Тема: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в группах с учетом ФГОС ДО».
материал

 Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, на которую бы обстановка не оказывала влияния. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребенок будет жить и развиваться собственной жизнью …».

Невозможно не согласиться с данным высказыванием, так как действительно развивающая среда в детском саду представляет собой пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития индивидуальности ребёнка, его социализация.

Ещё выдающийся философ Жан Жак Руссо говорил о развивающей среде, как условии оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребёнок может развивать свои индивидуальные способности, успешно социализироваться в обществе.

Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды, так как все мы знаем, является основополагающей целью ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osnova.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Тема: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в группах с учетом   ФГОС ДО».

 Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, на которую бы обстановка не оказывала влияния. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребенок будет жить и развиваться собственной жизнью …».

Невозможно не согласиться с данным высказыванием, так как действительно развивающая среда в детском саду представляет собой пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития индивидуальности ребёнка, его социализация.

Ещё выдающийся философ Жан Жак Руссо говорил о развивающей среде, как условии оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребёнок может развивать свои индивидуальные способности, успешно социализироваться в обществе.

Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды, так как все мы знаем, является  основополагающей целью ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

      При формировании развивающей предметно-пространственной среды в группах мы учитываем следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС ДО:

- принцип свободного выбора (право выбора ребенком темы, сюжета, игрового материала, места и времени деятельности);

- принцип универсальности, который позволяет детям и воспитателям строить и менять развивающую среду, трансформируя её в соответствии с видами детской деятельности, её содержанием и перспективами развития;

- принцип системности представлен взаимообратной связью отдельных элементов среды между собой составляющими целостное развивающее поле;

- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

- принцип гуманности, который позволяет выстраивать отношения в системе «воспитатель - воспитанник» на взаимоуважении, бережном отношении к личности;

- культурологический принцип, позволяющий каждому ребенку освоить основы культуры: культуры поведения, общения, мышления, деятельности и др.

Особое внимание обращаем при создании развивающей среды на:

- насыщенность (оснащение средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.),

-трансформируемость (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

-полифункциональность (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов и т. д);

-вариативность (наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

- доступность предполагает для воспитанников, все помещения детского сада, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- безопасность (безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Развивающая предметно-пространственная среда отражается в пяти образовательных областях:

1. Социально – коммуникативная;

2. Познавательная;

3. Речевая;

4. Художественно – эстетическая;

5. Физическая.

РППС мы организовываем так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещаем оборудование по игровым зонам с учетом образовательных областей, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. В группах созданы уголки, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В группах размещены дидактический, математический уголок способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Имеются «Книжные уголки»  стимулирующие развитие познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, портреты писателей.

Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей – уголок изобразительной деятельности (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Оборудованы музыкально-театральные  уголки:

- с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр игрушек и др.)

 -наборами музыкальных инструментов: металлофон, бубен, барабан;

 -аудиовизуальные средства: магнитофон, аудиокассеты.).

    В группах присутствуют уголки ряженья для развития творческого замысла, где имеются  предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, бАнты, сумочки, зонтики и т.п.; у мальчиков - детали военной формы. Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут групп старшего дошкольного возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются в платочки, накидки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы и воспитатели. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты.

Мы делаем все для того, чтобы развивающая предметно – пространственная среда нашего учреждения соответствовала требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду ДОУ игровым оборудованием и пособиями.

Для познавательно речевого развития: комплектами игр-головоломок, наборами цветных счётных палочек Кюизенера, логическими блоками геометрических форм (блоки Дьениша), измерительным материалом, игровыми модулями (стройка, МЧС, спец.техника и тд.).

Для социально-коммуникативного развития: дополнить комплектами дидактического материала по патриотическому воспитанию, мини – музей «Родной край».

Для художественно - эстетического развития: комплект демонстрационного материала по изодеятельности, учебно-методические комплекты на темы «времена года», комплекты изделий народных промыслов.

Для физического развития: «доска поощрений» (самоанализ, самооценка, поощрение педагогом), «Книга рекордов детского сада» (запись рекордов, достижений детей).

ДИАГРАММ

Таким образом, анализ показателей достижения воспитанниками положительной динамики результатов по образовательным областям показал, что развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

     Коллектив детского сада продолжает поиск современных технологий, способствующих  организации развивающей среды, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагога. Умение педагога создавать пространство, спроектированное с учётом интересов современных детей, умение педагогов «оказаться во времени» -  задача сложная, но разрешимая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО

Организация развивающей предметно-пространственнойсреды в ДОУс учетом ФГОС  ДО...

презентация "организация развивающей предметно - пространственной среды в группе с учетом ФГОС ДОО"

КАк же организовать пространство в группе так, чтобы оно отвечало требованиям ФГОС ДОО?...

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды в  соответствии  с  тре...

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС и ООПДО

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-...

Консультация для молодых педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС ДО"

Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуа...

Реферат на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Рефератна тему:«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»...