Программа подготовки детей к школе "Знайка"
рабочая программа (подготовительная группа)

программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_znayka.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

                 Рассмотрено

   на заседании педагогического совета

          МДОАУ д/с № 16 г. Свободного

               «       » сентября  2019 г

                Протокол №

УТВЕРЖАЮ

Заведующий МДОАУ

д/с № 16 г.Свободного

         ______________Е.В.Овчинникова

         «____»________________2019 г

          ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Знайка»

(подготовка к школе)

( с 5 -7 лет)

Свободный    2019 г

Пояснительная записка

          Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено немало работ выдающихся педагогов и психологов.

         Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

        Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

        В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления; 4) развитие пространственных представлений;

5) умение фантазировать;

6) проявление самостоятельности.

Программа «В школу с радостью!», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Расширение словарного запаса;

2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;

3. Развитие свойств внимания;

4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;

5. Развитие воображения;

6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

В связи с введением  Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки к  школьному обучению,  при составлении программы «В школу с радостью!» мы  опирались на работы отечественных психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М.Битянова, Л.Ф. Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких.

Результатом реализации программы является  развитие у детей:

1. наблюдательности и коммуникативных способностей;

2. произвольного внимания;

3. зрительной, слухоречевой  памяти;

4. тонкой и грубой моторики;

5. активизации воображения;

6. способности логически мыслить;

7. пространственных представлений;

8. способности адекватно оценивать свою работу.

Предлагаемая  программа состоит из  развивающих занятий, составленных с учетом  индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые («Слова на букву»);

- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие  упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.  

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».

Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-12 человек). Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 2раза в неделю. 

Программа рассчитана на 64 занятия. Данная  программа разработана на основе программы Тихомирова      «Развитие познавательных способностей у младших школьников». 1 занятие в календарно тематическом плане рассчитано на 2 занятия в неделю по 30 минут.

                                Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Время проведения

Кол-во часов

1.

Занятие 1.

1.Игра – разминка «Фрукты»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Сесть-встать»

6. «Волшебные квадратики»

7. Упр. «Запоминай порядок»

8.Звук  и буква  А ,У

9. Рефлексия

1-я неделя октября

1

2

Занятие 2.

1.Игра – разминка «Фрукты»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Сесть-встать»

6. «Волшебные квадратики»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8.Звук  и буква М, О

9. Рефлексия

2-я неделя октября

1

3

Занятие 3.

1.Игра – разминка «Овощи»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Сесть-встать»

6. «Волшебные квадратики»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8.Звук и буква Х, П

9. Рефлексия

3-я неделя октября

1

4

Занятие 4.

1.Игра – разминка «Овощи»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Нос-пол-потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Игра «Путаница»

8.Открытые и прямые слоги

9. Рефлексия

4-я неделя октября

1

5

Занятие 5.

1.Игра – разминка «Дикие животные»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Нос-пол-потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8.Открытые и прямые слоги.

9. Рефлексия

1-я неделя

ноября

1

6

Занятие 6.

1.Игра – разминка «Дикие животные»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Нос-пол-потолок»

6. «Волшебные квадратики»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8.Звук и буква Т, К

9. Рефлексия

2-я неделя ноября

1

7

Занятие 7.

1.Игра – разминка «Домашние животные»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Выложи по образцу»

6. Игра «Совушка-сова»

7.Звук и буква С,Н

8. Рефлексия

3-янеделя ноября

1

8

Занятие 8.

1.Игра – разминка «Домашние животные»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Выложи по образцу»

6. Игра «Совушка-сова»

7.Составление графических схем слова

8. Рефлексия

4-я неделя ноября

1

9

Занятие 9.

 1. Игра-разминка «Птицы»

2. Игра «Летает-не летает»

3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам»

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Упр. «Найди недостающий предмет»

7. Звук и буква Ы,Л

8. Рефлексия

1-я неделя декабря

10

Занятие 10.

1. Игра-разминка

2. Упр. «Слова на букву»

3. Корректурная проба

4. Пальчиковая гимнастика

5.  Работа в тетрадях

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Звук и буква  Ш, Б

9. Рефлексия

2-я неделя декабря

1

11

Занятие 11.

1. Игра-разминка «Цветы»

2. Корректурная проба

3. Игра «Какое что бывает»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Игра «Бывает -не бывает»

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Геометрические фигуры»

8.Звук и буква Р, В

9. Рефлексия

3-я неделя декабря

1

12

Занятие 12.

1. Игра-разминка «Цветы»

2. Корректурная проба

3. Упр. «Третий лишний»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Игра «Сесть-встать»

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Геометрические фигуры»

8. Звуковой анализ и синтез

9. Рефлексия

4-я неделя декабря

1

13

Занятие 13.

1.Игра-разминка «Транспорт»

2. Загадка

3. Корректурная проба

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа в тетрадях

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Упр. «Геометрические фигуры»

9. Звук буква  З. И

10. Рефлексия

1-я неделя января

1

14

Занятие 14.

1.Игра-разминка «Транспорт»

2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам»

3. Корректурная проба

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа в тетрадях

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Упр. «Геометрические фигуры»

9. Звук и буква Ж. Г

10. Рефлексия

2-я неделя января

1

15

Занятие 15.

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Съедобное –не съедобное»

4. Корректурная проба

5. Физ. минутка

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Найди девятое»

8. Упр. «Выложи по образцу»

9.Звук и буква Э, Я

10. Рефлексия

3-я неделя января

1

16

Занятие 16.

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Съедобное –не съедобное»

4. Корректурная проба

5. Физ. минутка

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Найди девятое»

8. Упр. «Таблицы внимания»

9.Звук и буква Е, Ю

10. Рефлексия

4-я неделя января

1

17

Занятие 17.

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Летает -не летает»

4. Корректурная проба

5. Игра «Слушай внимательно»

6. Работа в тетрадях

7. Пальчиковая гимнастика

8. Упр. «Найди все цифры»

9.Звук и буква Ь, И

10. Рефлексия

1-я неделя февраля

1

18

Занятие 18.

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Игра «Летает -не летает»

4. Корректурная проба

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Игра «Путаница»

9.Звук и буква  Ч, Щ

10. Рефлексия

2-я неделя февраля

1

19

Занятие 19.

1. «10 картинок»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Корректурная проба

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

8. Звук и буква Ф, Ъ

9. Рефлексия

3-я неделя февраля

1

20

Занятие 20.

1. «10 картинок»

2. Игра «Для чего это нужно»

3. Корректурная проба

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Игра «Отгадай, что это»

8.Преложение с предлогом  На

9. Рефлексия

4-я неделя февраля

1

21

Занятие 21.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Корректурная проба

3. Упр. Для коррекции зрения

4. Работа в тетрадях

5. Пальчиковая гимнастика

6. Графический диктант

7. Физ. минутка

8. Игра «Слушай хлопки»

9.Предложение с предлогом из

10. Рефлексия

1-я неделя марта

22

Занятие 22.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Упр. «Ритм»

3. Корректурная проба

4. Упр. Для коррекции зрения

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. Физ. минутка

9. Игра «Отгадай, что это»

10. Рефлексия

2-я неделя марта

23

Занятие 23.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Упр. «Ритм»

3. Корректурная проба

4. Физ. минутка «Четыре стихии»

5. Работа в тетрадях

6. Пальчиковая гимнастика

7. Графический диктант

8. упр. «Продолжи ряд, начатый художником»

9. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

10.Предложение с предлогом над

11. Рефлексия

3-я неделя марта

24

Занятие 24.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Корректурная проба

3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

4. Графический диктант

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Упр. «Найди такую же картинку»

7. Игра «Кричалки-шепталки-

молчалки»

8.Предложение с  предлогом под

9. Рефлексия

4-я неделя марта

1

25

Занятие 25.

1. Упр. «Запомни точно»

2. Корректурная проба

3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

4. Графический диктант

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Упр. «Найди тень»

7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

8. Предложение с предлогом с

9. Рефлексия

1-я неделя апреля

1

26

Занятие 26.

1. Игра «Слушай внимательно»

2. Игра «Что изменилось»

3. Сказка о внимательном Иванушке

4. Корректурная проба

5. Физ. минутка «Четыре стихии»

6. Подвижная игра по желанию детей

7.Предложение с предлогом к

8. Рефлексия

2-я неделя апреля

1

27

Занятие 27

1.Упражнение «Запомни точно»

2.Корректурная проба

3.Графический диктант

4. Физминутка

5.Деление слова на слоги

6.Игра на внимание

7.Игра «Слова на букву»

8.Рефлексия

3-я неделя апреля

1

28

Занятие 28

1.Упр. «Геометрические фигуры»

2.Игра  «Когда это бывает»

3.Пальчиковая гимнастика 4.Работа в тетради

5.Физ. минутка

6.Деление слов на слоги

7.Игра – разминка «Деревья»

8.Рефлексия

4-я неделя апреля

1

29

Занятие 29

1.Игра -разминка

2. Упражнение  «Продолжи ряд»

3.Игра «Дни недели»

4.Пальчиковая гимнастика

5.Графический диктант

6. Деление слов на слоги

7.Рефлексия

1-я неделя

мая

1

30

Занятие 30

1.Игра «Отгадай, какой месяц»

2. Корректурная проба

3.Упражнение «Дорисуй»

4.Пальчиковая гимнастика

5.Составление графических схем слова

6.Упражнение «Лабиринт»

7.Составление предложений

8.Рефлексия

2-я неделя

 мая

1

31

Занятие 31

1.Игра-разминка

2.Игра «Найди соседей числа»

3.Пальчиковая гимнастика

4.Работа в тетради

5.Звуковой анализ и синтез

6.Упражнение «Выложи по образцу»

7.Игра «Третий лишний

8. Рефлексия

3-я неделя

мая

1

32

Занятие 32 (итоговое)

1.Игра-разминка

2.Пальчиковая гимнастика

3.Работа в тетради

4.Звуковой анализ и синтез слов.

5.Игра «Найди лишний предмет

6.Игра «Слова на букву»

7. Рефлексия

4-я неделя

мая

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей к школе

Программа развивает общие способности ребенка, необходимые для системного обчения в школе...

Программа подготовки детей к школе "Мудрая сова"

Данная программа содержит разделы по подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных математических навыков. Программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Программа подготовки детей к школе

Программа психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе....

Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...