Доклад : «Проектная и исследовательская деятельность дошкольников»
проект (старшая группа)

Потапова Ирина Ивановна

 

Старший дошкольный возраст предполагает  использование более сложных форм проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie_starshih_doshkolnikov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

       Доклад  : «Проектная и исследовательская деятельность дошкольников»

Старший дошкольный возраст предполагает  использование более сложных форм проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.  ____________________________________________________________________

Слайд № 1  :  « Основные компоненты проблемной ситуации :

- неизвестное, т. е. усваиваемое ребёнком новое знание или способ деятельности

- познавательная деятельность

- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знания

Комментарий : Чтобы было понятнее, создадим ( введём вас в) проблемную ситуацию

 Педагог предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические ). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски. ( Провести с присутствующими опыт)

 Неизвестное в данном случае — почему только металлический шарик остановился посередине доски. Возникло противоречие : шарик должен скатиться, но не скатился. Почему? ( предположение педагогов )

В данной ситуации дети задумываются, пытаются высказать свои предположения.

 Далее наступает момент познавательной деятельности. Необходимо обследовать доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков.

 В этот момент дети проявляют творческие способности — что-то предполагают. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие.

 Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т.к. основано на эмоциональном восприятии.

_____________________________________________

 Слайд № 2 : Проблемное обучение в поисково- экспериментальной деятельности.

 ( фото  с шариками, палочки и бумажки, магнитом и фонариком с батарейками...)

 В нашем детском саду прошел  ряд занятий по проблемному обучению с применением  поисково-экспериментальной деятельности, где дети знакомились со свойствами магнита, электричества, силой гравитации и притяжения, со свойствами света и др.

_______________________________________________________

Слайд № 2 : Свойства магнита

  (фото 100126, 101747, 100102 )

  ( фото 100516, 100549 )

В ходе познавательной деятельности, для решения проблемных задач, дети исследовали предметы, высказывали предположения, доказывали или опровергали их проводя эксперимент., делали вывод.

Слайд № 3 : Свойства электричества и свойства света

( фото опыты со статическим электричеством, с фонариком и лучом света)

 

Слайд № 4 : Творческие возможности.

 ( фото 101248, 101730, 101938, 102513, 102708, 102821 )

( фото с висящими шариками на стене, с фонариком и конвертом, игра « Рыболов», изготовление компаса )

 Комментарии : На протяжении поисково- экспериментальной деятельности детям предлагалось несколько проблемных ситуаций. Дети  применили полученные через познавательную деятельность знания, в самостоятельном изготовлении компаса и игры « Рыболов», украшении группы шариками, прочтении письма в конверте, не открывая его, где проявили творческие способности., а так же в других видах деятельности.

 

Слайд № 5 : Преемственность школы и детского сада

( фото 123724, 124011, 124055, 124601, 125402 )

 Комментарий :   Мы активно сотрудничаем со школой, что даёт детям возможность расширить свои знания и поделиться с другими ребятами уже имеющимися знаниями. В рамках «Недели науки», проходившем в нашем комплексе, ребята нашего сада смогли пообщаться со школьниками, где провели ряд опытов.

___________________________________________________________________

Слайд № 6 : « Зона ближайшего развития ( ЗБР) »

Комментарий : Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ». , чтобы ребёнок смог разрешить её только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

 Заключение : Проблемное обучение способствует формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.

                     

                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Доклад  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»...

Презентация к докладу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Презентация к докладу    «Развитие познавательно-исследовательской  деятельности дошкольников»...

Доклад для педагогов на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности» Тема доклада:«Организация проектно...

«Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», доклад

Уровень обр. орг.,Педагогический совет №3 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности»...

«Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, позн...