не знаю, матушка, как тебе сказать. Егор Кузьмич на кобыле скакал, забор поломал, в огород то попал, платок разметал. Козла в лес отпустил. Капусту опрокинул. А рядом с козлом корзина стояла, а в ней пирог на праздник от бабки Федотьи лежал. Так вот козёл этот пирог то и съел.

Матрёна:
Вот тебе на…

Ерёма:
А мы на ложечках сыграем, тесто новое поставим.

Мы пирог с капустой с мясом новый мамам испечём.

Оркестр ложкарей «Пироги с мясом с капустою»

Матрёна:

Ох, уж этот Егор Кузьмич, ну попадись он мне только на глаза! Куда ж он так спешил?

Ерёма:
Да на ярмарку, матушка, на ярмарку. Ох, и весело же там наверное.

Матрёна:
Раз там так весело, может, и нам с вами на ярмарку-то сходить?

Ерёма:
Ой, матушка, конечно, пойдем.

Вот и золотые ворота ярмарки виднеются.

Игра «Золотые ворота»

Матрёна и ребёнок встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные дети с Ерёмой берутся за руки, образуя цепочку. Игроки-ворота поют считалку, а игроки-цепочка должны быстро пройти между ними:

Золотые ворота
Проходите, господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет,
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

С последними словами дети опускают руки – ворота захлопываются. Те дети, которых поймали, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Ерёма:

Как же нам весело было. Наигрались, наплясались. Какой праздник всё-таки хороший День матери. Матушка, а я же тебе подарок приготовил, да не простой, а музыкальный, хочешь послушать?

Матрёна: Конечно хочу. Как же приятно Ерёма.

Ерёма:

А вы ребята, не зевайте,

Песню дружно подпевайте.

Песня «Самая милая»

(Дети поют песню в полукруге, солисты стоят перед ними и играют на проигрыш на музыкальных инструментах)

Матрёна:

Вот и праздник наш весёлый подошёл к концу.

Нужно нам уже в горницу возвращаться,

Самовар, наверное, поспел,

Кипит, пыхтит, нас дожидается!

Звучит музыка дети строят хоровод, Матрёна выносит самовар, заходит в круг.

Матрёна:

Новый чай я заварила,

Всех гостей я пригласила.

Чай отличный, ароматный,

И на вкус такой приятный.

Ерёма:

Само-само-самовар

На столе красуется.

Дышит так, что виден пар,

Матушки любуются.

Танец «Самовар»

*В каждую игру приглашались мамы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...