Адаптированная основная образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 6 до 7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Моисеева С.А.

Адаптированная основная образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 6 до 7 лет, включает три основных раздела:

- Целевой раздел;

- Содержательный раздел;

- Организационный раздел.

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи, дети с 6 до 7 лет составлена на основе Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет под редакцией Нищевой Н.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_detey_6-7_let.docx95.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

        

Адаптированная основная

 образовательная Программа

для дошкольников

с тяжелыми нарушениями речи

(общее недоразвитие речи) с 6 до 7 лет

                                                                                    Разработала:

С.А. Моисеева

воспитатель

2019-2020 учебный год

Оглавление

№ п\п

Содержание

Номера страниц

1.

Целевой раздел.

1.1.

Пояснительная записка.

3

1.2.

Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы.

4-5

1.3.

Взаимодействие участников образовательного процесса.

5

1.4.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

5-6

1.5.

Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.

6

1.6.

Планируемые результаты, старший дошкольный  возраст.

6-9

1.7.

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

9-10

2.

Содержательный раздел

2.1.

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

10-11

2.2.

Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

11-14

2.3.

Образовательная область «Познавательное развитие»

14-15

2.4.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

15-17

2.5.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

17-19

2.6.

Образовательная область «Физическое развитие».

19-20

2.7.

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности.

21-23

3.

Организационный раздел

3.1.

Основные направления коррекционной и образовательной деятельности.

23

3.2.

Система коррекционной и образовательной деятельности.

23

3.3.

Распорядок дня, организация режимных моментов.

25-29

4.

Список литературы

30

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 6 до 7 лет составлена на основе  Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Нищевой Н. В.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

        Программа содержит описание задач и содержание работы во всех пяти образовательных областях для всех специалистов, работающих в группе компенсирующей направленности ДОУ, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). В программу включены тематическое планирование работы специалистов.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Программа рассчитана  на пребывание ребенка в логопедической группе пятилетнего возраста на один год. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

  1. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы.

Цельюданной Программы является построение системы работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементам грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации во всех пяти образовательных областях.

Выполнению коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов ДОУ и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Работой по  образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляет инструктор по физическому воспитанию.

В группе компенсирующей направленности ДОУ коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

  1. Взаимодействие участников образовательного процесса.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И прежде всего-учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимное  участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковые гимнастики;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Вопросам взаимодействия детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В ДОУ создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и «круглые столы», семинары, мастер-классы и т.д.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

  1. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.

      Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДОцелевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера Программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежатнепосредственной оценке в виде педагогической и\или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ.

  1. Планируемые результаты (старший дошкольный возраст с 6 до 7 лет)

Речевое развитие

  • ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми;
  • эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен;
  • пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме;
  • ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию;
  • показать на предложенных картинках названные взрослым действия;
  • показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами;
  • понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
  • понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;
  • дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
  • уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
  • ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;
  • обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;
  • не допускает ошибок при названии действий, изображенных на картинках;
  • называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
  • уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме;
  • ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах;
  • имена существительные множественного числа в родительном падеже;
  • согласование прилагательных с существительными единственного числа;
  • без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции;
  • согласовывает числительные «2» и «5» с существительными;
  • образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
  • уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме;
  • с помощью  взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану;
  • составляетрассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;
  • знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
  • объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации;
  • ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Познавательное развитие

  • ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы;
  • хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа;
  • показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо;
  • знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный;
  • различает параметры величины, владеет навыками сравнения предметов по величине;
  • умеет проводить анализ  объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали;
  • умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами  конструирования;
  • владеет навыками счета в пределах пяти;
  • у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель;
  • ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их;
  • умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы;
  • знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т.п.

Социально-коммуникативное развитие

  • ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты;
  • принимает участие в других видах совместной деятельности;
  • умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
  • положительно оценивает себя и свои возможности;
  • владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умеет выразить свои чувства словами;
  • знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов;
  • знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет;
  • с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их;
  • убирает игровое оборудование, закончив игры;
  • с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности;
  • имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.

Художественно-эстетическое развитие

  • ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи;
  • в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки;
  • использует цвет для передачи эмоционального состояния;
  • в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей;
  • в аппликации создает композиции из вырезанных форм;
  • знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует;
  • умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения.

Физическое развитие

  • общая и ручная моторика ребенка развита в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе;
  • координация движений не нарушена;
  • ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров;
  • может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами;
  • умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками;
  • может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие;
  • может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз;
  • охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку;
  • у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте;
  • в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно;
  • артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме;
  • переключаемость в норме.

  1. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом используются речевые карты и стимульный материал для проведения обследования.

    Другие специалисты группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи используют для проведения индивидуальной педагогической диагностики свой диагностический инструментарий.

    Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) являются выявление особенностей общего и речевого развития детей:

  • Состояние компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использование в речевой деятельности)

Диагностика проводится учителем-логопедом  з раза в год – сентябрь, декабрь, май.

Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

    Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

     Речевая карта к Программе предназначена для детей с общим недоразвитием речи, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении всего учебного года.

     Педагогическая диагностика осуществляется также воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором физического воспитания в начале учебного года. Все педагоги заполняют диагностические карты.

Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом включает:

  • сбор анамнестических данных;
  • исследование слухового восприятия;
  • исследование зрительного восприятия;
  • исследование пространственных представлений;
  • исследование состояния органов артикуляции;
  • состояние ручной моторики;
  • мимической мускулатуры;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • исследование экспрессивной речи;
  • исследование импрессивной речи;
  • состояние связной речи;
  • исследование фонетической стороны речи;
  • навыки фонематического восприятия;
  • навыки фонематического анализа и синтеза;
  • логопедическое заключение.

  1. Содержательный раздел

  1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

     Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

    Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

     В 2017-2018 учебном году в логопедическую группу компенсирующей направленности поступили дети с тяжелыми нарушениями речи,  имеющие 1-й, 2-й и 3-й уровни развития, а также, имеющие сопутствующие диагнозы – нарушение интеллекта, ЗПР, Заикание тяжелой степени.

При первом уровне речевого  развития средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времен, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

        При переходе  ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т.д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформированы предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех – и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая деятельность.

  1. Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам: Какой? Какая? Какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со  значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят-, глаголов с различными приставками.

      Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

     Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

     Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам. По картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны

      Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

       Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

       Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность.

Коррекция произносительной стороны речи

       Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

      Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

     Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков,  автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

     Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.

     Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

     Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

    Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из 2-х слогов, 1-го слога, 3-х слогов.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

          Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

     Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

Познакомить с новыми звуками [i, ц, ч, щ, л, ль, р, рь]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Обучение элементам грамоты

Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений.

Закрепить знание уже известных детям правил правописания.

Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У.

Развитие связной речи и речевого общения

   Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой речи.

   Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

   Учить составлять рассказы-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом плану.

   Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

  1. Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие

   Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.

   Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.

   Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.

   Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнивании предметов плоскостные и объемные фигуры.

Развитие психических функций

   Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.

   Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

   Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4-8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

   Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).

   Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

Формирование целостной картинки мира.

Познавательно-исследовательская деятельность

Расширять представления о родной стране как о многофункциональном государстве,  родном городе и его достопримечательностях.

Формировать представление о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.

Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.

Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, праздниках.

Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.

   Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.

   Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.

   Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

   Систематизировать знания о временах года и частях суток.

   Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.

Развитие математических представлений

Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы (сколько всего? который по счету?).Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10.

Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).

Совершенствовать навык сравнения группмножеств и их уравнивания разными способами.

Познакомить  с составом числа из единиц в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть.

Формировать представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.

Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета  на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.

Учить измерять объем условными мерками.

   Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб. цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

   Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

   Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.

   Закрепить представление о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.


2.4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Формирование общепринятых норм поведения

   Приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций.                           Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения.

  Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.

  Учить быть требовательным к себе и окружающим.

Прививать такие качества, как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие.

 Формировать представления о правах и обязанностях ребенка.

Формирование гендерных и гражданских чувств

Продолжать формирование Я – образа.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.

Воспитывать в девочках скромность, умение заботиться об окружающих.

Воспитывать любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.

Развитие игровой и театрализованной деятельности

Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду.

Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий.

Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность. Учить справедливо, оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Подвижные игры

Учить детей овладевать основами двигательной и гигиенической культуры. Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. Учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила. Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости.

Настольно-печатные дидактические игры

Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры - «ходилки», головоломки). Учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать  навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.

Сюжетно-ролевая игра

Обогащать и расширять социальный опыт детей. Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов. Учить самостоятельно, организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий. Развивать эмоции, воспитывать гуманные чувства к окружающим.

Театрализованные игры

Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.

   Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.

Совместная трудовая деятельность

Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых. Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.

Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом творчество, инициативу, ответственность. Учить доводить дело до конца, бережно относиться к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам.

Совершенствовать навыки самообслуживания.

Прививать желание участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности, наводить порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы.

Развивать желание заниматься ручным трудом, ремонтировать вместе со взрослыми книги, игр, игрушки; изготавливать поделки из природного материала; делать игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Формирование предпосылок экологического сознания

Учить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах, за городом, с лесу, вблизи водоемов.

Совершенствовать знание правил дорожного движения, продолжать знакомить с некоторыми дорожными знаками (Осторожно -  дети. Пешеходный переход. Велосипедная дорожка).

   Продолжать знакомить детей с работой специального транспорта.

   Познакомить с работой службы МЧС.

   Закрепить правила поведения с незнакомыми людьми.

   Закрепить знание каждым ребенком своих домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

   Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Закреплять представления о том, что общаться с животными необходимо так, чтобы не причинять вреда ни им, ни себе.

  1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Восприятия художественной литературы

Развивать интерес с художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.

Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Учить выразительно, читать стихи, участвовать в инсценировках.

Конструктивно-модельная деятельность

Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.

Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу – из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, конусов, пластин).

Формировать навык коллективного сооружения построек в соответствии с общим замыслом.

Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, работать по готовой выкройке.

   Продолжать учить выполнять поделки из природного материала.

Изобразительная деятельность

Рисование

   Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.

   Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов.

Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: акварелью, цветными карандашами, цветными мелками.

Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома, Гжель, Городец)и развивать  декоративное творчество.

Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.

Аппликация

   Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники – в полоски и т.п.).

   Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.

Лепка

   Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры из различных материалов (пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали. Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.

   Учить создавать коллективные сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.

   Знакомить детей с особенностями декоративной лепки, учить лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек.

Музыкальное развитие

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.

Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.

   Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание

   Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.

   Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).

   Развивать умение  слушать  и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.

Пение

   Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни  разного характера. Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными    фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать формирование навыков сольного пения.

Музыкально-ритмические движения

Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом.

Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг).

Учить, плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах.

Учить  пляскам, в которых используются эти элементы.

  1. Образовательная область «Физическое развитие».

Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей детей шестого года жизни.

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

Использовать такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты.

Основные движения

Ходьба и бег

Совершенствовать навыки ходьбы на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полу присяде, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо. Совершенствовать навыки ходьбы в колонне по одному, по двое.

Совершенствовать навыки бега на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, «змейкой». Врассыпную.

Совершенствовать навыки ходьбы в чередовании с бегом, с изменением скорости, челночного бега.

Ползание и лазание

Совершенствовать умение ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони; «змейкой» между предметами, толкая перед собой головой мяч (расстояние 3-4 метра), ползания по гимнастической скамейке на животе, на коленях; ползания по гимнастической скамейке с опорой на колени и предплечья.

Прыжки

Совершенствовать умение выполнять прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед. Обучать прыжкам разными способами: ноги скрестно – ноги врозь, одна нога вперед – другая назад; перепрыгивать с ноги на ногу  на месте, с продвижением вперед. Учить прыгать в длину с места и с разбега; в высоту с разбега.

Катание, ловля, бросание

Закрепить и совершенствовать навыки катания предметов (мячей разного диаметра) различными способами. Обучать прокатыванию предметов в заданном направлении на расстоянии до 5 м (по гимнастической скамейке, по узкому коридору шириной 20 см в указанную цель: кегли, кубики и т.п.) с помощью двух рук.

Учить бросать вдаль мешочки с песком и мячи, метать предметы в горизонтальную и вертикальную цель (расстояние до мишени 3-5 м).

Строевые упражнения

Совершенствовать умение строиться в колонну по одному, парами, в круг, в одну шеренгу, врассыпную. Закрепить умение перестраиваться из колонны по одному в колонну по два, по три, в круг. Обучать детей расчету в колонне и в шеренге «по порядку», «на первый-второй»; перестроению из колонны по одному в колонну по два, во время ходьбы; размыканию и смыканию с места, в различных построениях (колоннах, шеренгах, кругах), размыканию в колоннах на вытянутые вперед руки, на одну вытянутую вперед руку, с определением дистанции на глаз; выполнению поворотов направо и налево, кругом на месте и в движении различными способами, равнению в затылок в колонне.

Общеразвивающие упражнения

Осуществлять дальнейшее совершенствование движений рук и плечевого пояса, учить разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать вверх руки со сцепленными в «замок» пальцами; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Учить выполнять упражнения для развития и укрепления мышц спины, поднимать и опускать руки, стоя у стены; поднимать и опускать поочередно прямые ноги, взявшись руками за рейку гимнастической стенки на уровне пояса; наклоняться вперед и стараться коснуться ладонями пола; учить наклоняться в стороны, не сгибая ноги в коленях; поворачиваться. Разводя руки в стороны; поочередно отводить ноги в стороны из упора присев; подтягивать голову и ноги к груди, лежа; подтягиваться на гимнастической скамейке.

Учить выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и ног; приседать, поднимать руки вверх, в стороны, за спину; выполнять выпад вперед, в сторону, совершая движения руками; катать и захватывать предметы пальцами ног.      При выполнении упражнений использовать различные исходные положения (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях и др.). Учить выполнять упражнения как без редметов, так и с различными предметами (гимнастическими палками, мячами, кеглями, обручами, скакалками и др.).

Спортивные упражнения

   Совершенствовать умение катать друг друга на санках, кататься с горки на санках, скользить по ледяной дорожке с разбега.

Спортивные игры

   Формировать умение играть в спортивные игры: городки (элементы), баскетбол (элементы), футбол (элементы).

Подвижные игры

  Формировать умение участвовать в играх-соревнованиях и играх-эстафетах, учить, самостоятельно организовывать подвижные игры.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Продолжать закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.

Продолжать формировать правильную осанку, проводить профилактику плоскостопия.

Ежедневно использовать такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения, спортивные игры на прогулке с использованием спортивного оборудования.

   Совершенствовать навыки самообслуживания, умения следить за состоянием одежды, прически, чистотой рук и ногтей.

   Закрепить умение быстро одеваться и раздеваться, самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, аккуратно складывать одежду.

   Продолжать работу по воспитанию культуры еды.

   Расширять представления о строении организма человека и его функционировании.

   Расширять представление о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

  1. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности.

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Итоговое мероприятие,  праздничные даты

Сентябрь

1-2

Обследование

Праздник «День знаний»

3

Осень. Признаки осени.

Интегрированное занятие

4

Осенние месяцы. Деревья осенью.

Октябрь

1

Овощи. Труд на полях и в огородах.

Коллективная аппликация «Вот так урожай!»

2

Фрукты. Труд в садах.

Выставка рисунков «Мои любимые фрукты»

3

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»

4

Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету.

Коллективная работа - Коллаж  «Необычные птицы»

Ноябрь

1

Поздняя осень.  Грибы и ягоды.

Лепка «Полное лукошко»

2

Домашние животные и их детеныши.

Ручной труд Поделки из яичной скорлупы.

3

Дикие животные и их детеныши.

Рисование Зверей

4

Осенние обувь, одежда, головные уборы.

Выставка поделок из пластилина, соленого теста «Моя любимая одежда» (совместное с родителями творчество)

Декабрь

1

Зима. Зимующие птицы.

Изготовление кормушки для птиц

2

Мебель.

Изготовление мебели из спичечных коробков

3

Посуда.

Лепка посуды из теста

4

Новый год.

Новогодний утренник

Январь

1

У детей зимние каникулы.

2

Транспорт. Классификация транспорта. Профессии на транспорте.

Конструирование машин из деталей деревянного конструктора

3

Труд на селе зимой.

Посещение музея

4

Орудия труда. Инструменты.

Сюжетно-ролевая игра «В мастерской»

Февраль

1

Животные жарких стран.

Рассматривание атласа

2

Комнатные растения.

Труд в природе Уборка в уголке природы

3

Наша армия.

Праздничное развлечение

4

Животный мир морей и океанов.

Рассматривание иллюстраций

Март

1

Ранняя весна.

Праздничный утренник

2

Перелетные птицы весной.

Коллективный труд в уголке природы

3

Поздняя весна.

Аппликация «Весенний ковер

4

Родной город.

Составление рассказа о своей улице, дворе

Апрель

1

Наша Родина Россия.

Разучивание стихов о России

2

Космос.

Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся в полет»

3

Столица России – Москва.

Беседа о Москве

4

Скоро в школу.

«Круглый стол» с родителями

Май

1

У детей весенние каникулы.

2

Правила дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Дядя Степа – постовой»

3

Лето. Насекомые.

Аппликация «Красивые бабочки»

4

Лето. Цветы на лугу.

Рисование «Цветочный ковер»

Июнь

1

Повторение пройденного материала

2

3

4

(развернутое комплексное планирование см. приложение к программе)

  1. Организационный раздел

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности.

В соответствии с профилем группы, образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического. Физического и нравственного развития и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

   Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей,  мы включили задачи речевого развития не только в образовательную  область «Речевое развитие», но и в другие области.

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности.

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается 1 сентября, длится 10 месяцев (до 1 июля) и условно делится на три периода.

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период – декабрь, январь, февраль;

III период – март, апрель, май, июнь

  1-2 недели  сентябряотводятся всем специалистам для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления,  обсуждения, и корректировки адаптированной образовательной программы всеми

специалистами группы.

С третьей недели сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми.

Распределение подгрупповых логопедических занятий

Длительность занятий, мин

Количество занятий в периоды

Подготовительная группа

30

I

II

III

2ЛГ, Ф,  СР

2ЛГ, Ф, СР

2ЛГ, Ф, СР

Всего занятий в неделю

4

4

4

 Индивидуальные занятия – ежедневно по графику занятости детей (не менее 3-х раз в неделю с каждым ребенком).

С 1-го по 10 января – зимние каникулы – (проводятся индивидуальные занятия, речевые и подвижные игры)

        

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МДОУ «Детский сад №17»

_______Т.А. Рогожкина

Приказ №____от «____» 2018г.

Циклограмма непрерывной образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад №17»

 на 2018 – 2019 учебный год

логопедическая подготовительная группа №6

Дни недели

Периоды

I

II

III

Понедельник

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Конструирование/ Художественный труд

9.40-10.10

Конструирование/ Художественный труд

9.40-10.10

Конструирование/ Художественный труд

9.40-10.10

Двигательная деятельность 10.20-10.50

Двигательная деятельность 10.20-10.50

Двигательная деятельность 10.20-10.50

Вторник

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Рисование

9.40-10.10

Рисование

9.40-10.10

Рисование

9.40-10.10

Занятие с психологом

10.20-10.50

Занятие с психологом

10.20-10.50

Занятие с психологом

10.20-10.50

Музыкальная деятельность

16.00-16.30

Музыкальная деятельность

16.00-16.30

Музыкальная деятельность

16.00-16.30

Среда

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование./ Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения 9.40-10.10

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование./ Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения 9.40-10.10

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование./ Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения 9.40-10.10

Среда

Двигательная деятельность на прогулки 12.00-12.30

Двигательная деятельность на прогулки 12.00-12.30

Двигательная деятельность на прогулки 12.00-12.30

Математическое и сенсорное развитие  

16.00-16.30

Математическое и сенсорное развитие  

16.00-16.30

Математическое и сенсорное развитие  

16.00-16.30

Четверг

Математическое и сенсорное развитие  

9.00-9.30

Математическое и сенсорное развитие  

9.00-9.30

Математическое и сенсорное развитие  

9.00-9.30

Лепка/Аппликация

9.40-10.10

Лепка/Аппликация

9.40-10.10

Лепка/Аппликация

9.40-10.10

Двигательная деятельность 10.20-10.50

Двигательная деятельность 10.20-10.50

Двигательная деятельность 10.20-10.50

Пятница

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Логопедическое 9.00-9.30

Рисование

9.40-10.10

Рисование

9.40-10.10

Рисование

9.40-10.10

Музыкальная деятельность

10.35-11.05

Музыкальная деятельность

10.35-11.05

Музыкальная деятельность

10.35-11.05

Приобщение к истокам русской народной культуры

16.00-16.30

Приобщение к истокам русской народной культуры 16.00-16.30

Приобщение к истокам русской народной культуры 16.00-16.30

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов.

Образовательная область. Направления деятельности.

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы.

2

Познавательное развитие.  Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

2

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

1

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

2

Художественно-эстетическое развитие.Лепка\аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповые занятия с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с учителем-логопедом

3

Индивидуальные занятия с воспитателем

3

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МДОУ «Детский сад №17»

__________________ (Т.А. Рогожкина)

Приказ № _____ от «___»___2018 года.

РЕЖИМ ДНЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (С 6 ДО 7  ЛЕТ)

(холодный период) Режим работы: 12часов

Виды деятельности

Подготовительная к школе группа

Время

Длительность

В образовательном учреждении

Приём детей. Осмотр. Игры. Труд. Творчество детей. Слушание художественной литературы. Индивидуальная работа с детьми. Общение. Самостоятельная деятельность

07.00-08.20

80

Утренняя гимнастика

08.20-08.30

10

Самообслуживание. Дежурство (вводится со средней группы – вторая половина учебного года)

08.30-08.35

5

Культурно-гигиенические процедуры

08.35-08.40

5

Подготовка к завтраку. Завтрак

08.40-08.55

15

Культурно-гигиенические процедуры. Игры

08.55-09.00

5

НОД

Непосредственно образовательная деятельность

09.00-10.50

30

30

30

Перерывы между НОД

20

2 Завтрак

10.10-10.20

10

Совместная деятельность. Слушание, беседы, игры

-

-

Подготовка к прогулке. Прогулка 1. Подвижные игры. Элементарный бытовой труд. Наблюдения. Физкультурно-развлекательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми по отработке основных движений. Ролевые игры и т.д.

10.50-12.30

100

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.30-12.35

5

Обед.

12.35-12.55

20

Культурно-гигиенические и оздоровительные процедуры. Подготовка ко сну

12.55-13.00

5

Дневной сон

13.00-15.00

120

Постепенный подъём. Культурно-гигиенические воздушно-водные процедуры

15.00-15.20

20

Полдник

15.20-15.40

20

Непосредственно образовательная деятельность

15.40-

17.15

30/0

Самостоятельная деятельность, игры, досуги, общение по интересам, театрализация, индивидуальная работа и т.д.

65/95

Культурно-гигиенические процедуры, подготовка к ужину.

17.15-17.20

5

Ужин

17.20-17.40

20

Культурно-гигиенические процедуры, подготовка к прогулке

17.10-17.20

10

Прогулка 2. Командные игры-эстафеты. Подвижные игры. Развлечения на улице. Индивидуальная работа с детьми по основным движениям. Самостоятельные игры.  Постепенный уход домой.

17.20-19.00

100

Общий подсчет

На непосредственно образовательную деятельность

90/ 90+30

На прогулку

200

На самостоятельную деятельность (без учёта времени на самостоятельные игры на прогулке)

150/180*

Режим дома: прогулка, ужин, спокойные игры, культурно-гигиенические процедуры.

Ночной сон

19.00-20.40

20.40-06.30

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МДОУ «Детский сад №17»

__________________ (Т.А. Рогожкина)

Приказ № _____ от «___»___2018 года.

РЕЖИМ ДНЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (С 6 ДО 7  ЛЕТ)

(теплый период) Режим работы: 12часов

Виды деятельности

Подготовительная к школе группа

Время

Длительность

В образовательном учреждении

Приём детей. Осмотр. Игры. Труд. Творчество детей. Слушание художественной литературы. Индивидуальная работа с детьми. Общение. Самостоятельная деятельность

07.00-08.25

85

Утренняя гимнастика

08.25-08.35

10

Самообслуживание. Дежурство (вводится со средней группы – вторая половина учебного года)

08.20-08.25

5

Культурно-гигиенические процедуры

08.35-08.40

5

Подготовка к завтраку. Завтрак

08.40-08.55

15

Культурно-гигиенические процедуры. Игры. Совместная деятельность. Слушание, беседы.

08.55-09.30

35

2 Завтрак

10.10-10.20

10

Подготовка к прогулке. Прогулка 1. Подвижные игры. Элементарный бытовой труд. Наблюдения. Физкультурно-развлекательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми по отработке основных движений. Ролевые игры и т.д.

09.30-12.30

180

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.30-12.35

5

Обед.

12.35-12.55

20

Культурно-гигиенические и оздоровительные процедуры. Подготовка ко сну

12.55-13.00

5

Дневной сон

13.00-15.00

120

Постепенный подъём. Культурно-гигиенические воздушно-водные процедуры

15.00-15.20

20

Полдник

15.20-15.40

20

Самостоятельная деятельность, игры, досуги, общение по интересам, театрализация, индивидуальная работа и т.д.

15.40-

17.15

95

Культурно-гигиенические процедуры, подготовка к ужину.

17.15-17.20

5

Ужин

17.20-17.35

15

Культурно-гигиенические процедуры, подготовка к прогулке

17.35-17.40

5

Прогулка 2. Командные игры-эстафеты. Подвижные игры. Развлечения на улице. Индивидуальная работа с детьми по основным движениям. Самостоятельные игры.  Постепенный уход домой.

17.40-19.00

100

Общий подсчет

На непосредственно образовательную деятельность

-

-

На прогулку

260

На самостоятельную деятельность (без учёта времени на самостоятельные игры на прогулке)

180

Режим дома: прогулка, ужин, спокойные игры, культурно-гигиенические процедуры.

Ночной сон

19.00-20.40

20.40-06.30

Учебный план                                                                                                                                    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17»                                                                                                        в подготовительная группе  №6 для детей с нарушением речи

на 2018-2019 учебный год

Длительность НОД -30 мин.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе –  1,5 часа.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 30 минут в день.

Обязательная часть образовательного процесса в подготовительной к школе группе составляет  60 % , часть формируемая участниками образовательных отношений 40%.

Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

№ п/п

Части образовательного процесса

Количество

 занятий в неделю

Время затраченное на НОД в неделю

Время затраченное на НОД в год

Количество занятий в год

1

Основная часть

Адаптированная образовательная программа

1 период

2 период

3 период

1.1

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

1.1.1

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения

1

1

1

30 мин

12 ч/720 мин

36

1.1.2

Математическое и сенсорное развитие

1

1

1

30 мин

12 ч/720 мин

36

1.2

Речевое развитие

1.2.1

Логопедическое

4

4

4

120

мин

120 мин

120

мин

76ч/4560мин

152

1.2

«Чтение художественной литературы»

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.3

 Художественно-эстетическое развитие

1.3.1

Изобразительная деятельность

    1.

Занятие «Рисование»

2

2

2

60мин

30час/

1800мин

72

2.

Занятие «Лепка»

0,5

0,5

0,5

15 мин

7,5час/450мин

18

3.

Занятие «Аппликация»

0,5

0,5

0,5

15 мин

7,5час/450мин

18

1.4.2

Конструктивно-модельная деятельность

1.

«Конструирование»

1

1

1

30мин

12ч/720 мин

36

1.4.3

Музыкальная деятельность

1.

Музыкальная

деятельность

2

2

2

60 мин

30час/

1800мин

72

1.4

Социально-коммуникативное развитие

1.4.1

Коммуникативная деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4.2

Игровая деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4.3

Трудовая деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4.4

Занятие с психологом

Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик»

1

1

1

30мин

12ч/720 мин

36

1.5.

ИТОГО:

13

13

13

6,2ч/390 мин

6,2ч/390 мин

6,2ч/390 мин

247ч/14820

мин

494

2.

Часть,  формируемая участниками образовательных отношений

2.1

Физическое развитие

Двигательная деятельность

1.

Физкультурное занятие

3

3

3

90 мин

3240 мин (54 час)

108

2.2

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

1.

Н.В. Алешиной «Ознакомление с окружающим и социальной действительностью»

Н.В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников»

Реализуют в процессе НОД

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

2.

Методический комплекс для работы с детьми  «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

2.2

Кружковая работа

-

-

-

-

2.4

ИТОГО:

3

3

3

90 мин

90 мин

90 мин

3240 мин (54 час)

108

3.

ВСЕГО:

16

16

16

8ч/480мин

8ч/480мин

8ч/480мин

304ч/18240

мин

608

*Ознакомление с художественной литературой (в 3 периоде) и речевое развитие дошкольников проводится в совместной деятельности воспитателя  с детьми.

Циклограмма непрерывной непосредственной образовательной  деятельности учителя-логопеда

День недели

Часы работы

Подгрупповые занятия с детьми

Индивидуальные занятия с детьми

Обсуждение заданий коррекционного часа, оформление индивидуальных логопедических тетрадей

Итого

часов

Понедельник

9.00-13.00

9.00-9.50

10.00-12.30

12.30-13.00

4

Вторник

9.00-13.00

9.00-9.50

10.00-12.30

12.30-13.00

4

Среда

9.00-13.00

9.00-9.50

10.00-12.30

12.30-13.00

4

Четверг

9.00-13.00

9.00-9.50

10.00-12.30

12.30-13.00

4

Пятница

9.00-13.00

9.00-9.50

10.00-12.30

12.30-13.00

4

Итого часов

1 час

2 часа 30 мин

30 мин

Часов в неделю

20

Список литературы

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, под редакцией Н. В. Нищевой. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.;
  2. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда, автор Нищева Н. В.: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  3. Программа развития и воспитания  в детском саду «Детство» под ред. Гогоберидзе А.Г., Бабаевой Т.И.;
  4. Комплексное планирование для логопедических групп, автор-составитель А.Р. Сайфулина, Издательство «Учитель», 2012.
  5. Технология организации логопедического обследования, методическое пособие, О.Е. Грибова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет

Представлена примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) 4-5 лет....

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Адаптированная основная образовательная программа – это инновационный программный документ для группы комбинированного вида. Она предназначена для обучения детей дошкольного возраста (с 5 до 7 л...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...